Skip to main content

"Наука и Религия" №2 Февраль 1978 год (стр 2-3)

60 лет Советской Армии

НА СТРАЖЕ МИРА И ПРОГРЕССА

В канун празднования 60-летия Вооруженных Сил СССР наш корреспондент Л.  ШАРМАНОВА взяла интервью у генерала армии, председателя Советского Комитета ветеранов войны, дважды Героя Советского Союза Павла Ивановича БАТОВА.

дважды Героя Советского Союза Павла Ивановича БАТОВА.

Павлу Ивановичу — 80 лет, и более 60 из них он — военный. Бывший солдат царской армии, участник гражданской войны, боев в Испании. В годы Великой Отечественной войны командующий знаменитой 65-й армией, победоносно прошедшей от Сталинграда до Германии. Он кавалер семи орденов Ленина, Октябрьской революции, трех — Красного знамени, пяти — полководческих (трех — Суворова 1-й степени, Богдана Хмельницкого 1-й степени и Кутузова 1-й степени), а также высших орденов других стран.

— Павел Иванович, у вас за плечами большая, богатая событиями жизнь. Какое из них оставило самое яркое, незабываемое впечатление!

—- Жизнь военного человека — повседневный, ежечасный, упорный, напряженный труд. В мирное время дни сменяются днями, месяцы — месяцами, годы — годами, и все они проходят в обычных, более или менее важных заботах и делах. Естественно, что для людей армии наиболее значительны периоды, когда все, что ты делал до этого, подвергается суровому военному экзамену — проверке в бою. Таких экзаменов в моей жизни было немало. Все они оставили неизгладимый след и в сердце моем, да и на теле. Вспомнить хотя бы Великую Отечественную войну. Это даже нельзя назвать воспоминанием, это до сих пор моя жизнь. Но самое яркое — это то событие, которое сделало меня человеком.

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

Первую мировую войну я, сын бедного безлошадного крестьянина, встретил в Петрограде, куда приехал из родной деревни «в люди» и стал служить в торговом доме братьев Леоновых.

Зачитывался я тогда «Копейкой» — была такая популярная газетка. Она в патетических тонах рассказывала о воинских подвигах солдат и офицеров, и я загорелся желанием тоже попасть на фронт. К концу 1916 года я был назначен командиром стрелкового отделения. В нем бывалые солдаты-бородачи, а я — мальчишка. Настал час первой атаки. Моя задача — первому подняться в бой. Страшно это — выскочить из окопа под пули и снаряды первому. Но я это сделал: перевалился через бруствер, вскочил на ноги, винтовку наперевес и — вперед. Дальше все было, как в тумане. Пришел в себя только тогда, когда один солдат положил мне руку на плечо и сказал: «Господин отделенный командир, будет! Атака-то кончилась! » Увидел я, что, действительно, враг бежит, все тихо, а рядом — мои дорогие солдаты-бородачи. Глядят на меня с усмешкой, но одобрительно. Вот это чувство счастья, что я выдержал экзамен на солдатскую прочность и завоевал уважение опытных солдат, не забуду никогда.

Стал я обстрелянным воином, но, как и многие другие, мало разбирался в окружающей действительности. Война продолжалась — «за бога, царя и отечество», конца ей мы не видели и смысла тоже. Истрепанные солдатские шинели, хмурые, заросшие, немытые лица, тиф, полуголодное существование. Письма из дома о разрухе...

И среди всего этого как яркий луч надежды — встреча с путиловским рабочим в солдатской шинели — большевиком Савковым. От него я впервые услышал имя Ленина, он мне показал «Окопную правду» — солдатскую большевистскую газету. А потом и я стал читать ее другим солдатам. Не одному мне сняла она пелену с глаз, показала, для чего у нас в руках винтовка.

Октябрьскую революцию я встретил в петергофском госпитале. Меня тяжело ранило, когда мы с отделением добывали «языка». Спас меня, кстати, все тот же, дорогой на всю жизнь человек — Савков. Не вполне еще я оправился от ранения и тогда, когда в феврале 1918 года В. И. Ленин бросил клич «Социалистическое отечество в опасности! ». Он призвал всех честных граждан России вступать добровольцами в Красную Армию. Окрепнув после госпиталя, стал добровольцем и я.

Павел Иванович, Великую Отечественную войну вы прошли с первого и до последнего дня. Начали командиром стрелкового корпуса, а закончили командующим 65-й армией. Как вы считаете, какую роль сыграли в ней моральные, нравственные качестве советского солдата!

Великую Отечественную войну наша армия встретила 23-летней. Не столь уж большой возраст, если учесть, что это было трудное время. Гражданская война, затем восстановление, а вернее, строительство заново всего в стране: заводов, фабрик, электростанций, жилья, сельского хозяйства, школ. Строили мы и новую армию.

Мудрое предвидение партии опыт гражданской войны поставили вопрос о подготовке командиров для Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота. В ответ на лозунг 30-х годов «Кадры решают все» комсомол дал путевки лучшей части молодежи в армию. Если нам, старым солдатам, путевку в Армию дал Октябрь, то у многих офицеров позднего поколения в личном деле значилось: «по путевке комсомола». Эти поколения командиров явились сплавом, скрепляющим армию. Главной задачей Красной Армии стала защита своего собственного, завоеванного в боях социалистического Отечества, которое хотело жить в мире.

В своей книге «Перекоп, 1941», где я рассказываю о первых днях Великой Отечественной войны и об одном из жесточайших ее сражений — героической обороне Крыма, я несколько раз обращаюсь к мемуарам немецкого генерала Эриха Манштейна «Утерянные победы». Генерал, чтобы хоть как-то оправдать себя, фальсифицировал события. Он в несколько раз увеличил наши силы. Но не численное и техническое превосходство, а беззаветная храбрость, любовь к Отчизне, своему народу удесятеряли наши силы.

Кроме того, Манштейн и многие другие фашистские генералы восторгались военной кастой, умилялись ее «страстной любовью к солдатской профессии». Поражение же голубокровых «фон-баронов» они объясняли авантюризмом и ограниченностью Гитлера, который-де не сумел воспользоваться «замечательными» качествами своих военачальников.

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

Но разве в этом дело?

Войну любить нельзя. Солдатами не рождаются. Ими становятся в бою. Так стали солдатами в боях Великой Отечественной те миллионы и миллионы мирных советских людей — рабочих, колхозников, интеллигентов, которые разбили наголову этих «мастеров» захватнических войн и принесли свободу народам порабощенной фашистами Европы.

Благодаря чему? Именно благодаря моральным качествам нашего народа.

Вот в газетах порой пишут: «Подвиг такого-то повторил такой-то». Нет, подвиг — неповторим! Повторяться могут обстоятельства, а само деяние всегда содержит в себе сугубую индивидуальность. Такие сугубо индивидуальные, а в целом массовые подвиги совершали наши солдаты и офицеры буквально в каждый день войны. Воздушных таранов, например, было в Отечественной войне 400. Вражеские амбразуры закрыли своим телом 300 бойцов. Звания Героя Советского Союза были удостоены 11 тысяч воинов. За мужество, героизм, отвагу орденами и медалями было награждено свыше 7 миллионов человек.

Когда-то Владимир Ильич Ленин с глубокой верой в духовные силы нашего народа писал: «... Россия способна давать не только одиночек-героев... Россия может выдвинуть этих героев сотнями, тысячами... » Великая Отечественная война подтвердила правоту ленинских слов.

Но здесь важно отметить: воины не думали о том, что они совершают подвиг, просто они иначе не могли. Они сражались до последнего патрона, до последней капли крови, отдавали жизнь потому, что защищали матерей, жен, детей, свой свободный труд, свою Родину. Вот основа их массового героизма.

В Великой Отечественной войне ярко проявились и другие прекрасные качества, и идеологические принципы советских людей, ставших солдатами. Воинское братство, когда сам погибни, но товарища спаси, раненого командира вынеси из боя. Интернационализм — когда плечом к плечу сражались люди разных национальностей.

Есть солдатская заповедь: ненависть к врагу-захватчику — священное чувство. Но сколько раз я наблюдал, с какой болью сердца и мукой души рождалось оно, это чувство, у наших солдат. Ненависть бывает разная. Та ненависть, что появлялась у наших солдат при виде зверств, чинимых фашистами, именно святая, более того, гуманная ненависть. Убивая фашистов, они сеяли гуманизм.

А глубочайшая связь с родной партией?! Идейная закалка советских солдат и офицеров, их массовый героизм были подготовлены титанической воспитательной работой Коммунистической партии в Армии и на Флоте. В армию были направлены наиболее опытные партийные работники: Л. И. Брежнев, С. Ф. Галаджиев, А. А. Епишев, П. И. Ефимов, А. С. Желтое, М. X. Калашник, А. П. Кириленко, К. Ф. Телегин, С. С. Шатилов, И. В. Шикин и другие.

Коммунисты и комсомольцы стали цементирующей силой в рядах защитников Родины; они составляли почти половину личного состава Вооруженных Сил. Их личный пример, их непоколебимая вера в победу воодушевляли других, вдохновляли на ратные подвиги.

О нравственных качествах наших солдат можно говорить без конца, подкрепляя это бесчисленным множеством примеров. Вот почему, чтобы хоть в какой-то мере отдать должное воинам моей 65-й армии, я написал книгу «В походах и боях».

Что же касается специфики вашего журнала, то должен сказать, что религия в моей жизни играла самую минимальную роль. В детстве, когда я учился в школе, учитель закона божьего отец Михаил нашел у меня приличный голос. Я пять лет пел на клиросе. Смысла я не понимал, мне нравилась сама музыка. Правда, не могу не сказать спасибо отцу Михаилу: он мне поставил голос, а это очень пригодилось впоследствии.

За все годы своей службы в армии я почти не сталкивался с проявлениями религиозности солдат. Лишь несколько раз в Отечественную видел, как отдельные пожилые солдаты осеняли себя перед боем крестным знамением. Мне кажется, что в этом вопросе подавляющее число воинов наших Вооруженных Сил могут повторить замечательное выражение Лапласа: «Мы в этой гипотезе не нуждаемся».

Ну, а если теперь иногда и приходят на действительную службу юноши из религиозных семей, то, я думаю, возвращаются они домой с четким материалистическим мировоззрением. Ведь Армия — это великая воспитательная сила, она закаляет людей и физически, и нравственно, она, как ничто другое, вселяет в человека веру в свои силы, в силу коллектива, в необходимость быть хозяином здесь, и только здесь, на родной земле.

  

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

 

Яндекс.Метрика