Физика для малышей 1983 год скачать Советский учебник

 Физика для малышей

 Физика для малышей 1983

Книга награждена Бронзовой медалью ВДНХ СССР

Книгоиздательство: "Педагогика" 1983

Авторство: Леонид Леонидович Сикорук

Формат: DjVu, Размер файла: 17.2 MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

 ЗВУК 
 От автора 5 
 О «дрожалке» и «пищалке» 10 
 Сличенный телефон 13 
 Как звук сделать громче 17 
 Зачем зайцу длинные уши 20 
 Как увидеть свой голос 23 
 Почему поет пластинка 28 
 Как аукнется, так и откликнется 29 
 Вопросы и задания 34 
  
 СВЕТ 
 Солнечные зайчики 38 
 Фокусы с зеркалами 42 
 Первобытный фотоаппарат 50 
 Вопросы и задания 57 
  
 ТЕПЛОТА 
 Греет ли шуба 60 
 Термометр из бутылки 64 
 Как шаги переделать в огонь 68 
 Вопросы и задания 73 
  
 ЖИДКОСТИ, ГАЗЫ И ТВЕРДЫЕ ТЕЛА 
 Почему взлетает воздушный шар 76 
 Почему дует ветер 79 
 Жидкие камни 82 
 Твердая вода 86 
 Почему идет дождь 90 
 Почему идет снег 92 
 Вопросы и задания 97 

  

 ПРОСТРАНСТВО И ДВИЖЕНИЕ 

 Как в кино делают лилипутов 100 

 Как оживить солдатика 102 

 Кто куда едет 106 

 Солнечные часы 107 

 Вопросы и задания 113 

  
 ИНЕРЦИЯ И РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ 
 Ленивые колеса 116 
 Как Лёня стал фокусником 118 
 «Реактивная» консервная банка 121 
 «Реактивные» игрушки 125 
 Игрушка, которая покорила космос 129 
 Зачем кораблю паруса 132 
 Старая мельница 135 
 Почему взлетает воздушный змей 140 
 Вопросы и задания 144 
  
 ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ 
 Как добыть немного электричества 148 
 Лампочки на елке 152 
 Про магниты 156 
 Волшебный гвоздик 160 
 Вопросы и задания 164

Скачать учебник  СССР - Физика для малышей 1983 года  

Скачать

     Скачать...

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ........... ПОДРОБНЕЕ

 

Отрывок из учебника

 ЗВУК 

  

      О «ДРОЖАЛКЕ» И «ПИЩАЛКЕ» 

      Таня на кухне готовила обед, Иришка читала книгу, а Лене заняться нечем. Он подошел к чертежному столу. На нем лежала рейсшина — длинная 

      и тонкая линейка для черчения. Лёня сдвинул рейсшину так, что один конец ее свесился со стола, и дернул за него — рейсшина закачалась. Лёня сделал конец покороче и снова дернул — рейсшина затряслась быстрее. Лёня сделал конец еще короче, дернул, а рейсшина как загудит! 

      Пришла из кухни Таня, подошла к столу, повертела в руках рейсшину. Потом она приложила ее к краю стола, прижала ладонью и дернула за кончик — рейсшина загудела. 

      — Ну, конечно, раз дрожит — значит гудит, — сказала Таня. Сделала она кончик короче, дернула — рейсшина задрожала очень быстро и загудела тонким голосом. Сделала кончик подлиннее — рейсшина затряслась медленнее и загудела сердитым голосом. 

      Лёня и Иришка очень внимательно следили за тем, что делала Таня, наконецЛёня сказал: 

      — Выходит, чем короче кончик рейсшины, тем тоньше звук, а чем длиннее кончик, тем звук сердитее? 

      — Выходит, так, — согласилась Таня. — А еще вот что можно придумать... Проволочка есть? 

      — Есть, — сказал Лёня и принес тонкую проволочку. Таня зацепила один конец проволочки за ящик письменного стола и слегка ее натянула. После этого она дернула проволочку посередине — проволочка загудела. Таня натянула проволочку сильнее и опять дернула — проволочка пискнула тоненько. Таня стала натягивать проволочку то сильнее, то слабее, от этого проволочка пищала то тоненьким, то сердитым голосом. Вдруг Иришка побежала в детскую комнату. Оттуда она вернулась со смычком от скрипки. Стала Иришка водить смычком по проволочке, а Таня натягивать проволочку то сильнее, то слабее. И все услышали, что получается у них песенка: «Чижик-пыжик, где... ты... был?..» 

      То-то смеху и радости было! А когда успокоились, Таня сказала детям: 

      — Прикоснитесь легонько пальцами к своему горлышку. А теперь закричите! 

      И дети закричали звонко-звонко. Кричат и чувствуют, что горло дрожит. 

      Между прочим, ты тоже можешь проделать все то, что делали Таня, Иришка и Лёня. 

      При проведении экспериментов, описанных в рассказе, обязательно обратите внимание ребенка на то, что звучат только дрожащие предметы. Ребенок может спросить: почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь. Дело в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим. Нужно объяснить детям, что густые «сердитые» голоса называются низкими. Низкие голоса у медвёдей, бегемотов, тигров... Самый низкий мужской голос называется бас. Самый низкий женский голос — контральто. 

      Тоненькие голоса называются высокими. Высокие голоса у мышей, птиц, зайцев... Самый высокий женский голос называется сопрано, самый высокий мужской голос — тенор. 

      Опыт с рейсшиной можно заменить опытом с ученической линейкой. Прижимать линейку к столу нужно сильно, так, чтобы при дрожании прижатый конец не стучал по столу, иначе это может создать у ребенка неправильное представление о причинах возникновения звука. Нужно добиваться, чтобы линейка издавала бархатистый звук, напоминающий звук контрабаса, когда на нем играют пиццикато (щипком). 

      Опыт с проволочкой и смычком можно провести и без смычка, играя на ней пиццикато. Для того чтобы проволочка издавала звуки различной высоты, ее нужно натягивать с разной силой. После некоторой тренировки вы наверняка сможете исполнить простенькие мелодии. Очень важно, чтобы этот опыт повторили дети. 

      

      СПИЧЕЧНЫЙ ТЕЛЕФОН 

      Однажды пришел монтер и стал устанавливать телефон. Когда он закончил работу, Лёня сказал, глядя на новенький телефон: 

      Вот бы нам такой! 

      А кому же я этот телефон поставил? Теперь этот телефон ваш. 

      Нам не такой нужен, нам нужен свой, чтобы я мог с завода Иришке в больницу звонить. 

      А где больница и завод? — поинтересовался монтер. Больница на диване, — сказал Лёня, — а завод в нашей комнате. щ 

      Так-так... — задумался монтер. — Спички есть? 

      Есть! 

      — А нитки? 

      — Нитки тоже есть. 

      — Тащите! 

      Монтер вдел в иголку нитку, потом высыпал спички из коробки и проткнул ее донышко иголкой. После этого он выдернул нитку из иголки. А чтобы 

      кончик нитки не выскочил из коробки, привязал к нему спичку. Ко второму концу нитки монтер точно так же прикрепил вторую коробку из-под спичек. Когда он закончил эту работу, подал детям обе коробки и сказал: 

      — Ты, Иринушка, стой здесь, 

      Лёня, беги на свой завод. 

      Взяла Иришка свою коробку и ждет, а Лёня побежал в детскую комнату. Там он остановился, и нитка между коробками натянулась, как струна. Лёня приложил коробку к губам, а Иришка свою - к уху. 

      Иришка, ты меня слышишь? 

      Я тебя и без телефона хорошо слышу. 

      А ты закрой второе ухо рукой, — сказал монтер. 

      Закрыла Иришка второе ухо ладошкой. 

      Иришка! — снова закричал Лёня. 

      Вот теперь хорошо в телефон слышно, — сказала Иришка и приложила свою коробку к губам. 

      Лёня!.. Ой! 

      Что «ой»? — спросил монтер. 

      Пальцу щекотно, — сказала Иришка. 

      А что же его щекочет? 

      Донышко коробки, — говорит Иришка. 

      Значит, дрожит? — спросил монтер. 

      Да, — согласилась Иришка. 

      Донышко дрожит и нитку дрожать заставляет, — добавил монтер.

      А я знаю! — закричал Лёня. 

      Что ты знаешь? — поинтересовался монтер. 

      Бежит дрожь по ниточке к моей коробке и заставляет ее донышко дрожать, и от этого снова получается звук. 

      Правильно. Ну, а когда мы разговариваем без спичечного телефона, как звук моего голоса долетает до твоего уха? Ведь ниточки нет, что же дрожит? 

      Задумались дети. Думали, думали, вот Иришка и говорит: Знаете, это воздух дрожит. Приложите-ка пальцы к горлу. Монтер приложил. 

      А теперь скажите «а-а». 

      А-а-а, — сказал монтер. 

      Чувствуете, как горло дрожит? 

      Чувствую. 

      Ну вот, когда мы говорим, горло дрожит, и от него начинает дрожать воздух, от этого по воздуху, как по воде, волны бегут, только в воздухе их не видно, зато слышно. 

      Ну, что же, молодцы, — сказал монтер и улыбнулся детям на прощание. 

      

      Сделай и ты телефон из нитки и спичечных коробок. Поговори с кем-нибудь по этому телефону, а потом прикоснись пальцем к нитке. Услышат ли тебя? 

      Почему, если к нитке прикоснуться пальцем, звук до второй коробочки не добегает? 

      

      При изготовлении игрушечного телефона нужно иметь в виду, что нитка, натянутая между двумя коробочками, не должна касаться никаких предметов, в том числе пальцев, которыми держат коробочку. Надо объяснить детям, что если нитка прикасается к какому-нибудь предмету, то дрожение нитки передается этому предмету и дальше не распространяется. Поэтому во второй коробочке звука не слышно. 

      Вместо спичечных коробок можно взять любые другие коробочки подходящих размеров: из-под пудры, зубного порошка, скрепок. Один мальчик написал мне, что он использовал вместо ниточки тонкую проволочку без мягкой изоляции длиной в сорок шагов. Этот опыт он делал с приятелями на улице, и было очень хорошо слышно. 

      Можно показать детям, что звук распространяется не только по ниточке, но и по другим предметам. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, то можно услышать звук плещущихся рядом людей, далеко работающего мотора катера и т. п.

      Звук хорошо распространяется в металлах. Чтобы убедиться в этом, можно постучать по отопительной батарее. В соседней квартире этот звук будет слышен очень хорошо. Конечно, не надо злоупотреблять этим опытом, так как звук по трубам передается не только в ту квартиру, куда вам надо, но и во все остальные квартиры тоже. 

      Интересный опыт был описан в письме одной девочки. Ее мама бросала в наполненную водой ванну камушек, а девочка, приложив ухо к стенке ванны, слушала, как распространяющиеся кругами волны начинали плескаться о стенку ванны. Получалась наглядная картина, объясняющая, как звуковые волны распространяются и достигают уха. 

      Надо иметь в виду, что в этом опыте ребенок услышит звук упавшего камня дважды. Сначала он услышит звук, который был передан с помощью звуковых волн, которые в воде, так же как и в воздухе, невидимы и распространяются с большой скоростью. Потом ребенок увидит обычные волны на поверхности воды, которые кругами распространяются во все стороны от места падения, и, наконец, когда эти волны добегут до стенки ванны, он их услышит. Нужно объяснить ребенку, что настоящие звуковые волны в воде, как и в воздухе, не видны, а опыт с волнами на поверхности воды вы сделали для того, чтобы лучше понять, как звук распространяется во все стороны в воздухе, в воде и других веществах. 

      

      КАК ЗВУК СДЕЛАТЬ ГРОМЧЕ 

      Однажды Лёня изобрел новую «дрожалку». Это была расческа. Дернешь за зубчик, а расческа пискнет. Только уж больно тихо. Поднес Лёня расческу к уху, теперь хорошо и громко слышно, да вот беда: Лёня слышит хорошо, а Иришка, которая рисует за столом, совсем не слышит. Приставил Лёня расческу ко лбу, опять только он хорошо слышит. Наконец, догадался приставить расческу к столу. Дернул зубчик, а расческа как звякнет, громко так. Иришка оторвалась от рисунка и смотрит, что Лёня делает. А Лёня давай приставлять расческу ко всему, что на глаза попадает: к окну, к двери, к пианино... И всякий раз, как приставит расческу к твердому предмету, расческа пищит громко, а как в воздух поднимет, она пищит слабо. 

      Заинтересовалась этим открытием и Таня. Свернула из листа бумаги рупор и говорит Лене: 

      Приставь-ка расческу к рупору. 

      Приставил Лёня расческу к рупору, дернул за зубчик, и расческа громко пискнула. 

      Вот это да! — сказали в один голос дети. 

      — Почему же с рупором громче получается? — спросила Таня. 

      Не знают дети. 

      Вот Таня и говорит: 

      Когда зубчик дрожит, он воздух вокруг себя колышет, но зубчик маленький и мало воздуха колышет, вот звук и получается тихий. 

      Тут Иришка сказала: 

      — Когда мы расческу к рупору приставили и дернули за зубчик, рупор тоже задрожал, но он большой и воздуха колышет много, вот звук и получается громче. 

      — Что же, и стол дрожит, когда мы к нему расческу приставляем? — спросил Лёня. 

      — Приложи-ка палец к столу, — попросила Таня. 

      Лёня приложил, а Таня рядом приставила расческу. 

      фнула Таня за зубчик и спрашивает: 

      — Ну, что? Дрожит стол или нет? 

      — Немножко дрожит! — удивился Лёня. 

      Иришка, конечно, сразу же принялась объяснять: 

      — Хотя стол от расчески задрожал слабо, он большой и воздуха колышет гораздо больше, чем зубчик расчески, поэтому звук и получается громким. 

      После того как все поняли, почему звук получается громким, дети взяли палку и прибили у ее концов по гвоздику. На гвоздики натянули проволочку, к нижнему концу которой прикрепили рупор. Принесла Таня смычок от скрипки, подала его Иришке и говорит: 

      — Получилась у нас удивительная виолончель. 

      Села Таня за пианино; Иришка взяла в руку смычок, а пальцами другой руки стала прижимать струну-проволочку; Лёня держал рупор, чтобы он не падал на пол. И все вместе принялись играть песенку «Чижик-пыжик». Звук у самодельной виолончели, как рев голодного медведя, которого разбудили зимой. Рычит виолончель, а все равно хорошо получается — громко и смешно!

      

  

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика