Практические занятия по геометрии 1923 год скачать Советский учебник

 Практические занятия по геометрии

 скачать Советский учебник

Назначение:  Пособие для учащих и учащихся

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА ЛЕНИНГРАД 1923

Авторство: Яков Исидорович Перельман

Формат: DjVu, Размер файла: 1.62 MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

 Метрическая система мер 
  
 I. Как сделать изучение геометрии интересным и жизненным? 
  
 II. Задачи из обиходной жизни. Упражнения №№ 1—15 
  
 Справочные сведения. Размеры обиходных предметов. Колодец, книга; тело взрослого человека 
  
 III. Задачи из техники и сельского хозяйства Упражнения №№ 16—36 
 Справочные сведения. Таблицы удельного веса. Прочность материалов. Вес квадратного и круглого железа. Вес медной проволоки. Кровельные работы. Заводские трубы. Печи. Русские железные дороги. Количество семян на десятину и урожайность. Число саженцев па десятину 

  

Смотреть оглавление полностью......

 IV. Задачи из географии и землеведения. Упражнения №№ 37—51 

 Справочные сведения. Земля. - Части света и океаны. — Развитие береговой линии. — Высота гор. — Озера. - Некоторые расстояния 

  

 V. Задачи из мироведения Упражнения №№ 52—62 

 Справочные сведения. Солнце. — Луна. — Спутники Юпитера и Марса. — Планеты. Расстояния звезд 

 VI. Задачи из физики Упражнения №№ 63—73 

 Справочные сведения. Скорости. — Воздух. — Тепловое расширение 

 VII. Задачи из живой природы. Упражнения №№ 74—84 

 Справочные сведения. Пчелы и их деятельность 

 VIII. Особые задачи 

 1. Угол зрения Упражнения №№ 85—93 

 2. Дальность горизонта Упражнения №№ 94—106 

 3. Радиус кривизны 

 4. Диаграммы. Упражневия 107, 108 

 5. Извлечение квадратного и кубичного корней 

 6. Действия с числами, близкими к 1 

 7. Некоторые применения предыдущих приемов 

 Упражнения №№ 109—113 

 8. Вычисления с = Упражнения №№ 114—116 

 9. Исторические задачи. Упражнения №№ 117—122 

 IX. Задачи для оживления занятий 

 Упражнении №№ 123—133 

 X. Геометрия вв время экскурсий 

 Упражнениях №№ 134—141

  

 

Скачать учебник  СССР -  Практические занятия по геометрии 1923 года  

Скачать

     Скачать...

 

См. Отрывок из учебника........

 

 Предисловие. 

      В этой книжке имеется в виду лишь усвоение фактического материала школьной геометрии и не затрагивается вопрос о прохождении теоретического курса, обосновывающего этот материал. Автор полагает, что независимо от тех изменений, какие должно претерпеть преподавание теории, следует искать способов улучшить усвоение фактического материала геометрии, далеко не удовлетворительное при нынешней постановке обучения. В качестве такого средства здесь выдвигаются упражнения в решении задач с реальным содержанием, — занятие, которое должно иметь также и важное общеобразовательное значение. Автор дает подробные практические указания относительно того, из каких областей может быть почерпаем материал для подобных упражнений и как его следует обрабатывать. Опыт составления систематического сборника таких задач представляет "Новый задачник по геометрии" (Гос. Изд-во, 2-е изд. 1923). 

      Я. П. 

      

      

      Фpaгмeнт книги: 

      

      ГЕОМЕТРИЯ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИЙ 

      

      Прекрасным средством для воспитания геометрических навыков и развития чувства реальности являются упражнения на открытом воздухе, так как здесь условия задач не перечисляются словесно, а предлагаются непосредственно в натуре 1). Нет надобности непременно устраивать специальные геометрические экскурсии; достаточно, если во время естественно научной экскурсии в природу будет уделено час - полчаса — например, на пути туда или обратно — геометрическим упражнениям. 

      1) Я Говорю здесь только об экскурсиях в открытую местность. а не на заводы, так как в экскурсиях последнего рода элемент геометрический совершенно заслоняется техническим и может быть выделен лишь попутно, как второстепенный материал. 

      Обычно думают, что геометрические занятия на вольном воздухе могут быть лишь землемерного характера. Конечно, съемка плана местности является безусловно полезным упражнением при изучении науки, выросшей из землемерия. Но такого рода работы используют геометрические знания черезчур односторонне. Не останавливаясь на них — так как тема эта достаточно освещена в учебниках и отдельных брошюрах 1) — укажу на ряд разнообразных упражнений другого рода, которые легко выполнить попутно с экскурсиями естественно-научными. 

      1) Одна из лучших — обстоятельная брошюра Р. Орлова "Первые работы по измерению земли" (Гос. Изд.. М. 1921), имеющая в виду именно потребности общеобразовательной школы.

      Прежде всего следует научить учащихся мерить шагами, чтобы не носить с собою в экскурсию мерной цепи или рулетки. Такие упражнения, для оживления интереса к ним, следует соединять с предварительной глазомерной оценкой расстояний, благодаря чему незаметно изощряется и глазомер учащихся. 

      Далее, надо познакомить учащихся с производством так называемой "маршрутной съемки" пройденного пути. В общих чертах работа эта сводится к следующему. В месте выхода из города определяют по компасу направление на ближайшую точку пути (отдаленное дерево, валун, верстовой столб, угол здания), наносят это направление, по глазомеру, на бумагу, записав при нем соответствующий "румб". Идя по этому направлению до замеченного предмета, измеряют расстояние шагами. Отложив, по произвольному масштабу (на-глаз) это расстояние по прочерченному направлению, с соответствующей числовой пометкой, определяют по компасу направление на следующий ближайший этап, измеряют расстояние шагами, и т. д., отмечая все-это на черновом плане. По этому наброску и сделанным пометкам (относительно направлений и расстояний) изготовляют дома более аккуратно маршрутный план экскурсии. Все замеченные по пути особые места, лежащие вне дороги, также могут быть нанесены на этот план, если были измерены направления на них из определенных точек и соответствующие расстояния. 

      Конечно, такой работе должны предшествовать упражнения в ориентировании по компасу. Полезно попутно познакомить и с известным приемом пользования карманными часами вместо компаса, а также компасом вместо часов 1). 

      Очутившись возле одинокого дерева, не надо упускать случая измерить его диаметр по окружности, а также его высоту по тени или каким-либо другим из многих способов геометрического определения недоступных высот (предоставляя выбор приема изобретательности учащихся). Определение объема стоящего дерева представляет более сложную задачу — необходимо знание того, что в лесоводстве называется "видовым числом", — но приближенное вычисление объема срубленного дерева вполне посильно учащимся, знакомым с формулой цилиндра 1). 

      *) Ствол, подлежащий измерению, разделяют мысленно иа части (обрубки) и вычисляют объем каждой части отдельно (как объем цилиндра такой же длины с диаметром основания, равной ширине данного обрубка посередине его длины). Объем ствола равен сумме объемов этих обрубков. Чем короче обрубки, тем результат точнее. На месте, конечно, производят только необходимые измерения, а самые вычисления выполняют дома. 

      Встретив стог соломы в форме цилиндра с конической верхушкой или призмы с пирамидальным верхом, надо определить его обьем, сделав необходимые измерения (высоту определяют косвенным приемом): заодно определяют и вес стога (1 куб. сажень соломы весит пудов 60). 

  

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика