Skip to main content

"Наука и религия" №1 1978 год (стр.2-5)

 В. КУРОЕДОВ, председатель Совета

по делам религий при Совете Министров СССР

Торжество ленинских принципов свободы и совести

Торжество ленинских принципов свободы и совести

 

Концентрированным итогом славного 60-летнего пути, пройденного нашей страной, назвал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Я. И. Брежнев новую Конституцию СССР. Этот выдающийся документ нашей эпохи — яркое свидетельство торжества идей, провозглашенных Октябрем, успешного претворения в жизнь заветов великого Ленина. Наряду с экономическими и политическими достижениями зрелого социализма, его огромными успехами в области социального и духовного развития, его внешней политики, новая Советская Конституция отражает величайшие завоевания социалистической демократии, широкие права и свободы граждан.

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания журнала "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №1 Январь 1978 год 

 В системе политических прав и свобод, воплощенных в Основном Законе Союза ССР, нашла свое место и свобода совести. Статья 52 Конституции СССР гласит:

 «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

 Церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви».

Свобода совести всегда была конституционным принципом в СССР. Конституция развитого социалистического общества, созданная на основе преемственности и всесторонне учитывающая требования современной эпохи, в полной мере сохраняя соответствующий сущности нашего строя и характеру нашего развития принцип свободы совести, в то же время развивает к углубляет его.

 Так, прежде всего в новой Конституции дается более широкая расшифровка понятия «свободы совести». В соответствии с марксистско-ленинским пониманием этого вопроса вводится указание на право каждого гражданина «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Термин «антирелигиозная пропаганда» заменен термином «атеистическая  пропаганда», и в этом заложен глубокий смысл. Кроме критики религии здесь имеется также позитивный аспект — формирование научного, материалистического мировоззрения. Особенно следует отметить, что если в Конституции 1936 года было зафиксировано, что свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами, то статья 52 новой Конституции говорит о том, что право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду гарантируется всем гражданам СССР.

 Главной гарантией обеспечения свободы совести является отделение церкви от государства и школы от церкви. Государственные органы не вмешиваются во внутренние (богослужебные, канонические) дела церкви, в свою очередь последняя не вмешивается в дела государства. Церкви предоставляются все необходимые материальные предпосылки для ее нормального функционирования, удовлетворения потребностей верующих.

 Важным положением в статье о свободе совести новой Конституции является указание на то, что «возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается». Какое конкретное содержание вкладывается а это положение? В нем следует иметь в виду три аспекта:

 Во-первых, это положение направлено на защиту прав личности независимо от отношения к религии. У нас в стране верующие и неверующие равны перед законом, те и другие являются строителями нового общества. В статье 34 новой Конституции сказано, что «граждане СССР равны перед Законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности , пола, образования, языка, отношения к религии... (подчеркнуто нами. — В. К. ). Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни». Из этого вытекает недопустимость ущемления прав верующих, третирования и оскорбления их религиозных чувств1. В наших законах говорится, что дискриминация верующих, выражающаяся а существенном ограничении их прав, наказывается в уголовном порядке2. С другой стороны, указенное выше новое положение а статье 52 направлено также и на ограждение атеистов от враждебного отношения к ним со стороны носителей религиозной идеологии.

 Во-вторых, положение о запрещении вражды и ненависти а связи с религиозными верованиями направлено против каких бы то ни было антиобщественных проявлений под прикрытием религии, разжигания враждебных настроений к порядкам и законам социалистического общества.

 Новая Конституция подчеркивает, что важнейшей обязанностью всех граждан СССР, в том числе и верующих, является соблюдение советских законов, исполнение действующих в государстве, в нашем обществе правовых норм. Попытки нарушить советское законодательство о религиозных культах, например использовать собрания верующих для политических выступлений против Советского государства, подстрекать верующих к уклонению от исполнения гражданских обязанностей, от участия в общественно-политической жизни, к совершению религиозных обрядов, наносящих вред здоровью граждан и т. п., — недопустимы. Все эти положения прямо перекликаются и с требованиями статьи 39 новой Конституции, которая подчеркивает, что использование гражданами прав и свобод (в том числе, конечно, и права на свободу совести) не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

 В-третьих, из указанного выше положения вытекает также требование не допускать разжигания вражды между отдельными религиозными направлениями. Советская власть с первых дней своего существования решительно покончила с привилегией одних религий и ущемлением других. В отличие от многих буржуазных стран — Англин, Ливана и других, — где империалистическая реакция в союзе с клерикалами всячески подогревают и разжигают межрелигиозные распри, пытаясь отвлечь трудящихся от классовой борьбы, от борьбы за свою свободу, тезис нашей Конституции о запрещении возбуждения вражды и ненависти на религиозной основе ярко демонстрирует гуманистические принципы социалистического образа жизни.

 Таким образом, это дополнение статьи о свободе совести, отражая глубоко демократический характер нашего государства, равенство всех религий и равноправие всех советских граждан вне зависимости от их отношения к религии, является одним из факторов монолитного единства развитого социалистического общества, где как верующие, так и неверующие граждане совместно, рука об руку, трудятся на благо Родины.

 Конституционный принцип свободы совести опирается на глубоко научные основы взаимоотношения между церковью и государством, которые были разработаны В. И. Лениным, Коммунистической партией в России задолго до победы Октября.

 Российская социал-демократическая рабочая партия, говорилось в Программе, принятой II съездом (1903 г. )3, — «ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы... неограниченную свободу совести... полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности... Отделение церкви от государства и школы от церкви... » 

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 38, стр. 118., 2 «О религии и церкви». М., 1977, стр. 121., 3 Там же. стр. 51—52.

 

 В брошюре «К деревенской бедноте» (1903 г. ) Ленин подчеркивал, что российские марксисты требуют полной свободы вероисповедания: «... Чтобы каждый имел полное право исповедовать какую угодно веру совершенно свободно... не должно быть никакой «господствующей» веры или церкви. Все веры, все церкви должны быть равны перед законом» 4.

Программные требования партии и государства по отношению к религии и церкви были обоснованы В. И. Лениным в статье «Социализм и религия»: «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом... Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно недопустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан а официальных документах должны быть безусловно уничтожены» 5.

Эти требования нашли законодательное воплощение в Декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 60-летие которого мы сейчас отмечаем.

Декрет устанавливал, что «каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются» (статья 3). Религия стала делом совести самих граждан, верующим была обеспечена полная возможность отправления религиозных обрядов, «поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики» (статья 5).

Среди подписей народных комиссаров первой под этим историческим документом стоит подпись Председателя Совнаркома В. И. Ленина. В проект, разработанный специальной комиссией, Владимир Ильич внес ряд принципиальных поправок 6. Это наглядное свидетельство того, какое большое значение он придавал решению проблемы свободы совести. Так, статью первую проекта декрета, гласившую: «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики», — В. И. Ленин заменил положением: «Церковь отделяется от государства». Церковь лишилась материальной поддержки государства и юридически гарантированных льгот, возможности применять к людям религиозное насилие; каждому гражданину было предоставлено право выбрать свою позицию по отношению к религии, не боясь последствий.

Утверждая принцип добровольности в определении гражданами своего отношения к религии, декрет запретил религиозным объединениям применять к их членам меры принуждения или наказания (статья 11). К статье третьей В. И. Ленин добавил примечание: «Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан устраняется». Эта фраза впервые в истории законодательно выразила отношение государства к религиозным воззрениям как к личному делу каждого гражданина. В шестую статью Ленин внес поправку, которая пресекала возможность неисполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на религиозные воззрения.

В. И. Ленин заново сформулировал заключительную часть статьи 13. В проекте декрета говорилось: «Порядок учета, хранения и хозяйственного распоряжения зданиями или предметами, предназначенными специально для богослужебных целей, определяется постановлениями местной и центральной государственной власти». Ленин написал вместо этого: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Таким образом, В. И. Ленин сделал акцент на гарантии свободы совести. Декрет в целом не только провозглашает, но и всесторонне гарантирует эту свободу.

Ленинский декрет устранил все прежние формы союза между церковью и государством. Была отменена религиозная клятва и присяга (статья 7), установлено, что действия государственных или иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями (статья 4). Ведение актов гражданского состояния полностью передавалось гражданской власти (статья 8). При этом исполнение религиозного обряда не влекло за собой юридических последствий. Так, например, церковный брак не имеет юридической силы, то есть не обеспечивает законами государства супружеские, имущественные права и интересы детей.

4 В. И. Ленин. Полн. собр. соч.. т. 7. стр. 173., 5 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 12. стр. 143.,  6 См. «О религии и церкви», стр 94—96.

Все церковные и религиозные общества отныне обязаны были подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах. Все они перестали пользоваться какими бы то ни было государственными привилегиями и не стали получать от государства никакой финансовой помощи (статья 10).

Гарантированное законом равенство религий было глубоко гуманным актом и отвечало прежде всего чаяниям народов национальных окраин России. Ведь ясно, что ограничение при царизме всех религий, кроме государственной православной, являлось ущемлением прав и оскорблением чувств многих национальных меньшинств. Провозглашенное Декретом равенство религий было с большим удовлетворением встречено всеми национальностями Советской России. Уравнение всех религий в правах — важнейший вклад в осуществление ленинской национальной политики. При разработке декрета, а также в своих указаниях по антирелигиозной пропаганде В. И. Ленин неоднократно советовал осмотрительно и вдумчиво подходить к решению религиозных проблем в национальных окраинах.

Одна из важнейших статей декрета — девятая, согласно которой школа полностью отделялась от церкви. Декрет положил конец стремлению церкви, овладев сознанием Подрастающего поколения, утвердить свое господство над умами людей. Тем самым были воплощены в жизнь слова К. Маркса о том, что очистка народного просвещения от религиозных и клерикальных элементов кладет начало «умственному раскрепощению народа» 7.

Во исполнение декрета были опубликованы постановление Наркомпроса об упразднении должности законоучителей в школе и постановление Государственной комиссии по просвещению «О светской школе» от 18 февраля 1918 года 8. Последнее постановление имело особенно большое практическое значение. Оно предписывало прекратить преподавание религии во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, находящихся в ведении Наркомпроса, и исключить исполнение в этих школах всех религиозных обрядов.

Все мероприятия по отделению школы от церкви целиком относились и к школам национальных меньшинств. В принятом в октябре 1918 года постановлении «О школах национальных меньшинств» отмечалось, что эти школы являются государственными и на них безусловно распространяются положения о единой трудовой школе. Находившиеся в прошлом в руках клерикальных элементов школы национальных меньшинств становились светскими.

Таким образом. Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» были определены принципы взаимоотношений между Советским государством и церковью. Этот декрет имеет всемирно-историческое значение. Он подытожил и закрепил завоевания Октября в области свободы совести, покончил со всеми средневековыми привилегиями церкви, устранил насилие над совестью граждан.

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» — главный основополагающий документ, определивший политику КПСС и Советского государства по отношению к религии и церкви. Этот документ был воплощен во всех конституциях Страны Советов.

На основе декрета Советским правительством было разработано и принято в 1929 году постановление «О религиозных объединениях», конкретизировавшее принципиальные положения декрета. Совершенствуя советское законодательство, гарантирующее свободу совести. Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 23 июня 1975 года внес в постановление 1929 года изменения и дополнения, приводящие его в соответствие с законодательными актами, принятыми в период с 1929 по 1974 год, и устранявшие устаревшие нормы, понятия и термины9.

Какие же конкретные изменения и дополнения внесены в законодательный акт 1929 года?

Религиозным центрам, епархиальным управлениям предоставлены возможности изготовления церковной утвари, предметов культа и продажи их обществам верующих. Всем религиозным объединениям (и центральным, и местным)  дано право приобретать транспортные средства, арендовать, строить и покупать строения для своих нужд.

7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 17, стр. 534., 8 См. "О религии и церкви», стр. 101 — 102., 9 См.: там же, стр. 105—117.

В обновленном законодательстве подчеркнут принцип централизации в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах, в связи с чем Совету по делам религий при Совете Министров СССР даны большие полномочия. Он проверяет правильность применения законодательства о культах центральными и местными организациями, должностными лицами; дает министерствам, ведомствам и другим организациям разъяснения по вопросам, касающимся религии и церкви, имеет также ряд других прав.

Согласно законодательству как религиозное общество, так и группа верующих могут приступить к своей деятельности только после регистрации в органах государственной власти. Это — важнейшее требование советского законодательства о религиозных культах. В чем смысл регистрации?

В том, что религиозное объединение берет на себя обязательства по соблюдению законодательства и одновременно становится под защиту советских законов. Таким образом, регистрация религиозных объединений одинаково соответствует интересам как верующих, так и государства. Очень важна поэтому статья о том, что вопросы регистрации и снятия с регистрации религиозных объединений, открытия и закрытия храмов окончательно решают не местные органы власти, как это предусматривалось в законе от 1929 года, а союзный орган — Совет по делам религий при Совете Министров СССР по представлению исполкомов краевых, областных Советов народных депутатов. Советов Министров автономных республик, а в союзных республиках без областного деления — Советов Министров этих республик.

Принцип централизации в этих вопросах имеет особенно важное значение. Так, например, снятие с регистрации религиозных объединений, закрытие молитвенных зданий и домов требует большого такта, осторожности, учета всех обстоятельств. Такой подход к закрытию церквей, костелов, мечетей и т. д., при котором вопрос всесторонне и неоднократно рассматривается в разных инстанциях и окончательно решается союзным органом, позволяет избежать ошибок. Централизация в осуществлении контроля за соблюдением законов, касающихся религии и церкви, гарантирует от ущемлений свободы совести, обеспечивает правильное соблюдение законодательства о религиозных культах.

Как известно, буржуазные фальсификаторы прилагают огромные усилия, пытаясь доказать, будто последовательное проведение принципа свободы совести в СССР является якобы не чем иным, как «ограничением прав верующих», «преследованием церкви», «насильственным искоренением религии» и т. п. Всякого рода «советологи», профессиональные «эксперты-теоретики», подвизающиеся в различных псевдонаучных центрах, созданных в капиталистических странах, заведомо искажают истину с целью замаскировать пороки буржуазного строя, где, как свидетельствует жизнь, действительно нет и не может быть полной свободы совести. Правящие классы антагонистического общества кровно заинтересованы в сохранении религии как орудия укрепления своего господства над массами.

Во многих странах в настоящее время существует система официальной государственной церкви. В Испании и Ирландии государственная церковь — католическая, в Швеции, Норвегии и Дании — евангелическо-лютеранская, в Англии — англиканская и т. д. Уже сам факт наличия господствующей церкви является дискриминацией по отношению к людям других вероисповеданий и неверующим. Достаточно сказать, что в тех странах, где закреплено господствующее положение одной из церквей (например, в Англии, Греции, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Швеции и др. ), высшие государственные посты могут занимать только лица, исповедующие господствующую религию. Господствующая церковь, получая от государства всевозможные привилегии, проникает во все области жизни, исполняет различные общественные и государственные функции, вмешивается в личную жизнь граждан. На почве социально-религиозного неравенства в ряде стран возникали серьезнейшие конфликты. Печальный пример тому — Ольстер.

В буржуазных конституциях можно встретить слова «свобода вероисповедания», «свобода религии», «свобода и неприкосновенность религиозных верований» и т. п. Но нет ни одной буржуазной конституции, в которой хотя бы на словах признавалось право граждан быть атеистами и вести антирелигиозную пропаганду. Интересы многих миллионов людей, которые не верят в бога, полностью игнорируются.

В конституциях некоторых буржуазных стран торжественно провозглашается наряду со свободой совести и отделение церкви от государства. Однако эта декларация служит буржуазии лишь одним из тактических приемов для обмана общественного мнения. Убедительный пример этому — США, где принцип отделения церкви от государства был торжественно провозглашен еще в 1791 году, но по сей день он остается пустым звуком. И сегодня деятельность государственных органов США освящается религией, связана с исполнением определенных религиозных ритуалов. Молебном открываются сессии обеих палат Конгресса США, широко распространены религиозные клятвы и присяги. Правительство США содержит священников в конгрессе, капелланов в армии и на флоте. Президент, вступая на свой пост, приносит присягу на Библии. Характерно, что в 1956 году Конгресс установил национальным девизом США фразу «Мы надеемся на бога». В преамбулах конституций 42 штатов содержатся обращения к богу. На монетах девиз — «В бога наша вера» и т. д.

Согласно законам, действующим, например, в штатах Арканзас, Нью-Джерси, Мэриленд, не признаются показания свидетелей-неверующих. В штатах Теннесси, Миссисипи, Техас и других отказ людей от религиозной присяги лишает их возможности занимать должности в государственных учреждениях, является препятствием к свидетельствованию в суде. По конституциям ряда штатов от граждан в обязательном порядке требуется отправление религиозных культов. Так, все граждане в Делавэре «обязаны часто собираться на публичные богослужения», в Вермонте от всех требуется «празднование воскресного дня». В 16 штатах США выступление против религии карается штрафом от 30 до 1 000 долларов либо тюремным заключением сроком до 3 лет. Какая же это свобода совести?

Не случайно подкомиссия по борьбе с дискриминацией и защите прав национальных меньшинств комиссии ООН по правам человека в своем докладе Генеральному секретарю ООН указывала на дискриминационный характер требований законодательства ряда капиталистических стран, касающихся, в частности, религиозной присяги при вступлении на государственную должность, свидетельствования в суде и т. д. Свобода совести должна включать в себя право человека на атеистическое миропонимание, на полное равноправие верующих и неверующих.

Одним из обязательных условий осуществления свободы совести является действительное отделение школы от церкви. Между тем обучение религии предусмотрено школьными программами в подавляющем большинстве буржуазных стран. Так, в Австрии и Швеции преподавание религии обязательно во всех начальных, средних и специальных школах и учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов, в Англии — в начальных и средних школах, содержащихся государством или им субсидируемых, в Израиле в обязательном порядке преподается иудаизм, причем на изучение Библии в школах отводится больше часов, чем на все математические дисциплины. Правда, в некоторых капиталистических странах допускаются отдельные исключения из общего правила обязательного обучения детей религии в государственных школах, но даже буржуазные исследоввтели этих проблем признают, что, «хотя закон разрешает родителям требовать освобождения их детей от религиозного обучения в школах, влияние церкви делает эту привилегию более теоретической, нежели реальной». В некоторых странах (например, в Ирландии, Норвегии) законы обязывают родителей, даже если они неверующие, воспитывать детей в религиозном духе, предусматривают меры принудительного религиозного воспитания детей.

Глубоко прав был В. И. Ленин, который указывал, что ни в одной из самых передовых капиталистических стран мира вопрос о религии в буржуазно-демократическом направлении не решен до конца10. Буржуазные конституции, провозглашающие свободу совести, полны оговорок и ограничений, которые урезывают ее на практике. В нашей стране, провозгласившей подлинную свободу совести, все делается для действительного осуществления этого демократического принципа. Обратимся к фактам.

В Советском Союзе беспрепятственно действуют более 20 тысяч православных церквей, костелов, синагог, лютеранских кирх, старообрядческих храмов, мечетей, буддистских дацанов, молитвенных домов евангельских христиан-баптис-тов, адвентистов седьмого дня и т. д., около 20 мужских и женских монастырей.

10 См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч.. 44. стр. 146—147.

 Религиозные объединения пользуются правом подготовки кадров священнослужителей в специальных средних и высших духовных учебных заведениях. Их у нас в стране насчитывается 18, в том числе 6 православных академий и семинарий, 2 католические семинарии, мусульманская академия и медресе, иудейский иешибот и курсы евангельских христиан-баптистов, духовная семинария и академия армянской церкви, семинария грузинской церкви, богословский институт и академические теологические курсы лютеран и т. д.

Религиозные центры издают необходимую им религиозную литературу: Библию, Коран, богословские труды, молитвенники, журналы, церковные календари и т. п. Так, русская православная церковь имеет шесть периодических изданий, регулярно выпускает богослужебные книги; дважды за последние годы массовым тиражом издавалась Библия. Вышло а свет новое издание Нового завета; издан четырехтомник трудов покойного патриарха Алексия, готовятся к печати труды патриарха Пимена и т. д. Мусульмане неоднократно издавали Коран, совсем недавно он вышел новым изданием. Регулярно выходят мусульманский календарь, журнал «Мусульмане Советского Востока» на 4 языках. Свои издания имеют евангельские христиане-баптисты и католики, армяно-григорианская церковь и старообрядцы, адвентисты седьмого дня и последователи других религий.

Для изготовления предметов религиозного культа, утвари, мацы, свечей и т. д. церкви имеют 39 специальных учреждений, полностью удовлетворяющих потребности верующих; все необходимые материалы и сырье для этого отпускаются в плановом порядке из фондов государства.

«Свобода вероисповедания, — говорил в интервью корреспонденту Агентства печати «Новости» глава русской православной церкви патриарх Пимен, — гарантирована Основным Законом — Конституцией СССР... В СССР нет учета и статистики населения по вероисповедному признаку. О религиозной принадлежности не спрашивают при найме на работу, при переписи населения, при выдаче паспортов и т. д. Советское законодательство предусматривает строгую ответственность за какое бы то ни было ущемление гражданских прав верующей части населения, в том числе и духовенства. Верующие люди всех религий, как и священнослужители, — полноправные граждане Советского государства, и они активно участвуют в политической, экономической и общественной жизни страны» 11.

Ярким свидетельством свободы совести в СССР явилась проведенная в Москве в июне прошлого года по инициативе патриарха московского и всея Руси Пимена Всемирная межрелигиозная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». Эту конференцию по ее характеру, целенаправленности и широкому представительству можно считать выдающимся событием в мире. В столицу нашей Родины съехались около 660 влиятельных деятелей международных и национальных религиозных и общественно-политических кругов из 107 стран, представлявших почти все религии планеты.

В конференции приняли участие лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» и Нобелевской премии мира Шон Макбрайд, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Раймон Гоор, главы христианских, мусульманских и буддистских церквей, руководители ведущих национальных и международных религиозных организаций, представители высшего духовенства, члены правительств в ранге министров и их заместителей, члены парламентов, видные теологи, владельцы и издатели крупных религиозных газет и журналов.

В ходе пленарных заседаний и в рабочих группах конференции состоялся широкий и свободный, деловой и конструктивный обмен мнениями. Были выработаны и с полным единодушием приняты итоговые документы конференции: «Обращение к религиозным деятелям и верующим всех религий во всем мире», «Обращение к правительствам всех стран мира», которые призывают усилить борьбу против угрозы новой мировой войны, за разрядку международной напряженности, всеобщее и полное разоружение, запрещение производства оружия массового уничтожения, активнее выступать за свободу и независимость народов, за социальный прогресс.

Всемирный форум религиозных деятелей еще раз показал несостоятельность измышлений «об ущемлении прав верующих» в социалистических странах. Как известно, реакциионная буржуазная пропаганда, прибегая к грубым измышлениям и фальсификации, распространяет ложь, будто в социалистических странах верующие «несправедливо страдают» за веру.

11 «Журнал Московской патриархии». 1976.  2. стр. 3.

Цель такой злонамеренной пропаганды очевидна: вызвать у неосведомленного населения Запада и стран «третьего мира» недоверие к социализму, скомпрометировать его в глазах мирового общественного мнения, особенно в кругах верующих, и таким образом помешать развитию процесса разрядки, ослабить притягательную силу социализма. На конференции раздавались голоса о том, что в грязную кампанию «защиты прав человека в СССР» включились и некоторые высокопоставленные деятели Запада, в том числе и США.

«Мы в Африке, — заявил каноник Бурджес Карр, — когда слышим, как определенные круги на Западе клевещут на Советский Союз за якобы нарушение прав человека, обращаемся к нашим проблемам и видим, что те же самые люди, которые учат Советский Союз морали, вмешиваются во внутренние дела африканских стран, помогают творить в Африке жестокости. Оружие, которым убивают африканцев, поставляется расистским режимам теми странами, откуда раздаются громкие голоса о правах человека».

Пастор Клаус Хеблер (ФРГ) сказал: «У нас настойчиво распространяется утверждение, что СССР якобы угрожает нашей стране. Кроме того, распространяется еще и вторая ложь, будто социалистические страны нарушают права человека. Эти утверждения необходимы, чтобы оправдать все увеличивающиеся расходы на вооружение в нашей стране... Поэтому я очень рад, что Эта мировая встреча представителей различных религий проходит в столице Советского Союза. В этой стране живут нации и народности, которые исповедуют самые различные религиозные воззрения. Но все эти люди — христиане, иудеи, мусульмане и другие — «месте сотрудничают в пользу мира, уважая друг друга».

В многочисленных высказываниях участников конференции отмечалось, что они воочию убедились в существовании полной свободы совести в СССР.

Епископ Фраменто (Филиппины), в частности, отметил: «Западная, в том числе и религиозная, информация лживо изображает свободу в СССР; печатаются фотографии закрытых церквей, говорится, что верующие люди преследуются. Все это — ложь! Я впервые в Советском Союзе, один свободно ходил по прекрасной Москве, посещал церкви, они открыты и нет даже намека на преследования».

Депутат индийского парламента Мухаммед Юнус Салим в беседе с Председателем Президиума Верховного Совета Татарской АССР С. Г. Батыевым сказал: «Разрешите принести вам и вашему правительству слова искренней благодарности за огромную заботу о вашем народе и в том числе о верующих. Этот вывод для нас важен потому, что на Западе распускаются слухи об ущемлении у вас прав верующих. Мы убедились, что эти слухи не соответствуют действительности... Позвольте заверить, что ваше гуманное отношение к чувствам верующих будет известно нашим народам, а это укрепит дружбу между нашими странами».

В интервью корреспонденту АПН Генеральный секретарь Народного Совета по делам ислама Малайзии Дато Хаджи Исмаил Бин Панджаг Ариса отметил: «Мы убедились в том, что у вас существует свобода вероисповедания. Верующие исполняют свои обряды с полной свободой... Мы встречались с верующими, беседовали  с ними. Они выражают свое мнение свободно... Пропаганда нам говорила неправду... Мы поняли, что слышать одно, а видеть—другое».

Свидетельства участников Всемирной конференции, как и других многочисленных гостей из-за рубежа, ежегодно посещающих нашу страну, не оставляют камня на камне от лживых измышлений враждебной пропаганды и неопровержимо свидетельствуют перед всем миром о том, что свобода совести в СССР — не формальная декларация, а живая реальность. Ее осуществление наряду с другими правами и свободами гарантируется советским гражданам Конституцией СССР.

Как сказал в докладе на торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, товарищ Л. И. Брежнев, недавно принятая новая Конституция «вновь убедительно показала, что понятия свободы, прав человека, демократии и социальной справедливости наполняются действительным содержанием только в условиях социализма».

Яндекс.Метрика