"Наука и Религия" №1 1978 год (стр. 31-32)

ПРАЗНИКИ, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИна фото улица Гая

Улица моя, Родина моя    Я.Холяво специальный корреспондент журнала "Наука и Религия" (на фото улица Гая)

 

 ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. Кто только ни брался поставить последнюю точку в дискуссиях на эту тему! А жизнь упрямо ставит многоточие, оставляя широкое поле для размышлений и деятельности. Для сегодняшнего разговора мы выбираем один конкретный город — Ереван. И конкретную тему: влияние города на формирование советского образа жизни.

Город представлять не просто, а столицу Армении тем более. За многовековую историю Еревану объяснялись в любви многие люди, находя для него самые яркие сравнения и звучные эпитеты. В память мне врезался один из них: мудрый.

Чем мудрый? Матенадараном, в уходящих под землю этажах которого хранится около 100 тысяч старинных книг и документов, практически бес ценнейших свидетельств древней культуры армянского народа? Мудр тем, что город читает и пишет, используя алфавит, которому свыше 1500 лет? Или, может быть, тем, что почти в каждой семье здесь стоит солидный трехтомник Лео — история армянского народа, которую часто читают?

Народ имеет богатое наследство — традиции. Время — великое сито — отправляет в Лету устаревшие из них, а жизнь рождает новые. Одна из самых молодых в Ереване, уже утвердившихся — праздники улиц. Родились они в самом молодом районе армянской столицы — Советском.

Можно предположить, что город столетия раздумывал, глядя снизу вверх, как обжить ему кольцо гор, и вот во второй половине XX века решился — и шагнул вверх на безлюдное плато, взобрался многоэтажными домами на Норкские высоты в новом, седьмом по счету районе — он назван Советским. Случилось это в 1972 году. Сегодня здесь живут 215 тысяч человек из 980-тысячного населения города.

— Что такое Советский район? — Владимир Агванович Турьян, секретарь райкома партии, молодой, но опытный руководитель, начинает беседу так: — У нас в районе мало крупных промышленных предприятий. Вечером его жители возвращаются домой с работы или учебы из разных концов города. Пришел человек и остался один на один с телевизором? Это не по-нашему. Ведь раньше армянин, живя в селе, знал всех и его знали все. Иными словами, была дружная большая семья. Мы не могли допустить, чтобы человек «затерялся» в большом городе.

9.jpg

Новостройки Советского района

Мы часто говорим о патриотизме. С чего он начинается? С дома, в котором ты живешь, с улицы, по которой ходишь. Вот и родилась у нас идея праздника улицы. Иными словами, все, кто живет на этой улице, отмечают день рождения героя, чьим именем она названа. Только не подумайте, что это разовое мероприятие. Наш праздник — это и субботники по благоустройству, и спортивные состязания, народное гулянье и концерт под открытым небом... Как в семье готовятся к празднику, вы знаете. А теперь представьте, что жители всей улицы — одна семья...

Праздник начинается с улицы Гая... Это — центральная улица района. Дома из розового туфа и серого базальта. И скульптура заняла здесь свое достойное место. Небольшие фигуры-символы на постаментах, созданных природой, радуют глаз и воспитывают человека. Нельзя не обратить внимание и на небольшую груду камней, занявших почетное место на проспекте. Строители оставили ее потомкам на память. Камень — это бедность. Смотрите, из чего мы строим, смотрите, как трудно тут было строить! Камень — это богатство: смотрите, что из этого камня построили!

Главный монумент на улице — памятник Гаю (работа скульптора Сурена Назаряне и архитектора Саркиса Гурзадяна), его открытие было приурочено к 90-летию со дня рождения пламенного революционера, полководца гражданской войны Гайка Дмитриевича Бжишкяна.

Легендарный Гай. Родился в 1887 году в семье учителя. За участие в революционном движении был дважды арестован и заключен в тюрьму, причем одна из них — Баиловская в Баку, у которой была своя «слава»: оттуда не выходили, оттуда выносили. Гаю посчастливилось бежать.

Партийный стаж Гая — с 1903 года. Гайк Дмитриевич любил повторять: «Звание коммуниста налагает много обязанностей, но дает лишь одну привилегию — первым сражаться за революцию». Эта привилегия стала смыслом его жизни.

Он был храбр, исключительно отважен, кристально честен. И эти его черты способствовали формированию качеств военачальника новой, пролетарской формации. 24-я Железная дивизия, 1-я армия Восточного фронта, 3-й Конный корпус Западного фронта, 1-я Кавказская кавалерийская дивизия — все они связаны с именем Гая.

... Лето 1918 года. Покушение на Ленина. В те дни Ильичу пришла телеграмма от Гая, начдива 24-й: «Дорогой Владимир Ильич) Взятие вашего родного города Симбирска — это ответ на вашу одну рану, а за вторую — будет Самара».

... Молва об отваге Гая шла от Поволжья до Варшавы.

Песни о храбром полководце распевались на многих фронтах гражданской. Многое стало легендой. Так, беспроволочный телеграф, например, сообщал по окопам, что Гай в погонах белогвардейского полковника вывез из тыла белых «языка». Утверждали, что Гай «единолично» взял Самару. Перелетел, дескать, на самолете линию фронта, сел на картофельное поле близ города и, вооружившись ручными гранатами, пошел на почту. Перепуганным телеграфистам ничего не оставалось, как под диктовку красного командира отстучать: «Всем, всем, всем! Я, Гай, нахожусь в Самаре. Да здравствует Советская власть! »...

Революция сделала героя национального героем интернациональным. Под командованием Гая сражались татары и латыши, белорусы и украинцы. В частях армии были венгры и чехи, сербы и поляки, которых революционная правда привела в 1918 году на берега Волги, чтобы защищать в чужой стране народную власть.

фото Г. Маркосян со своими «лесными» поделками

Заместитель председателя Советского райисполкома г. Еревана Г. Маркосян со своими «лесными» поделками.

Гая, родившегося в иранском городе Тебризе, белорусы на гражданской войне считали своим. А сомневавшимся доказывали сильным аргументом: фамилия-то белорусская: «гай» — это значит «роща». Украинцы называли его земляком и даже указывали точное место, где вроде бы родился полководец. Наконец, башкирский народ звал его батыром и еще «Дус-кеше», что в переводе значит «близкий человек».

Наши люди хранят верность идеям интернационализма. И праздники улиц — тому свидетельство.

В Ереване проходила декада литературы и искусства Молдавской ССР. В ознаменование дружбы двух народов новая улица получила название Молдавской.

Или еще один праздник — улицы Парижской коммуны. На этом празднике царствовал коллективизм, который, конечно же, не исключает здорового соревновательного духа. Чья улица красивее? Чей двор зеленее? Чьи дети лучше учатся? Каждая улица должна иметь своих чемпионов!..

Перед праздником все жители вышли на благоустройство родной улицы. В день Парижской коммуны на улице состоялся небольшой митинг. Выступили учитель истории, бывшая жительница французского города Марселя (она вернулась на родину вместе со многими другими репатриантами). Учащиеся 48-й школы исполнили «Марсельезу» на французском языке, прочитали стихи о революции. Потом заиграли скрипки — это уже ребята из музыкальной школы № 13, что тоже на улице Парижской коммуны. Русские, французские и армянские мелодии и танцы звучали так горячо и звонко, что седой и мудрый Арарат, стряхнув почившие на его плечах тучки, будто приподнялся в ореоле солнца полюбопытствовать, что за веселье в Ереване. В тот же день почетные жители улицы посадили Аллею дружбы из 60 платанов. Тысячу лет живут эти деревья.

Кстати, каждый праздник улицы непременно знаменуется тем, что люди сажают деревья. Так был заложен парк имени 60-летия Великого Октября на 16 гектарах. Это только так говорят: на юге воткни палку — дерево вырастет. Каждый зеленый росток на камнях и скалах Армении требует постоянной заботы. Грайр Арутюнович Маркосян, который был моим экскурсоводом, уверен, что сквер удастся на славу. И не только по должности (он — первый заместитель председателя райисполкома, один из инициаторов и организаторов праздников улиц), а еще и потому, что сам сажал деревья.

Грайр Арутюнович отдает делу не только энтузиазм. Гости 136-й школы всегда с восхищением рассматривают в вестибюле выставку «Лесные сказки» — композиции из мира окружающей природы. Ожили под рукой мастера сухие коренья, сучья. Все эти работы заместитель председателя райисполкома подарил школе.

Новостройки фото АрзумяноваЧувство прекрасного в человеке менее всего можно развить броским лозунгом. Только личный пример и хорошо продуманная система воспитания помогут лучше увидеть красоту творений человеческих рук, оценить ее. Что может быть красивее дерева? Вырастить дерево! И школьники берут шефство над зелеными насаждениями района.

Строится город, растет район. Номерные микрорайоны, кварталы становятся улицами, получают имена для долгой жизни. Вот совсем недавно райисполком принял решение назвать новые улицы именами Героя Советского Союза Г. Багяна, академика Р. Ачаряна, народного артиста республики Д. Маляна, скоро возникнет соседство улиц, носящих имена великих деятелей литературы и искусства армянского народа. И это ведь тоже неплохо... 

 

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №1 Январь 1978 год 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика