Самостоятельные работы по химии 1982 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Обложка старого советского учебника Самостоятельные работы по химии 1982 (Иванова, Савич, Чертков)

Назначение:  Библиотека учителя химии

© Издательство  Просвещение Москва 1982

Авторство: Раиса Георгиевна Иванова, Татьяна Захаровна Савич, Израиль Наумович Чертков

Формат: DjVu, Размер файла: 4.58 MB

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРЕДИСЛОВИЕ 
Повышение эффективности урока—главная задача учителя. Успех ее решения во многом зависит от методики обучения, позволяющей вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом и самостоятельно. 
Методику современного урока характеризует система самостоятельных работ школьников. Однако организация такой системы является нелегким делом для учителей. Вот почему авторы поставили перед собой задачу: в известной мере обобщить накопленный в методике и практике обучения опыт проведения разнообразных самостоятельных работ учащихся. В книге авторы также предлагают классификацию самостоятельных работ, обсуждают важнейшие условия для эффективного применения самостоятельных работ на современном уроке в сочетании с изложением материала учителем и другими методами, рассмотрена конкретная методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках по определенным темам VII—X классов.

См. оглавление полностью...

При этом авторы обращают внимание на значение самостоятельной работы для формирования системы знаний и умений учащихся по химии, на соответствие методики самостоятельной работы выдвигаемым целям и особенностям учебного материала. В связи с таким замыслом авторы не описывают самостоятельные работы по всем темам курса, а останавливаются на наиболее типичных или трудных из них. 
Изложение в книге методики организации самостоятельных работ имеет определенные особенности в зависимости от того или иного курса химии и года обучения. Так, по курсу неорганической химии (VII—IX классы) в основном рассмотрены такие самостоятельные работы, которые выполняются не столько по учебнику, сколько по специальным заданиям, позволяющим лучше подготовить учащихся к усвоению материала на уроке и к последующей домашней работе с учебником. Во время уроков учащиеся пользуются учебником при выполнении лабораторных опытов. Самостоятельные работы по органической химии чаще, чем по неорганической химии, проводят с использованием текста учебника и его методического аппарата (задачи и упражнения, описания лабораторных опытов), потому что к этому времени учащиеся приобретают значительный опыт самостоятельной работы с книгой. 
В VII и VIII классах учебные цели формулируются непосредственно в тексте заданий. Тем самым внимание учащихся обращается на необходимость осознания целей работы, на то, какие знания и умения учащиеся должны приобрести, выполнив задание. Таким путем учитель в первые же годы обучает школьников всем необходимым компонентам познавательной деятельности: осознанию цели, выполнению работы, соотнесению результата работы с целью, оценке своих достижений. По мере приобретения опыта самостоятельной работы учащиеся могут сами формулировать цели и оценивать свои результаты с точки зрения поставленных задач. В связи с этим при описании заданий для самостоятельной работы в IX и X классах авторы указывают цели для сведения учителя. К постановке цели работы учитель может подвести самих учащихся.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ 
В принятом в декабре 1977 г. постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» обращено внимание на необходимость усилить работу по воспитанию у учащихся общетрудовых навыков. Сейчас внимание учителей направлено на всемерное развитие познавательной активности учащихся, привитие им интереса к учению, формирование навыков самообразования. В распоряжении учителя имеется для этого много методов, и среди них особо важную роль играет метод, получивший название «самостоятельная работа учащихся». 
По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа учащихся— это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других) действий. 
В названии этого метода не отражается роль учителя. Однако по существу самостоятельная работа учащихся на уроках всегда проектируется учителем, проходит под его руководством и контролем. Поэтому метод самостоятельной работы, как и любой другой из известных методов, например беседа или лекция, является определенным видом целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся и по праву занимает свое место в общей системе методов обучения химии. 
Метод самостоятельной работы учащихся постоянно находится в центре внимания дидактов и психологов, ведущих исследования по различным аспектам развивающего обучения. Доказана большая роль самостоятельной работы в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса, навыков коллективного труда (10, 18, 31)'. Практические работники школ накопили большой опыт творческого применения рекомендаций по проведению самостоятельных работ учащихся. Вряд ли кого из учителей сейчас нужно убеждать в том, какое большое значение имеет организация самостоятельной работы учащихся на уроках. Известно, что она дает возможность проявиться индивидуальности каждого учащегося, формирует их интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний. 
Широкое применение самостоятельных работ учащихся на уроках, таким образом, позволяет успешно решать многие учебно-воспитательные задачи: повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками; выработать у них умения И навыки, которые требуются учебной программой; научить пользоваться приобретенными знаниями и умениями в жизни, в общественно полезном труде; развивать у учащихся познавательные способности, наблюдательность, пытливость, логическое мышление, творческую активность при усвоении знаний; прививать им культуру умственного и физического труда, учить их самостоятельно продуктивно и с интересом трудиться; готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием после окончания школы. 

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ 
В методике обучения химии к настоящему времени накоплен огромный опыт успешного применения разнообразных самостоятельных работ учащихся. Чтобы лучше осмыслить достигнутое и убедиться в правильности путей дальнейшего совершенствования этого метода обучения, полезно вспомнить, хотя бы очень кратко, вопросы становления и развития методики самостоятельной работы учащихся по химии. 
Одним из первых русских методистов-химиков, проводивших идеи развития самостоятельности учащихся, был С. И. Сезонов. В его статьях, обращенных к учителям, дается впервые описание в средней школе метода ученического эксперимента по химии в виде лабораторно-практических занятий. Вслед за С. И. Созоновым в первые годы Советской власти разработкой методики лабораторных самостоятельных работ занялся В. Н. Верховский. Указание на целесообразность проведения лабораторных уроков и практических занятий при обучении химии можно найти в проекте программы, составленной под руководством В. Н. Верховского в 20-х годах. Методические рекомендации о постановке лабораторных работ учащихся были даны учителям в известном пособии В. Н. Верховского и коллектива соавторов (1). 
Одновременно с ученическим экспериментом в советской школе практикуется другой вид самостоятельной работы— изучение школьниками текста учебника во время занятий. Не- 
которые учебники тогда были составлены по типу инструкций для самостоятельной проработки учебного материала. Таким руководством для учащихся была, например, «Рабочая книга по химии» П. П. Лебедева (1929 г.). 
Метод самостоятельной работы учащихся, применяемый в школах в период их становления, сыграл, несомненно, большую роль в подготовке учащихся к жизни и труду. Однако в условиях работы по комплексным программам, не учитывающим принципа систематичности в построении предметов, метод самостоятельной работы, конечно, не мог улучшить дело обучения. Знания учащихся были поверхностными, фрагментными. Комплексные программы были отменены и одновременно поставлены под сомнение методы, называемые тогда «бригаднолабораторным», «методом проектов», в основе которых лежала самостоятельная деятельность учащихся. Это привело к тому, что многие учителя не стали проводить группов^ работы и работы исследовательского характера. 
С введением в школу программ систематических курсов, с признанием урока как основной формы учебно-воспитательного процесса (1931 г.) методу самостоятельной работы учащихся начали вновь придавать большое значение. Чаще всего самостоятельная работа в те годы представляла собой выполнение учащимися несложных химических опытов и письменных контрольных работ. Однако преобладающим методом был метод словесного изложения учителем материала, сопровождаемого показом опытов и других наглядных пособий. 
Постепенно в школах осваиваются и другие виды самостоятельной работы: изучение раздаточного материала, решение и составление учащимися задач, выполнение письменных контрольных работ, работа с использованием учебных кинофильмов. В методике химии в этот период наблюдается переход от научного описания видов самостоятельной работы к проникновению в сущность метода, к изучению того, как меняется учебная деятельность учащихся в зависимости от цели работы, от особенностей изучаемого материала (выявление свойств веществ или установление связи между составом, строением и свойствами). В связи с этим разрабатываются рекомендации о способах руководства учителем самостоятельной работой учащихся. В них обращается внимание на то, что слово учителя может по-разному сочетаться с имеющимися в распоряжении учащихся средствами наглядности и придавать их самостоятельной работе исследовательский или иллюстративный характер. Учебной деятельностью учащихся руководит учитель. Он может выбрать подходящий к имеющимся условиям способ руководства самостоятельной работой, не отдавая преимущественного предпочтения какому-то из них (14, 15). 
В постоянном поиске путей активизации ученической деятельности учителя организуют самостоятельную работу на всех 
этапах урока с различными источниками знаний. Особенно широкое увлечение методом самостоятельной работы наблюдается в 50—60-е годы, когда получает популярность передовой педагогический опыт липецких учителей. За эти годы арсенал методов и приемов значительно пополняется. На уроках химии применяют новые виды самостоятельной работы, например: изготовление моделей, приборов, подготовка сообщений при изучении дополнительной литературы, составление конспекта, плана при изложении материала учителем, подготовка рецензий (устных и письменных) на ответы товарищей или их доклады на уроках, работа с различными экранными пособиями (составление плана, схем, выполнение иных заданий на основе увиденного и услышанного с экрана), проведение «химических диктантов» с разнообразной формой записи, иногда в виде условных знаков, в частности графический диктант, цифровой, выполнение заданий, предъявляемых в форме магнитофонных записей, и др. 
Необходимость учета индивидуальных особенностей обратила внимание учителей и методистов на методику проведения так называемых дифференцированных самостоятельных работ, рассчитанных на разные группы учащихся одного класса. Организуются на уроках, а чаще на внеклассных занятиях, творческие самостоятельные работы учащихся. Определенная роль отводится выполнению разного рода заданий по программированным пособиям. 
Богатый опыт организации самостоятельной работы учащихся на уроках получает глубокий анализ и обобщение в трудах по методике преподавания химии и в методических руководствах для учителей (15, 17, 27, 30). 
Необходимо отметить, что среди разнообразных видов работ учащихся основное по значению место занимает ученический химический эксперимент. Этот метод во всех его формах является ведущим методом познания предмета. Понятно, что разработке проблемы химического эксперимента в школе, начиная с В. Н. Верховского, уделено особое внимание. В трудах К- Я- Парменова, В. С. Полосина, J1. А. Цветкова и др., посвященных школьному химическому эксперименту, учителя находят рекомендации не только по методике проведения демонстрационных опытов, но и советы по содержанию и методике лабораторных самостоятельных работ учащихся. 
Разнообразие самостоятельных работ учащихся в массовой практике сложилось благодаря творческому поиску передовых учителей, опыт которых был отражен в печати и получил широкую известность. 
Большую роль сыграли работы И. Т. Сыроежкина. Автором рассмотрен ряд видов самостоятельных работ учащихся, даны рекомендации к проведению химического эксперимента учащихся, обращено особое внимание на выполнение опытов каж- 
дым учащимся отдельно, на целесообразность работы по инструкции, данной в учебнике, а не по команде учителя. Работе учащихся с учебником И. Т. Сыроежкин уделил особенно много внимания, поскольку этот вопрос был мало разработан. Он рассмотрел условия, при которых работа учащихся с учебником дает лучшие результаты, чем слушание изложения материала учителем, и назвал виды самостоятельной работы с учебником, например: изучение разделов, касающихся общей характеристики естественной группы элементов, применения веществ и т. п.; сопоставление и обобщение фактического материала; использование учебника как справочника; повторительное чтение параграфов; использование схем, рисунков учебника; поиски путей решения теоретических и экспериментальных задач. 
Значительную помощь школе в организации самостоятельных работ учащихся по химии оказывают труды учителей и методистов, создающих систему заданий для учащихся по всем учебным темам программы (2, 9, 23). Здесь прежде всего нужно назвать Н. П. Гаврусейко, которая разработала разнообразные задания, упражнения, задачи, вопросы для совершенствования знаний учащихся, для их проверки. Задания позволяют учащимся глубоко осмыслить изучаемый материал, привести в систему. Этой цели служат многие таблицы, схемы, которые должны заполнять учащиеся. При выполнении упражнений, задач развиваются умственные способности учащихся, так как задания требуют сравнения, анализа, обобщения. Рассчитаны эти работы и на развитие интереса к химии и углубленного понимания связи ее с жизнью. 
Большую роль в развитии знаний и умений учащихся, как показывает практика, имеют тренировочные упражнения, которые самостоятельно выполняют учащиеся во время уроков и дома. Методическая система таких заданий разработана 
Н. Н. Буринской. Определенный вклад в практическое решение проблемы индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения внесли труды учителей и методистов, создавших систему дифференцированных заданий для учащихся массовых и вечерних (сменных) школ. Проверочные самостоятельные работы по всем курсам химии разработаны П. А. Глорио-зовым и В. JI. Рысс и позволяют учителям организовать текущий и итоговый контроль за усвоением знаний и умений учащихся (5—8). Созданы пособия для организации самостоятельной работы по программированным заданиям. 
В настоящее время наметились пути дальнейшего продвижения в теоретическом и практическом решении вопросов совершенствования методики самостоятельной работы учащихся. 
Можно назвать два основных пути. Один из них — продолжение поисков по созданию новых видов самостоятельных работ учащихся на уроках. Другой путь — более сложный — овладение методикой оптимального и успешного применения 
имеющихся способов организации самостоятельной деятельности. Чтобы плодотворно использовать тот или иной метод, в том числе и самостоятельную работу, нужно прежде всего как можно полнее представлять себе, во-первых, чем хорош метод и чем он плох, и, во-вторых, знать, при каких условиях наилучшим образом проявляются его положительные качества. 

ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ 
Самостоятельная работа учащихся на уроках ведется по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. 
Организуя самостоятельную работу, учитель ставит различные цели: обучения, развития, воспитания учащихся. Все эти цели и соответствующие им задачи неразрывно взаимосвязаны. Это можно показать на примере любого задания, в частности такого: «Изучите отношение растворов солей — нитрата свинца, нитрата меди, нитрата цинка к металлам — к цинку, меди, свинцу. Отметьте, во-первых, сходство и различие солей но отношению к каждому металлу и, во-вторых, сходство и различие металлов по отношению к каждой соли. Объясните причину различий». 
При выполнении этой работы учащиеся в результате наблюдения и анализа явлений получают новые знания о реакциях между металлами и солями, об электрохимическом ряде напряжений металлов, глубже вникают в сущность окислительно-восстановительных процессов, повторяют состав и диссоциацию солей, понятие элемента и простого вещества, строение атомов и ионов металлов, их окислительно-восстановительные свойства, обогащают представление о реакциях замещения. Проделывая опыты, учащиеся совершенствуют умения обращаться с реактивами и химической посудой, фиксировать признаки реакций. Одновременно с этим достигаются цели развития логического мышления учащихся. Ведь чтобы выполнить данное задание, школьники активно сравнивают, анализируют, проводят обобщение и абстрагирование для установления закономерности поведения металлов в присутствии ионов других металлов. Определенный вклад это задание вносит и в дело формирования диалектического мышления, поскольку дает возможность учащимся обратить внимание на явление и его сущность, обнаружить диалектическую противоречивость природы элемента, совмещающего в себе функции окислителя и восстановителя, найти причину и следствие и т. д. Кроме того, задание способствует укреплению познавательного интереса учащихся, общетрудовых умений, таких, например, как умения планировать работу, распределять время и внимание при проведении сопоставительных наблюдений за реакциями, давать самооценку результатов СЕоей работы. 
Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность. На уроке она служит таким главным дидактическим целям: изучению нового материала, или совершенствованию имеющихся знаний и умений, или проверке результатов обучения. Во многих случаях одна и та же работа позволяет решить одновременно несколько задач. Например, когда учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал, читая учебник или выполняя лабораторный опыт, то вместе с восприятием новых знаний происходит совершенствование имеющихся знаний, осуществляется самопроверка результатов, а в ряде случаев эту проверку проводит учитель. Интересно отметить, что одно и то же задание в зависимости от того, в каком звене учебного процесса оно предлагается учащимся, может служить разным целям. К примеру, рассмотрим задание: «Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно, исходя из кальция, получить оксид кальция, а из него — карбонат кальция». Оно может быть дано при изучении нового материала в VII классе, когда рассматривается генетическая связь неорганических веществ. Оно же (или аналогичное) может служить проверочным заданием на последующих уроках. Наконец, его можно предложить семиклассникам в целях совершенствования знаний (повторения, закрепления) в конце учебного года или дать в IX классе при изучении свойств элементов II и IV групп периодической системы. 
Хотя по отдельно взятому тексту задания и трудно судить о его дидактическом назначении, однако, рассматривая самостоятельную работу по выполнению этого задания в процессе урока, можно вполне определенно характеризовать данный метод с точки зрения его целенаправленности. В зависимости от этого самостоятельные работы учащихся будут иметь определенное качественное своеобразие. 
Важным отличительным признаком метода обучения, на который в последнее время обращено пристальное внимание психологов и дидактов, является характер (тип) познавательной деятельности учащихся. 
Практически целесообразно учитывать три основных типа познавательной деятельности учащихся и соответственно различать самостоятельные работы трех типов: 1) репродуктивные (копирующие), 2) частично-поисковые (эвристические) и 3) исследовательские. Такое различие издавна отмечалось методистами естествознания. Об этом свидетельствуют, например, названия методов, упоминаемых в методических работах начала XX в.: «догматический», «эвристический», «исследовательский». Видимо, и в настоящее время в методике нет необходимости придерживаться более сложной классификации типов познавательной деятельности, чем те, которые подразумевались при работе названными тремя методами. Однако сейчас не может идти речь о догматическом методе. Любая деятельность учащегося должна быть осознанной, иметь определенные признаки проблемности в своем содержании и структуре.

Скачать бесплатный учебник  СССР - Самостоятельные работы по химии 1982  года

Скачать

Скачать...

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика