Skip to main content

Весёлые чертёжники (Нельдихен) 1930 год скачать Советский учебник

Старые учебники СССР

Весёлые чертёжники 1930

Назначение:  КНИЖКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ 2—3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Издательство: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА ЛЕНИНГРАД 1930

Авторство: Сергей Нельдихен

Формат: DjVu, Размер файла: 1.06 MB 

Научно-Педагогической Секцией Государственного Ученого Совета допущено для школ I ступени 

СОДЕРЖАНИЕ

Мерка 3 

Карта 6 

Копия 11 

План Гаврюшина ноля 13 

Лягашка, сливы и черешни 19 

Диаграмма и кривая 22 

Кружки 30 

Правильные кружки 35 

Гаврюшин дом 37 

Украсили стенку 43 

Подсчеты 48 

Красивые узоры 51 

Папка 56 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник  СССР - Весёлые чертёжники 1930 года  

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

МЕРКА 

      

      — Я выше! 

      — Нет, я! 

      — Нет, я! 

      — Нет, я! 

      — Тогда померяемся! 

      Витя, Гаврюша, Костя и Стёпа — друг к другу спинами. Затылки вплотную. Чуть затылками больно не стукнулись. 

      — Стой! лучше мерку на косяке забора сделать. По очереди каждого отмечать. 

      Все к забору. 

      Меряют Витю. За плечи руками к земле прижимают, чтоб не становился на цыпочки. 

      Отметили на заборе черточкой. 

      Меряют Костю. Ниже Вити на два пальца. 

      Отметили на заборе черточкой. 

      Меряют Гаврюшу. Волосы Гаврюшке прилизывают, приглаживают, чтоб не казался выше. Без волос на палец ниже Кости. На три пальца ниже Вити. Отметили черточкой. 

      Меряют Стёпу. 

      — Эх, ты малыш! Ниже всех на четыре пальца. 

      Отметили и его. 

      Стёпа на пень взлез, руками над всеми головами размахивает. Теперь он выше всех. 

      Бежит Лягашка, собачонка. 

      — Заодно померять и Лягашку. 

      Лягашку прислонили к косяку. 

      — Сиди смирно! 

      Маленькая Нюра в песке копается. 

      — Заодно померять и Нюрку маленькую! Нюрка меньше Стёпы пальцев на пять. Стёпа доволен — не самый малыш. 

      Подбегает Вася. 

      — И меня, и меня померяйте! 

      — Можно! Становись! 

      Вася с Костей вровень. 

      — Вот вам и мерка! 

      — Тащи метр! 

      — Метр тащи! 

      Сколько в каждом сантиметров? 

      До Витиной черточки ровно метр. 

      — Вот здорово. Ходячая мерка! 

      Костя и Вася — 98 сантиметров. 

      Гаврюша — 97 сантиметров. 

      Стёпа — 93 сантиметра. 

      Лягашка — всего 50 сантиметров. 

      Палец — примерно сантиметр толщиной. 

      Разохотились ребята. 

      — Давай всё мерить! 

      — Давай! Давай! 

      — Всё! Всё! 

      — Отмеривай! 

      

      КАРТА 

      

      Витя зашагал прямо к дереву. 

      Считает, сколько шагов до дерева. 

      Костя направился прямо к большому камню. Считает, сколько шагов до большого камня. Гаврик зашагал к забору. 

      Считает шаги до забора. 

      Вася направился к телеграфному столбу. Считает шаги до столба. 

      Стёпа направился к Лягашке. _ 

      Считает, сколько шагов до Лягашки. Отсчитали и — назад на прежнее место. 

      — Теперь говорите, сколько докуда вышло. Говорит Витя. 

      — До дерева — восемь шагов. 

      — До большого камня — девятнадцать. 

      — До забора — семь. 

      — До телеграфного столба — шестнадцать. 

      — До Лягашки — неизвестно. Лягашка испугалась и убежала. 

      — Ну, теперь давайте записывать и карту чертить. 

      — Бумага есть? 

      — Карандаш есть? 

      — Значит, делаем? 

      — Делаем! 

      Разложили бумагу. 

      Поставили точку на листе. 

      Это место, где ребята стоят. 

      Отсюда и начинается чертеж. 

      От точки провели тонкую дорожку карандашом в направлении дерева. 

      точка 

      Из полоски клетчатой бумаги сделали линейку — масштаб. 

      Каждая клетка означает — шаг. 

      Отметили линейкой ровно восемь клеток по тонкой дорожке к дереву. 

      От точки провели тонкую дорожку в направлении камня. 

      Отметили линейкой ровно девятнадцать клеток, — девятнадцать шагов. 

      Принялись чертить забор. 

      — Стой, стой, Стёпка! — Зачем бумагу с меета сдвинул? 

      — Так ничего не выйдет. 

      — Направляй глазом на де рево или мень. 

      Прищурился Гаврик, бумагу под самый глаз положил — проверяет, — линии на бумаге должны быть точно на дерево и камень направлены. 

      Начертили еще и забор и телеграфный столб. Потом резинкой стерли все дорожки — черточки. 

      Хорошая карта получилась. 

      Довольны собой ребята. 

      Одна Лягашка ходит вокруг и ничего не понимает. 

      

      КОПИЯ 

      

      У каждого должен быть свой чертеж. 

      Неужели снова все для каждого перемеривать и перечерчивать? 

      Лучше с готового снять копию. 

      — Нужна переводная бумага. 

      У Вити нашлась четвертушка синей переводной бумаги. 

      В тетрадку через бумагу переводит Витя карту, — никому бумагу не дает. 

      Костя махнул рукой на Витьку. 

      — Ладно! — Сами переводную бумагу сделаем. Подумаешь — трудно будто. 

      Синим карандашом одну сторону тонкой бумаги всю измазал, сплошь. 

      Сверху — чертеж, под чертежом — самодельная переводная бумага синей стороной вниз, под переводной бумагой — чистый* лист; на нем и будет копия. Води хоть карандашом, хоть чем-нибудь острым — пером, булавкой, спичкой по верхней 

      бумаге, а копия сама и отпечатывается, если бумагу с места не сдвинешь. 

      Костя не гордый, — свою переводную бумагу дал всем для копии. 

      У каждого теперь собственный план — карта. 

      И дорога в деревню к Гаврюше у всех начерчена одинаково, и забор, и камень, и дерево, и все остальное. 

      Остается только красками раскрасить; дерево — зеленым, забор — коричневым, дорогу — серым. 

      Зеленый цвет получается, если смешать синий с желтым. 

      У Кости вышло темнозеленое дерево — синей краски больше положил. У Гаврюши дерево вышло совсем весенним, молодым, ярко-зеленым: желтой краски больше подбавил. 

      Забор вышел разных оттенков. 

      У Стёпы нет красок. Цветными карандашами обойдемся — красным и желтым. Получился забор оранжевого цвета. Стёпке понравилось: будто небо на заре или апельсин. 

      У каждого свой вкус. Стёпка всегда апельсины любил. Витя любит сливы. 

      Он и забор лиловым выкрасил — смешал красную краску с синей. Лиловым же написал слово: «План». А дерево оранжевым цветом под осенние листья раскрасил. 

      

      ПЛАН ГАВРЮШИНА ПОЛЯ 

      

      Птицы распевают. В траве — стрекотня. Стрекозы и кузнечики. Дороги и тропинки мягкие. Канав много. Перепрыгивай. Телеграфный столб возле дороги гудит. 

      Дождя нет. На небе четыре облачка. Курицы, петухи, коровы, лошади, козы, гуси, утки и люди ходят и бегают и по дорогам и по лужайкам. Березы, елки, сосна. 

      Воздуха так много, что он даже колышется над полем. 

      В колодец ведро легко спускается; а потом крутишь рукоятку, — оно плещет и вверх лезет. Лавка-кооператив торгует. Шиповник растет. Люди все на работе. 

      В избе-читальне совсем мало разных чертежей. 

      — Для деревни непременно нужно какой-нибудь чертеж начертить! 

      — Эх, замечательно здорово в Гаврюшкиной деревне! 

      — А ну, сам хозяин, Гаврюшка, принимай своих гостей! 

      — Вот мы к тебе и прикатили! Пешком семь километров. 

      Гаврюша принял величественную позу, снял кепку, сказал: 

      — Очень рад видеть вас, товарищи, граждане, всесветные научные чертежники, в полном составе. 

      Потом хлопнул в ладоши: 

      — Айда, ребята, сразу же в лес землянику собирать. А после будем поле чертить. 

      — Ну, айда, без проволочки. 

      Бродили — гуляли по лесу. Лес поредел. Вышли прямо в открытое поле. Зеленеет поле ровными полосами, прямоугольниками, квадратами. 

      Гаврюша, как хозяин, хвастает. 

      — А у нас многополье. Эх, вы — городские! — что такое многополье — не знаете! — Многополье — это когда поле разбито на много участков и на каждом участке всё разное сеют. Соки в земле тогда дольше сохраняются и урожай лучше. 

      — Ладно! Чертим многопольное поле! 

      — Ив избу-читальню наш подарок повесим. Если карту с забором и телеграфным столбом начертили, так чертеж поля по всем правилам и со всеми размерами выйдет! 

      Стали на одном углу поля, там, где поворот. Ровный, прямой угол, как пол в углу в классе. 

      В тетрадках значит точку поставить нужно и от точки прямой угол начертить. 

      — Измеряй теперь поле в длину по обочинам. 

      — Витькой, Витькой измеряй! Ходячим метром! Кубарем через голову по полю катись! 

      Но Витя через голову не умеет. 

      — Тогда можно шагами, но шагов много выйдет. 

      Проволока — тоже мала. 

      Придется веревкой. 

      — Тащи веревку подлинней. 

      Гаврюша из избы притащил. 

      Узлы ногтями распутывает. 

      — У сапожника Воронова взял. 

      Веревку смерили на ровный счет но метру. Ровно 5 метров в веревке. Меряют длину. 

      До первой межи веревка уложилась 10 раз. Значит — 50 метров. 

      Чтоб не сбиться с прямого направления и с прямой линии, ребята придумали колышки вбить и по колышкам ровную линию промерять. 

      Дальше до второй межи — 40 метров. До следующей — 35 метров. Последний кусок — до дороги, до конца поля — 30 метров. Всего длина значит — 155 метров. 

      В ширину до первой межи — 30 метров. Дальше, до конца — 40 метров. 

      Ширина всего поля — 70 метров и везде одинаковая; значит, больше мерять нечего. Только длина с другой стороны меньше как раз на 30 метров — дорога наискось идет. 

      — Теперь чертить! 

      — Тетрадку в клетку. Там удобнее всего прямые углы выходят, все клетки прямые углы составляют. Каждая клетка пусть означает 5 метров: масштаб 1 клетка — 5 метров. 

      Начертили Гаврюшино поле. Все межи полностью отметили, дорогу разрисовали, то гречиху, то клевер «посеяли» на каждом участке, в свои прямоугольники и треугольники, все, что надо: куда рожь, куда гречиху, куда клевер. 

      Посеянные участки надо еще пунктирными линиями исчертить, одну «отдыхающую» землю оставить чистым местом. 

      План повесили в избу-читальню на стенку, Гаврюшкиной деревне в подарок. 

      Ну и собралось же деревенского народа! 

      Тут и из сельского совета сам председатель. И так просто Егоровы, дядька с теткой. 

      И дед Ефим — в заштопанных валенках — очки с веревочками к ушам прицепил, план в руки. 

      Весь трясется от старости, а тоже просит план объяснить. 

      

      ЛЯГАШКА. СЛИВЫ И ЧЕРЕШНИ 

      

      Лягашка всё под ногами вертится. 

      — Стой, Лягашка, сиди смирно. Вот мы тебя нарисуем в наказанье. 

      Кое-как Ллгашку усадили; шерсть попригла-дили, — рисуют ребята с натуры. 

      Лежала, лежала, притихла Лягашка, вздремнуть успела, а чертежники-художники все еще рисуют. 

      Надоело Лягашке, спрыгнула и убежала. Пришлось по памяти Лягашку дорисовывать. 

      Ничего! кое-что получилось. 

      Только у Стёпы скорее корова, чем Лягашка вышла. 

      А Костя не рисунок, а контур, силуэт сделал, будто всю Лягашку по краям карандашом обвел, или тень нарисовал от Лягашки. Это мало. Это не подробный рисунок. Гаврюшка — тот просто план с Лягашки снял, будто смотрит на Лягашку сверху и получился какой-то комочек с хвостиком. 

      Лучше всех у Вити. Лягашка как Лягашка — и с глазами, и с шерстью, и со всем, как есть. Недаром самый взрослый. За рисунок ему «удовлетворительно» и поставили. 

      А Стёпа даже «с плюсом» приписал. 

      — Васька, а ты что рисуешь? О чем задумался? Где ж у тебя Лягашка? 

      Вася мрачно сказал: 

      — А у меня вовсе никакой Лягашки и нет, есть только сливы и черешни. 

      — При чем тут сливы и черешни? Вот дурной. 

      — А при том, что очень слив и черешен захотелось. Так перед глазами и мерещатся. Вот я их по памяти и разрисовал. 

      И действительно Васька так хорошо по памяти сливы и черешни нарисовал, да еще раскрасил и лиловой и красно-желтой краской, что

      всем захотелось и слив и черешен. 

      Больше всего слив и черешен в совхозе. 

      Там, говорят, хозяйство ведут по самым лучшим правилам. 

      — Айда в сад за сливами! й в самом деле перелезли через забор, а там деревца чистенькие, подстриженные, снизу побелённые, листик к листику. 

      Вася скинул сандалии, и, как обезьяна, — на дерево. Сливы бух одна за одной, — тряси только ветки. 1 

      Трясли, трясли, пока сторож не появился, 

      Что же, пришлось утекать. 

      

      ДИАГРАММА И КРИВАЯ 

      

      Сегодня Витя — ходячий метр — пришел из школы важный-преважный: руки в карманах, глаза вдаль — прямо не подступись! 

      — Ты что, Витька, гоголем каким? 

      — Ничего! Тоже чертежники называются! 

      — Л что? чем плохи? 

      — А диаграммы чертить умеете? 

      — Диаграммы? это еще что такое? 

      — Вот то-то и есть, что такое! Сегодня у нас в классе чертили диаграмму — сколько в классе мальчиков, сколько девочек; потом другую — сколько ребят в каждой группе. Да и на стенах этих диаграмм понавешено — это прежде ребята делали. А вот мы-то с вами все зеваем. 

      — В самом деле, йадо й нам диаграммы завести, непременно! 

      — Ладно. Пойдем к Антону. 

      Антон — знакомый Вити, парень лет 16, учится в восьмой группе и большой знаток насчет математики и чертежей. 

      Пришли всей гурьбой. Так и так. Научи, как диаграмму нарисовать. 

      — О чем? 

      — Ну... вот, сколько слив каждый съел за месяц. 

      — Садитесь. Берите по листу клеточной бумаги. Сначала будем чертить, кто сколько слив съел за один день. 

      Взяли, уселись, чертят каждый на своем листе. . — Допустим, что каждая клетка означает сливу. Пусть каждый сделает столбик, сколько съел за день. 

      Витя съел двенадцать слив. 

      Костя — пять. 

      Гаврюша — две. 

      Столбики сразу наглядно показывают, кто сколько съел. 

      — Ну, а как теперь за месяц? 

      — Давайте пока не за месяц, а за десять дней. Будем теперь чертить по-другому. 

      — Сначала точку поставить в углу одной клетки. Отсюда и начнется чертеж. Точка так и называется — начало. 

      От начала в правую сторону по линейке отсчитать десять клеток. Каждая клетка означает день. 

      От начала по линейке вверх отсчитать, столько клеток, сколько слив каждый съел за день. 

      Потом один палец поставь на цифру дня, а палец другой руки на цифру, сколько слив, — и веди правую руку прямо вверх, а левую направо, 

      пока пальцы не встретятся в общей клетке. 

      Эту клетку отметь звездочкой. 

      — Поняли? 

      — Поняли! 

      — Чертите таблицу на сегодняшний день. 

      Заёрзали карандаши по листам. 

      Витя сегодня съел двенадцать слив. 

      На чертеже сразу все двенадцать штук в.клетку посадил. 

      Ничего не понял. 

      Костя сегодня пять слив съел. 

      Правильно клетку нашел, звездочку куда надо поставил. 

      — Потрудитесь все по очереди посмотреть на Костину клетку. Верно сделано. Витя, соображай теперь, как надо чертить. 

      Гаврюша две сливы съел, только попал не в ту клетку. Всё его вверх тянет. 

      Пришлось чертежнику Антону с самого начала все объяснять. 

      Объяснил. 

      Ну как, поняли? 

      — Теперь поняли! 

      — Ладно. Айда по домам. Каждый день отмечайте. Кончите — приходите. Посмотрим, что получится. 

      Побежали ребята по домам. Днем сливы едят, а вечером таблицы вычерчивают. 

      Через десять дней показали свои таблицы. Чертежник — красный карандаш в руки и соединил звездочки одной общей линией на каждом чертеже. 

      Объясняет: 

      — Получится кривая наглядная линия, кто как сливы ел за все десять дней. 

      У Вити получилась в самом деле кривая. Совсем кривая! 

      То вниз, то вверх, зигзагами, скачками. 

      Наглядно видно: съест Витя двенадцать слив, а на другой день во рту кисло, — живот болит. 

      И спускается Витя до одной сливы. 

      Полюбуйтесь-ка сами на эту замечательную таблицу. 

      

      НАГЛЯДНАЯ ТАБЛИЦА 

      кривая (очень кривая), сколько съедено слив Витей Фостиковым с 1 но 10 августа 

      

      У Кости не кривая, а прямая. Ровная. Каждый день поровну ел. Выдержанный характер. Больше Вити съел, хоть Витя и до двенадцати штук добирался. 

      У Гаврюши кривая в гору пошла. Каждый день по сливе прибавлял. Постепенно приучал себя. Больше всех съел. 

      

      Всего 65 слив 

      На другой день Витя, Костя и Гаврюша полезли в сад за черешнями. Надоели сливы. 

      Ваня и Стёпа не участвовали в чертежах — они с первого же дня сливами объелись. 

      Но чтобы не отстать от товарищей и не ударить лицом в грязь, — они решили сделать наглядные таблицы при первой надобности и удобном случае. 

      Случай вскоре и представился. 

      

      КРУЖКИ 

      

      Бросишь камень в речку; от камня расходятся по воде кружки. И такие ровные-ровные. Камень к веревке привяжешь, покрутишь на веревке рукой, чтоб закинуть камень подальше, и камень в воздухе описывает совсем ровные круги, пока не выпустишь из руки веревку. 

      А Вите, чтоб нарисовать ровный кружок, приходится обводить карандашом вокруг перевернутого блюдца, краев стакана, или копейки. Но не всегда найдешь такое блюдце, стакан или копейку, чтоб подходили под нужный размер. 

      А от руки никак правильный кружок у Вити не выходит, как Витя ни старается, хоть он уже и ученый чертежник. 

      В воздухе, например, круг описать очень просто. Привязал камень на веревку и крути. А вот на бумаге — как? 

      Если попробовать нарисовать? 

      Поставил точку. Это Витина рука. 

      От руки должна итти натянутая веревка. На другом конце веревки привязанный камень. 

      Или нет! Лучше взять настоящую веревку. 

      Даже просто нитку. 

      К, концу вместо камня привязать карандашик. Рука должна быть на одном месте, поэтому конец нитки нужно плотно пальцем прижать к одному месту бумаги и не выпускать, или лучше к булавке привязать и воткнуть через бумагу в доску стола. 

      Витя левой рукой булавку на одном месте держит, нитку натянул, а правой рукой карандаш и провел по бумаге полный круг, со всех сторон вокруг булавки. Само-собой, нитка должна быть всегда 

      туго натянута. 

      — У-р-ра! Совсем ровный кружок карандаш начертил. 

      Ну, и молодчина, Витя, — сам додумался — изобретатель! Впрочем Вите Э так и полагается, не даром он выше всех. 

      Ну как не побежать к Косте, к Гаврюшке и даже к Стёпке — показать свое изобретение!.. 

      Да Гаврюша сам легок на помине и стучит в дверь. 

      — Можно к тебе, Витя? 

      — Ну конечно можно. Входи, входи, Гаврик. Витя сразу же и чертит Гаврюше все новые и новые кружки. 

      А Гаврюша в свою очередь кладет перед Витей листок бумажки. 

      — Начерти чернилами какую угодно закругленную линию, или вообще какой хочешь узор, или даже кляксу. 

      Витя начертил что-то очень странное, не то чью-то морду, не то просто так, потом на другом листке поставил размазанную кляксу, на третьем половину кружка, на четвертом — четверть кружка. 

      Гаврюша хитро усмехнулся: 

      — Пусти скорее, Витька, а то чернила высохнут и ничего интересного не получится. 

      Перегнул бумагу по краям рисунков так, чтобы чернила отпечатались внутри согнутого листа. Подержал немного, пока чернила высохнут, и листки распрямил. 

      Витя рот разинул. 

      — Гляди, что получилось! Рамка из кляксы! Из морды что-то вроде вазы! И продолговатый кружок! А из полукруга вышел целый правильный кружок. 

      3 Веселые чертежники. 

      Костя тут как тут. Через улицу услыхал, как Витя от удивления громко рот разинул и крикнул — «уй». 

      Костя сразу сообразил: значит, если обе стороны чего-нибудь одинаковы, то можно начертить одну сторону, а другая сторона сама выйдет, и отмерить ее легко. 

      Например лицо, портрет чей-нибудь. 

      — Рисуй портрет Стёпки! У него лицо самое забавное. 

      Раз-раз, и портрет готов. 

      Да еще в кружке, в овале — в вытянутом кружке. 

      

      ПРАВИЛЬНЫЕ КРУЖКИ 

      

      Правильный круг можно ведь сложить пополам. 

      Вот что получится. С одной стороны — половина окружности, а с другой прямая линия — поперечник. 

      Можно и еще раз вдвое сложить: тогда выйдет вот что. Поперечник тоже сложится как раз посредине. И от середины до всякого места окружности будет одно и то же расстояние — половина поперечника. 

      Значит нужно взять нитку такой длины, какой хочешь, чтоб был поперечник кружка. 

      Потом нитку сложить пополам. 

      Это и будет мерка круга — «радиус». 

      — Правильно? 

      — Правильно! 

      Витя в самого нарисованного Стёпку булавку в зубы воткнул, привязал к булавке половину нитки. Карандаш к другому концу- И крутнул. Дошел до половины кружка. А дальше, как хочешь: можно весь круг обвести, а можно и бумагу пополам складывать, если чернилами рисуешь, которые отпечатываются. 

      Лучше полностью самому круг обвести! 

      — Вот вам и Стёпка в правильнои круглой рамке. 

      Кончили чертежи на сегодня. Пора погулять. 

      По дороге зашли в магазин. 

      — У вас есть приборы, чтобы кружки чертить? Или их не придумал? 

      — Циркули? Есть. 

      Какие вам нужно? 

      Ребята довольны — сами, значит, циркуль изобрели. 

      

      ГАВРЮШИН ДОМ 

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ГЕОМЕТРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ГЕОМЕТРИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ГЕОМЕТРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика