Живой счёт Часть вторая (Звягинцев, Бернашевский, Васильев) 1923 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Назначение: Учебники и учебные пособия для трудовой школы 1-й ступени - для сельских школ
Книгоиздательство: Государственное издательство Москва Издание второе: 1923
Авторство: Е. Звягинцев, А. Бернашевский, Г. Васильев
Формат: DjVu
Размер файла: 2.53 MB
Научно-педагогической секцией государственного ученого совета допущено для школ первой ступени
СОДЕРЖАНИЕ
Скачать учебник СССР - Живой счёт Часть вторая 1923 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящая вторая часть „Живого счета" предназначена преимущественно для 2-й группы сельской школы I ступени.
Задачи, помещенные здесь, ограничиваются числами в пределах первой тысячи. Их содержание, группировка и внешняя форма определяются теми же соображениями, которые высказаны в предисловии к первой части. Здесь отметим лишь, что в предлагаемом сборнике больше, чем в предыдущем, обращено внимания на числовые соотношения предметов и фактов из области описательного естествознания; дети 0 —10 лет, обучающиеся во второй группе школ первой ступени, относятся к задачам этого рода с особым интересом: их неослабевающая любознательность охотно направляется на ознакомление с отдельными явлениями природы и, в частности, на их количественное сравнение и противоположение; в то же время на уроках русского языка в этом отделении начинают читаться в классе статьи-с описанием зверей, птиц, насекомых, растений и проч.
Темы для самостоятельного составления задач помещены не среди текста, как в первой части „Живого счета"» а отнесены к концу книжки в качестве дополнения; притом они ограничены отделом задач на числа до 100. Составители признают классную работу над построением задач существенно важной и тогда, когда сделан переход к счету н к действиям над числами сверх 100, но они полагают, что к тому времени класс вполне освоится с этой работой и может обойтись без наводящих вопросов и указаний.
В самом конце книжки напечатано несколько примерных „немых" задач, т.-е. с пропуском цифр. Задачи эти могут быть вырезаны из книги (во втором полугодии) в виде билетиков; одни ученики заполняют пропущенные места подходящими к условию задачи цифрами; другие — решают заполненные задачи.
Вопросы и темы для самостоятельного
составления задач.
Сложение.
К зад. 8. Давайте, придумаем сообща задачу. У дедушки Прокофия было на пчельнике 13 ульев, да он купил еще— придумай, Сеня, сколько купил ульев. А ты, Коля, скажи, сколько стало всего ульев. —Теперь придумаем другую задачу. У дедушки Савелия 11 ульев пчел, а у его соседа— придумай, Маша, на сколько ульев больше у его соседа. Ты, Вася, скажи, сколько ульев было у соседа. А ты, Митя, скажи, сколько было всего ульев у обоих вместе.
К зад. 11. У кого из вас есть сад при доме? Кто знает случай повреждения мышами фруктовых деревьев? Как лечили обгрызенные мышами деревья? —Придумай, Гриша, задачу про обгрызенные мышами деревья. А ты, Сеня, реши эту задачу.
К зад. 17. Кому из вас приходилось ловить рыбу сетями или удочкой? Ты, Ваня, придумай задачу про ловлю рыбы сетями, а ты, Петя, реши ее. Петя, придумай задачу про ловлю рыбы удочкой, а Вася пусть решит ее.
К зад. 27. Кто из вас видел падающие звезды? Много падающих звезд можно видеть в августе, а также в ноябре. — Придумай, Маша, задачу про падающие звезды, а ты, Гриша, реши задачу.
К зад. 32. Придумай, Андрюша, задачу про охотника на Какого - нибудь зверя или птицу, а твой сосед справа пусть : решит задачу.
К зад. 35. Придумайте похожую задачу. Ты, Вася, скажи, сколько мер зерна привезли на мельницу в первый день, ты, Катя, скажи, сколько мер привезли на другой день, а ты, Гриша, сосчитай, сколько привезли мер на мельницу в оба дня.
К зад. 39. К будущему четвергу сосчитайте, сколько всего изб в деревне, сколько из них крыты железом, черепицей
тесом, соломой. Когда сосчитаете, станем сами придумывай похожие задачи.
К зад. 41. Не видал ли кто и. ) вас орешков на дубовых листьях? Если побываете в лесу, поищите дубовых листьев с орешками и принесите в класс. Орехотворка кладет в листок от 4 До 6 яичек, и вокруг каждого вырастает орешек. Придумай, Ваня, задачу про чернильные орешки, а ты, Гриша, реши ее.
К зад. 44. Сколько в вашей деревне считают снопов в копне? Придумай, Сеня, задачу про снопы, а ты, Коля, реши ее.
К зад. 48. Придумай, Вася, задачу на игру в городки, а Сеня пусть решит задачу.
К зад. 53. Придумай, Катя, задачу про прошлогоднюю елку, а ты, Гриша, реши ее. Придумай, Митя, какую-нибудь другую задачу про елку, а твоя соседка пусть решит эту задачу.
К зад. 57. Паши воробьи не устраивают таких гнезд, как те воробьи, про которых мы читали в задачнике. Но и пре наших воробьев можно придумать задачи. Придумай, Вася задачу про воробьиные гнезда или воробьиные яйца, а Копя пусть решит эту задачу.
Вычитание.
К зад. 70. Придумай, Сеня, похожую задачу про снежную бабу: сперва столько-то ребят взялись лепить бабу, потом подошло еще столько-то ребят (больше или меньше). А Гриша пусть скажет, на сколько ребят больше или меньше подошло во второй раз.
Еще какие задачи можно придумать про снежную бабу?
К зад. 71. Кто из вас умеет рисовать? Что именно рисует? — Придумай, Ваня, какую-нибудь задачу на вычисление про рисунки. А ты, Миша, реши эту задачу.
К зад. 106. Сосчитай, Вера, сколько учеников и учениц в каждой группе вашей школы. Придумай задачу на сравнение групп по числу детей.
К зад. 109. Придумай, Ваня, похожую задачу про лесные орехи, а сосед слева пусть решит задачу. А теперь сосед придумает какую-нибудь задачу про орехи, а Ваня решит ее.
К зад. 112. Есть ли близ вашей деревни овраги? —Когда кому-нибудь из вас придется быть близ оврага, пусть он смеряет длину оврага шагами и запомнит число шагов. Потом мы придумаем какие-нибудь задачи про овраги.
К зад. 115. Придумайте, Вася и Гриша, сообща похожую задачу про снежную гору, а Коля пусть решит задачу. Еще какие задачи можно придумать про снежную гору? Про катанье с горы?
Умножение.
К зад. 178. Придумай, Таня, похожую задачу про пряжу, а Гриша пусть решит задачу.
Еще какую задачу можно бы придумать про пряжу? (Столько - то фунтов пряжи продано по столько - то за фунт; на вырученные деньги куплено столько-то аршин ситцу или холста, по стольку-то аршин — п т. п. )
К зад. 190. Играют ли в вашей деревне в чехарду? —Придумай, Коля, похожую задачу про игру в Чехарду, а Ваня пусть решит задачу. Какую еще задачу «придумал бы ты, Сеня, про игру в чехарду? Л твой сосед справа пусть решит эту задачу.
К зад. 198. К будущей среде пусть каждый из вас измеряет шагами ширину и длину своего дома снаружи и запомнит, сколько выйдет шагов длины и сколько ширины. В классе мы придумаем разные задачи про дома.
К зад. 215. Придумай, Сеня, похожую задачу про грачей, а Коля пусть решит се. Еще какие задачи можно придумать про грачей?
Деление.
К зад. 238.. Придумай, Вася, похожую задачу про игру в снежки, а Коля пусть решит ее. Еще какие задачи можно придумать про эту игру?
К зад. 243. Придумай, Степа, похожую задачу про игру в солдаты.
К зад. 253. Плетут ли в вашей деревне лапти? —Придумай, Коля, похожую задачу про лапти, а Маша пусть решит ее. Еще какую задачу можно придумать про лапти? (продажа лаптей в городе—и т. п. ).
К зад. 294. Случалось ли кому из вас уезжать далеко от дома? —Придумай, Вася, похожую задачу про поездку в гости, а Маша пусть решит задачу.
К зад. 309. Придумайте похожие задачи, напишите их и передайте каждый своему соседу. Пусть они решат ваши задачи, а вы решите их задачи.
Помещенные на следующем листке задачи могут Сыть разрезаны и розданы ученикам- Каждый ученик придумывает к одной из задач числовые отношения, вписывает цифры в задачу, решает ее и запоминает ответ. Потом ученики обмениваются задачами. После решения задач происходит проверка ответов самими учениками или учителем. Когда все задачи будут использованы, ученики могут нарезать из бумаги билетиков и самостоятельно составлять друг для друга подобные же задачи.
КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО АРИФМЕТИКЕ
Математика - Арифметика, Пособия для трудовой школы, Автор - Васильев Г., Автор - Бернашевский А., Автор - Звягинцев Е.