Как пользоваться графическим методом В ШКОЛЕ I СТУПЕНИ 1926 год скачать Советский учебник

 Как пользоваться графическим методом

kak-grafik-1926.jpg

Издательство: "НОВАЯ МОСКВА" Москва 1926

Авторство: В. Л. Эменов

Формат: DjVu, Размер файла: 0.9 MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 
1. Элементы граф, грамоты в повсед. жизни 5 
2. Трудности пользов. граф. методом 10 
3. Виды граф, грамоты 16 
4. Ограничения в пользовании графич. методом 30
 

Скачать учебник  СССР - Как пользоваться графическим методом В ШКОЛЕ I СТУПЕНИ 1926 года  

Скачать

     Скачать...

 

 

См. Отрывок из учебника........

 На курсах по переподготовке педагогического персонала школ I ступени, на конференциях приходилось получать большое количество записок, в которых излагались больные вопросы преподавания математики при комплексной системе обучения. Громадное большинство вопросов вращалось около приемов, методов выработки счетных навыков при работе по новым программам ГУС а. Другая же их часть стремилась выяснить степень и формы увязки в школе первой ступени элементов геометрии со счетом. Записок же, затрагивавших вопросы содержания графической грамоты и форм ее использования, в школе не было. Это могло быть по двум причинам: 1) или пользование графическим методом не представляет трудностей, 2) или им не владеют, а потому и не замечают трудностей. 

      Чтобы выяснить, какая из этих причин создает к „диаграммам" пониженный по сравнению с арифметикой и геометрией интерес, будет достаточно посетить школьную выставку. Последняя с достаточной убедительностью говорит о том, что в школьной практике графический метод занимает почетное место. Все стены школы завешаны полотнами с диаграммами, из которых выделяется небольшая часть яркостью красок, художественностью выполнения. Количество вопросов, освещенных с помощью диаграмм, поражает зрителя разнообразием. Здесь он видит, как плотно заселены отдельные губернии и области РСФСР, сколько метров суровья изготовляет местная фабрика, как рос грузооборот района, из каких статей прихода и расхода складывается бюджет крестьянского двора, сколько в группе мальчиков и девочек и т. д., и т. д. Ученики — дежурные по выставке — дают обяснения. Они недостаточно бойко прочитывают заголовок, а потом указывают палочкой числа и называют их. Тем толкование диаграммы и ограничивается. Это свидетельствует о неуменьи детей читать диаграмму, пользоваться ей, как одной из форм иллюстрации. 

      С другой стороны, школьная выставка создает впечатление бедности использования форм графической грамоты. Начиная с первой группы и кончая последней, используются лишь прямоугольные диаграммы и изредка круговые. 

      Вопросов же, какую из форм графической грамоты применить в том или ином случае, школа не стэеит. Поэтому она прямоугольную диаграмму применяет там, где уместней была бы точечная или картограмма и т. п. 

      Как видно, школа еще не в достаточной мере овладела графическим методом. Настоящая книжечка и стремится указать, какими и в какой мере формами графической I грамоты можно воспользоваться на первой ступени обучения, какая при этом предварительная работа должна быть проведена, и, наконец, когда ими пользоваться. 

      

      1. ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 

      Чтобы знать, в каком об еме сообщать детям те или иные знания, прививать навыки, вырабатывать уменья, нужно достаточно подробно познакомиться с теми требованиями, которые пред являет жизнь к человеку, присмотреться к ребятишкам, учесть их опыт, отметить родники, насыщающие их знаниями и уменьями. Сельское хозяйство требует от человека умений вести учет труда, времени, материалов, составлять несложные отчеты и сметы и т. д. Только что перечисленные уменья ребенок должен получить в школе на занятиях по математике. 

      Какие же требования пред являет жизнь к школе в отношении графической грамоты? Сильно развитая в стране общественная жизнь с ее кооперативами, коллективными хозяйствами и т. д. требует от человека не только умений вести порученное ему дело, но также выступать перед коллективом, доказывать выгодность или убыточность тех или иных мероприятий. Одним из средств для доказательства может служить графическая грамота. Приведем пример. На общем собрании граждан села обсуждается вопрос о переходе с трехполья на многополье. Сторонники трехполья говорят, что если и сейчас трудно живется: не хватает хлеба на год, то при переходе на многополье и совсем можно с голоду помереть. Им кажется, что на сколько бы клиньев землю ни делили, урожайность полей не повысится. Разубедить в этом легче всего удается с помощью диаграмм. Пусть крестьяне посмотрят, как плохи урожаи ржи при трехполье и как они хороши при многопольной системе. Здесь ярко исполненная диаграмма сделает больше, чем длинная, разумно построенная речь (рис.1). Возьмем другой пример. На собрании членов кооператива обсуждается вопрос о накладных расходах. Для собравшихся ясно, что накладные расходьГложатся тяжелым бременем на плечи покупателя. Но из чего они складываются, где их можно снизить — для собрания недостаточно ясно. В результате, иногда, получается, что производится снижение 

      расходов тан. где, может быть, требуется увеличение. Хорошо же изготовленная диаграмма, показывающая, из каких элементов складывается цена на товар, с достаточной ясностью показала бы, какие накладные расходы можно понизить. При отчетной кампании, когда требуется срав- 

      нить деятельность организации за данный год с предшествующими, диаграмма является незаменимым пособием (рис. 2). Недаром отчеты организаций достаточно полно иллюстрируются всевозможного вида диаграммами. 

      Таким образом жизнь требует от человека умений читать диаграммы и простейшие из них выполнять. 

      Теперь посмотрим, какими формами графической грамоты пользуется жизнь. Наибольшим распространением пользуется фигурная диаграмма. Крестьянские календари, книжечки по отдельным отраслям народного хозяйства заполнены ими. В этих книжечках вы встречаете диаграммы. 

      показывающие увеличение урожайности полей от ранней, например, их вспашки, увеличение удоя коровы в зависимости от улучшения ее корма, уменьшение заболеваний от соблюдения правил санитарии и гигиены и т. д., и т. д. Наркоматами и различными общественными организациями печатается много плакатов, на которых фигурной диаграмме отводится видное место. Для примера стоит вспомнить плакаты Народного Комиссариата Земледелия, Здравоохранения. Широкое использование фигурной диаграммы об ясняется тем, что она в некоторых случаях является как бы снимком с действительносги, фотографией, а потому более убедительной, чем другие виды графической грамоты. В них разбирается даже неграмотный крестьянин. 

      На втором месте нужно поставить картограмму. С ней приходится встречаться в календарях, журналах и газетах. Если фигурная диаграмма в конкретной форме представляет отношения между сравниваемыми величинами, то картограмма с достаточной ясностью представляет особенности района. На прилагаемой картограмме очень легко себе представить, какая часть СССР нуждается в хлебе, и какая имеет его излишки. 

      Прямоугольные и круговые диаграммы читаются крестьянином с трудом: в них нет той наглядной убедительности, каковой богаты фигурные диаграммы. 

      Из всего сказанного можно сделать такой вывод, что школа, идя навстречу требованиям жизни, должна прежде всего научить читать диаграммы и наиболее простые из них выполнять. 

      Для того, чтобы решить, в какой последовательности вести ознакомление с графической грамотой, желательно ознакомиться с опытом детей в этом направлении. 

      Ребенок в своей повседневной жизни очень часто прибегает к наглядному изображению отношений между величинами. Глубину водоема, в котором он часто купается, сравнивает с своим ростом. Например, можно слышать такие выражения: „там глубоко, мне по шейку". Рассказывая о своей ловле рыбы, он покажет на руке, как она была крупна- Весной, бегая со своими сверстниками по лесу, мальчик находит птичьи гнезда. Дома, рассказывая о своих находках, он с помощью пальцев покажет, как мелки были в гнездах яички. Чтобы дать представление о размерах брюквы на его огороде, он скажет, что она, напр., с голову. Выпрашивая у соседа кусочек вкусного пирога, он обязательно на пальцах покажет, как он мало просит. 

      Желая показать размеры предметов, дети еще пользуются рисунком. Многие из них при этом пользуются песком. На нем они палочкой вычерчивают яблоки, огурцы, репу различных размеров В школе же они стремятся решение задачи иллюстрировать. Так один из учеников первой группы решил задачу, что если мальчик за день выпил 5 чашек чаю, а девочка — четыре, то всего они выпили девять чашек чаю. Решенную задачу он иллюстрировал рисунком, изоб азив на нем мальчика, у которого в руках чашка чаю и около него еще четыре, и девочку, у которой в руках была одна чашка и около нее еще три. 

  

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика