Русская литература УЧЕБНИК ДЛЯ 8 КЛАССА (Громов, Коровин, Семёнова, Спицына) 1977

Скачать Советский учебник

 Русская литература

 учебник для 8 класса

Назначение:  УЧЕБНИК ДЛЯ 8 КЛАССА

© Издательство росвещение" Москва 1977

Авторство: Николай Иванович Громов, Валентин Иванович Коровин, Наталья Константиновна Семёнова, Надежда Александровна Спицына

Формат: DjVu, Размер файла: 5.8 MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

      Введение 3 
      Литература и наука — 5. Образ — 6. Значение литературы — 7. Три этапа освободительного движения — 8. Русская литература как художественное отражение жизни народа — 8. Народность и классовость литературы — 10. О писателях и читателях — 11. 
      
      Краткие сведения о русской литературе до XIX века. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси 
      «Слово о полку Игореве» 14 
      История открытия «Слова…» — 14. Историческая основа поэмы — 14. Сюжет и композиция «Слова…» — 14. Персонажи «Слова…» — 16. Русская дружина — 17. Природа в «Слове…». Образ родины — 18. 
      Жанр и поэтический, язык «Слова » — 18. Идея «Слова » — 19. Значение «Слова о полку Игореве» — 20. «Слово…» и эпос других народов СССР — 20. Задания — 21. Рекомендуемые книги — 20. 

       

Смотреть оглавление полностью......

      Из литературы XVIII века 22 
      Классицизм 23 
      Михаил Васильевич Ломоносов 25 
      Роль Ломоносова в преобразовании литературного языка — 25. Реформа стихосложения — 26. Оды Ломоносова — 27. Значение деятельности Ломоносова — 29. Задания — 30. Рекомендуемые книги — 30. 
      
      Гавриил Романович Державин 30 
      «Властителям и судиям» — 31. «Памятник» — 32. Задания — 34. Рекомендуемые книги — 34. 
      
      Денис Иванович Фонвизин 34 
      Комедия «Недоросль» — 35. Судьба Фонвизина — 37. 3адания — 38. Рекомендуемые книги — 38. 
      

      Александр Николаевич Радищев 38 

      Жизненный путь Радищева — 38. «Путешествие из Петербурга в Москву» — 41. Задания — 44. Рекомендуемые книги — 44. 

      

      Литература первого периода русского освободительного движения 

      Литература первой четверти XIX века 46 

      Романтизм 47 

      Василий Андреевич Жуковский 49 

      Задания — 54. Рекомендуемые книги — 54. 

      Кондратий Федорович Рылеев 54 

      Задания — 58. Рекомендуемые книги — 58. 

      

      Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь в деятельность 59 

      «Я решился тогда… поступить в военную службу» — 61. «Голову мою положу за несчастных соотечественников» — 61. «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался» (Пушкин) — 62. «Он ненавидел слово «раб…» — 63. «Народ единокровный, наш народ разрознен с нами…» («Загородная поездка», 1826) — 64. Грибоедов в Персии — 64. Задания — 66. 

      «Горе от ума» 86 

      Время, изображенное в комедии — 66. Композиция и сюжет «Горя от ума» — 67. Язык и стих комедии — 70. Чацкий и Софья — 72. Чацкий и Фамусов — 72. Чацкий и Молчалин — 74. Чацкий и Скалозуб — 76. Чацкий и фамусовское общество — 77. Идейное содержание комедии и ее значение — 79. Задания — 81. Рекомендуемые книги — 81. 

      
      Александр Сергеевич Пушкин 
      Детство 82 
      Лицей (1811 — 1817) 83 
      Задания — 87. 
      Петербург (1817 — 1820) 88 

      «Вольность» — 89. «Деревня» — 90. «К Чаадаеву» — 91. «Руслан и Людмила» — 93. Задания — 94. Южная ссылка (1820 — 1824) — 94. «Погасло дневное светило» — 96. «Кавказский пленник» — 98. «Цыганы» — 101. Задания — 104. . 

      Михайловское (1824 — 1826) 104 

      «К морю» — 104. «К***» («Я помню чудное мгновенье») — 106. «Пророк» — 107. «Борис Годунов» — 109. Задания 

      После ссылки (1826 — 1830) 113 

      «Во глубине сибирских руд » — 114. «Арион» — 115. «Анчар» — 117. «Литературная газета» — 119. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — 119. «Я вас любил…» — 120. 

      Болдинская осень (1830) 121 

      «Повести Белкина» — 123. «Маленькие трагедии» — 124. Задания — 126. 

      В Петербурге (1831 — 1833) 126 

      «Осень» — 127. «Медный всадник» — 128 

      Последние годы жизни (1834 — 1837) 130 

      «Вновь я посетил » — 131. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный » — 134. Задания — 135. 

      Основные особенности лирики Пушкина 136 

      «Евгений Онегин» 138 

      Творческая история романа — 138. Жанр романа — 139. Онегинская строфа — 140. Сюжет — 141. Столичное и поместное дворянство — 143. Ленский — 144. Евгений Онегин — 145. Татьяна Ларина — 146. Образ автора — 149. Реализм романа — 150. Задания — 152. 

      Значение Пушкина в развитии литературы 152 

      Значение Пушкина в развитии русского литературного языка — 153, 

      Пушкин и литература народов СССР — 154. Мировое значение Пушкина — 155. Рекомендуемые книги — 156. 

      

      Михаил Юрьевич Лермонтов 

      Жизнь и творчество 157 

      «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи…» — 157. «Я сын страданья…» — 159. «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» — 159. 

      «Увы! Как скучен этот город » — 161. «…Зачем от жизни прежней Ты разом сердце оторвал!» — 161. «Маскарад» (1836) — 162. Первая ссылка на Кавказ — 163. «Я любил все оболыценья света, но не свет…» — 165. Вторая ссылка на Кавказ — 165. Мечты и действительность — 167. «Погиб поэт — невольник чести» — 167. Задания — 169. Рекомендуемые книги — 169 

      Лирика 169 

      «Нет, я не Байрон…» — 169. «И душно кажется на родине…» — 170. «Одинок я — нет отрады…» — 171. «Выхожу один я на дорогу…» — 171. «Любовь не красит жизнь мою…» — 172. «Прощать святое право Страданьем куплено…» — 173. «Мне нужно действовать…» — 174. «Как часто, пестрою толпою окружен…» — 176. «Дума» — 177. «Люблю отчизну я…» — 179. «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк…» — 

      181. «Он поэт русский в душе» — 183. Задания — 184. Рекомендуемые книги — 184. 

      «Герой нашего времени» 184 

      Идейный замысел романа — 184. Композиция и сюжет — 184. Особенности изображения природы Кавказа и быта горцев — 186. Казбич и Азамат — 187. Бэла — 187. Печорин и горцы — 188. Печорин и контрабандисты — 189. Печорин и Максим Максимыч — 190. Печорин и «водяное общество» — 192. Печорин и Вернер — 193. Печорин и Грушницкий — 194. Печорин и княжна Мери — 195. «Фаталист» — 198. Отношение Лермонтова к Печорину — 199. Критики и писатели о романе — 201. Задания — 203. Рекомендуемые книги — 203. 

      

      Николай Васильевич Гоголь 

      Жизнь и творчество 204 

      Детство и юность — 204. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал» — 206. Первые художественные произведения — 207. 

      В кругу друзей Пушкина — 208. «Вечера на хуторе близ Ди-каньки» — 208. «Миргород» — 210. Петербургские повести — 212. Задания — 214. Рекомендуемые книги — 214. На чужбине. «Пророку нет славы в отчизне» — 214. 

      «Мертвые души» 215 

      «Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его» — 215. «Удар для меня никак неожиданный» — 216. Сюжет и жанр «Мертвых душ» — 216. Композиция «Мертвых душ» — 217. Образы помещиков — 218. Образы чиновников — 225. Образ Чичикова — 227. Тема народа и родины. Лирические отступления — 230. Полемика вокруг «Мертвых душ» — 231. Задания — 233. Рекомендуемые книги — 233. 

      Трагедия гения 233 

      Причины «болезненной тоски» — 233. Второй том «Мертвых душ» 

      234. «Выбранные места из переписки с друзьями» — 235. 

      

      Виссарион Григорьевич Белинский 

      «Да, это был сильный боец!» — 237. «Родился он почти плебеем!» — 237. «Литературе российской моя жизнь и моя кровь» — 238. Кри- 

      тика — «сознание эпохи» — 239. «Литературные мечтания» — 240. «Гоголь — поэт жизни действительной» — 241. «Вся надежда России на просвещение» — 241. «Проснулся я — и страшно вспомнить мне о моем сне» — 242. «Искусство есть воспроизведение действительности» — 243. Реализм — 244. «Белинский был особенно любим…» — 247. Задания — 249. Рекомендуемые книги — 249. 

      «Он смелый вольнодумец, весьма опасный для общества» — 251. «Большой человек в нашей литературе» — 252. Отъезд за границу — 253. «Былое и думы» — 254. Задания — 259. Рекомендуемые книги — 259. 

      Александр Иванович Герцен 

      Заключение 

      Указатель литературоведческих терминов 

  

 

Скачать учебник  СССР - Русская литература УЧЕБНИК ДЛЯ 8 КЛАССА 1977 года  

Скачать

     Скачать...

 

 

См. Отрывок из учебника........

 Авторами учебника являются: Я. К. Семенова (глава «Краткие сведения о русской литературе до XIX века»), Я. А. Спицына (главы «Литература первого периода русского освободительного движения» и «А. С. Грибоедов»), В. И. Коровин (глава «А. С. Пушкин»), Я. И. Громов («Введение», главы «М. Ю. Лермонтов», «Н. В. Гоголь», «В. Г, Белинский», «А. И. Герцен» и «Заключение»).

      

      Дорогие восьмиклассники! 

      В IV — VII классах вы познакомились с отдельными художественными произведениями русской классической литературы и советских писателей; в VIII классе вы будете изучать русскую литературу в ее историческом, последовательном развитии, начиная с древнего периода и кончая первой половиной XIX века. 

      Вы узнаете, как зарождалась и развивалась наша литература; изучите жизнь и творчество выдающихся писателей; увидите, что сила и величие русской литературы в ее кровной связи с освободительным движением; сами убедитесь в правоте высказываний наших великих писателей о национальном и мировом значении русской литературы. 

      «Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг… Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России… Наша литература — наша гордость», — писал А. М. Горький. 

      Курс литературы VIII класса интересен, но сложен. Преодолеть трудности вам поможет в значительной степени учебник. Он состоит из трех разделов: древнерусская литература, литература XVIII века и литература XIX века. Два первых раздела представляют собой очерки, в которых кратко рассмотрены важнейшие историко-литературные события и выдающиеся художественные произведения. В третьем разделе подробно освещается жизнь и творчество писателей первой половины XIX века, основоположников литературы критического реализма: Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена и критика Белинского. 

      Прежде чем открыть, страницы учебника, посвященные творчеству того или иного писателя, прочитайте художественные произведения, рекомендованные программой. Даже очень хороший пересказ, по верной мысли писателя К. А. Федина, не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоя- 

      щего образования, — говорил своему сыну А. И. Герцен, — нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания». 

      В учебнике помещены задания для самостоятельной работы. Если некоторые из них покажутся трудными, непонятными, обратитесь к учителю. Оп разъяснит цель задания и расскажет, как следует выполнять его. 

      В книге вы встретитесь с важнейшими сведениями по теории литературы. Их нужно прочно усвоить. Знания по теории литературы помогут вам понять общие свойства художественной литературы как искусства слова, закономерности, связанные с развитием литературных родов и жанров, литературных направлений (классицизм, ромаптизм, реализм), композиции, сюжета, типизации и т. д. 

      В процессе изучения курса литературы у вас, конечно, возникнет желание узнать как можно больше о жизни и творчестве любимых писателей. Список рекомендуемых книг вы найдете в конце каждой главы учебника. 

      

      ВВЕДЕНИЕ 

      Литература и наука. В течение многовековой жизни и деятельности людей возникли различные науки и искусства — музыка, живопись, художественная литература, графика, скульптура, архитектура, театр, кино. 

      Между наукой и литературой существует тесная связь, так как они призваны познавать природу и общество. Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди народа просвещения и культуры. Выдающиеся художественные произведения по своему познавательному значению в ряде случаев пе уступают научным трудам. Энгельс в одном из писем отмечал, что из романов французского писателя Бальзака «узнал даже в смысле экономических деталей больше… чем из книг всех профессиональных историков, экономистов, статистиков этого периода, взятых вместе». 

      И все же наука и литература имеют и свой предмет познания, и особые средства изложения, и свои цели. Предметом познания науки являются законы природы и общества. Например, ботаника изучает жизнь растений, механика — перемещение тел в пространстве, астрономия — строение и законы вселенной, медицина — человеческий организм, история — ход развития человеческого общества. Каждая паука исследует какую-либо одну часть природы или общества. При этом ученые в редких случаях допускают эмоциональные оценки явлений изучаемой действительности (в науке это не главное). 

      Основным предметом изображения литературы являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненпые идеалы, — словом, внутренний, духовный мир человека и общественная яшзнь людей. 

      Литературные произведения интереспы и поучительны в том случае, когда в них правдиво изображены люди с их поисками смысла жизни, истины, добра и справедливости, с их мыслями и эмоциями. Недаром Горький пазывал литературу «человековедением». 

      Разнообразна деятельность людей, богат и обширен их духовный, эмоциональный мир. Поэтому и содержание художественной литературы многогранно и многосторонне. 

      Писатель, раскрывая духовный мир своих героев, воспроизводит и те обстоятельства, в которых формируются их характеры, рисует целостную картину жизни людей той или иной исторической эпохи. 

      Образ. Сложную картину человеческой жизни, изображенную писателем в художественном произведении, принято называть образом. Это могут быть образы людей (образ-персонаж), вещей (интерьер), природы (пейзаж), животных и т. д. Иногда слово «образ» употребляется в весьма широком значении. Так, говорят, что неизвестный автор «Слова о полку Игореве» создал величественный образ родины. 

      Образность — общее свойство всех видов искусств. И этим прежде всего искусство отличается от науки. Белинский, определяя специфику искусства и науки, писал: «Философ (ученый) говорит силлогизмами (умозаключениями), поэт — образами и картинами… Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинами». 

      Источником художественного образа является сама жизнь. Писатель изучает ее, обобщает свои наблюдения. Но результаты этих наблюдений и обобщений выступают не в отвлеченной форме понятия, закона, как в научных трудах, а в форме образов людей и широких картин общественной жизни. 

      В подлинно художественном литературном произведении воссоздается то, что происходит или может происходить в жизни. Но писатель но копирует действительность, а переосмысливает ее в соответствии со своим мировоззрением. Вот что писал И. С. Тургенев: «Я не копирую действительные эпизоды или живые личности, но эти сцены и личности дают мне сырой материал для художественных построений». Для повести «Муму» Тургенев взял действительный эпизод из жизни глухонемого дворника Андрея. Но главный герой произведения Герасим и дворник Андрей, по словам Тургенева, «это то же и не то же». Андрей мучительно переживал смерть любимой собаки, уничтоженной по приказу барыни, но не покинул свою госпожу. Напротив, он оставался верным и преданным рабом. Герасим же, утопив Муму, уходит из барского дома в деревшо. Этот поступок Герасима придумал, домыслил сам автор. Случайно? Разумеется, нет. В тот период, когда создавалась повесть «Муму», отпошепия помещиков с крепостными резко обострились, недовольство крепостным строем охватило широкие пародные массы. Глубокое знание настроений угнетенного народа привело Тургенева к иному решению конфликта между госпожой и ее «верным» рабом. Тургенев переосмыслил частный жизненный случай, открыл в нем глубокое социальное содержание — протест против порабощения личности. Это было характерно, то есть типично для жизни тех лет. 

      Искусство словесного творчества, создания человеческих характеров и жизненных ситуаций требует воображения и художественного вымысла. Если литератор опишет жизнь одного знакомого ему человека, то это будет лишь фотография, лишенная познавательного и воспитательного значения. Талантливые писатели стремятся к тому, чтобы в образе литературного героя отразить характерные признаки поведения, привычек, вкусов, мыслей, чувств, убеждений, свойственных многим людям той или иной эпохи. Тогда характер такого литературного героя будет типическим. 

      Приемами типизации отлично владели великие русские писатели-реалисты. Грибоедов, объясняя замысел своей комедии «Горо от ума», подчеркивал, что в характерах главных героев «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому». Исследуя творчество русских писателей первой половины XIX века, Белинский высоко оценил их умение создавать типические характеры: «У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец». 

      Анализируя повесть Гоголя «Тарас Бульба», Белинский писал, что главный герой ее — «представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни». В персонажах «Ревизора» критик увидел «характеры, выхваченные из тайника русской жизни». 

      Значение литературы. Художественная литература воздействует одновременно на ум и чувства читателей. Она вызывает радость, восторг, волнение, чувства гнева, протеста, неудовлетворенности. Эстетические1 эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных идей не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении. Сила художественной литературы заключается также в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни. 

      1 Эстетика — наука о прекрасном в обществе н природе и о его роли в человеческой жизни. 

      «Цель литературы, — писал Горький, — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб Люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты». 

      Писатель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином своей страны. Литература воспитывает в людях любовь к родине, чувство гражданского долга. Общественное значение творчества передовых писателей приобрело исключительное значение в XIX веке, в период усиления освободительного движения русского народа. 

      

      Три этапа освободительного движения. В статье «Памяти Герцена» (1912) В. И. Ленин установил три периода освободительного движения. «Чествуя Герцена, — писал В. И. Ленин, — мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. 

      Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен. Но это не была еще сама буря. 

      Буря, это — движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах». 

      В статье «Из прошлого рабочей печати в России» (1914) В. И. Лепип уточнил хронологические рамки трех периодов освободительного движения: «1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разпочипский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время». 

      Русская литература как художествеппое отражепие жизни парода. В соответствии с ленинской периодизацией освободительного движения история русской литературы XIX — начала XX века также делится на три периода. 

      По справедливой мысли Горького, в России XIX века «каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». 

      В первый период освободительного движения на развитие русской общественной мысли и художественной литературы сильное, определяющее влияние оказали идеи дворянских революционеров, поднявших восстание в декабре 1825 года в Петербурге (отсюда название «декабристы»). Программы преобразования России у декабристов были различны. Но всех декабристов объединяло стремление уничтожить в России деспотизм и крепостное право. 

      Критическое отношение к самодержавию и крепостному праву отчетливо проявилось в творчестве прогрессивных писателей, живших в первый период освободительного движения. 

      В своих произведениях передовые писатели прославляли свободу, равенство и братство людей. Они нарисовали широкие, правдивые картины жизни русского народа. Видное место в их произведениях заняли образы передовых дворян, крестьян и их угнетателей — помещиков и чиновников. Вспомним содержание романа Пушкина «Дубровский». «Нечистые и злобные души» (Герцен) чиновников раскрыл Гоголь в комедии «Ревизор». 

      Крепостное право и царский произвол не убили живую душу русского народа. Крестьяне в изображении Пушкина, Гоголя и других писателей трудолюбивы, предприимчивы, гуманны. Но в их сознании зреет гнев и ненависть к помещикам и чиновникам, мечта о свободе. 

      Жизнь трудового народа показана на фоне прекрасного русского пейзажа. Мастерски описана природа в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. 

      Писателей интересовало не только настоящее положение русского народа, но и его прошлое. В «Песни о вещем Олеге» Пушкин передал «преданья старины глубокой», в «Капитанской дочке» воспроизвел исторически достоверную картину стихийного крестьянского восстания под предводительством Пугачева. История русского народа ожила и в таких его гениальных произведениях, как «Борис Годунов», «Полтава» и «Медный всадник».

 

  

 

Расширения для Joomla
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика