"Наука и Религия" №2 Февраль 1978 год (стр 38-40)

Обложка "НАУКА И РЕЛИГИЯ"  №2 Февраль 1978 год

Читатель сообщает, советует, спрашивает

ЧТО ВОЛНУЕТ НАШИХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

 

НАМ, сотрудникам редакции журнала «Наука и религия», приходится порой слышать такой иронический вопрос: «А на кого, собственно, вы рассчитаны? Верующего вы все равно не убедите в том, что бога нет, — верующий ваш журнал и в руки не возьмет. А неверующий не нуждается в доказательствах отсутствия всевышней силы. Неверующий — без вас безбожник. Кто же вас читает? » Рассуждающий так думает, что привел весьма веский аргумент. На деле же сама такая постановка вопроса оказывается надуманной, несостоятельной. Журнал давно нашел своих читателей — и верующих и неверующих. И те и другие читают журнал и пишут нам письма — делятся своим мнением о прочитанном. Редакционная почта лишний раз доказывает безосновательность скептического вопроса: кому нужен журнал и кто его читает?

 

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

Письма от верующих людей занимают в нашей почте немалую часть. Каждый день мы имеем возможность познакомиться с цитатами из Библии, переписанными на тетрадный лист с особым тщанием. Такие «веские» цитаты, по мнению многих наших корреспондентов, должны убедить атеистов в их неправоте — бог, мол, есть, и эта мысль, подтверждаемая цитатами из священного писания, служит основой всякого письма от верующего нашего читателя. Именно читателя, потому что в подобных письмах есть, как правило, и отклики на то или иное выступление журнала.

«Выписываю ваш журнал с первого года его издания, — сообщает нам Б. В. Савинов из города Владимира. — И вот, получив шестой номер за 1977 год, решил написать вам возражение по поводу заметки «Прорубь» В. Степанова, пенсионера из Пензы. Когда он был мальчиком, его мать рассказала ему страшную историю о том, как чуть было не утонула в проруби... »

Далее наш верующий читатель говорит, что, вместо этой, по его мнению, сказки, мать должна была бы поведать сыну об Иисусе Христе как о милосердном самаритянине, и приводит евангельскую легенду, заключая ее словами, что страдания Христа дают «пример и повеление, как поступать в жизни».

Комментировать этот вывод или саму легенду мы здесь не станем, задача нашей статьи иная. Но выдержки из подобных писем мы могли бы приводить и еще. Многие из них весьма похожи друг на друга своей религиозной назидательностью. Человек, дескать, — лишь послушное орудие в руках божьих. Заметим, что такое убеждение нередко особо импонирует тем людям, кому легче жить, ощущая себя под властью какого-то сверхсильного верховного владыки, чем самому быть хозяином своей судьбы. По этому поводу можем привести письмо К. Ильина, нашего юного читателя. Имени своего он нам не назвал, зато очень образно и логично изложил основы своего мировоззрения, твердо усвоенного в школе:

«Здравствуйте, дорогая редакция! Я учусь в 3-м классе, мне 10 лет. Я живу в деревне Печёнкино, в ста километрах от Уфы. Моя бабка — чистый католик, так она верит в бога. Она и мне все внушает, что на свете есть бог и дьявол и нечистые силы. Но я ей не верю... »

И далее следуют стихи, где мало рифмованных окончаний и много эмоций. Простим же юному убежденному атеисту невежливое отношение к родной бабушке, оценим его чистосердечие. Ученик 3-го класса хорошо воспринял рассказы своего педагога. Классическая русская литература даже той своей долей, которая доступна третьекласснику, развила воображение ребенка, обогатила его ум и душу. К сожалению, не каждая школа может гордиться подобными убеждениями своих учеников. Читаешь иное письмо и диву даешься. А где же учителя, классные руководители? Разве они не слышат этих же вопросов от своих питомцев?

Ученица 8-го класса Лена Б. из Новосибирска пишет:

«Я даже не знала, что существует ваш журнал. Вот попался он мне, прочла — и возникло много всяких вопросов. Первый: правду ли говорят карты! Я научилась гадать от нечего делать, ради интереса, но выпало, например, на картах письмо, и оно пришло. Второй: правильно ли предсказывают цыганки судьбу по руке! »

Восьмиклассница Лена, ожидая ответа на страницах журнала, не назвала своей фамилии, понимая, что призналась в суеверии, а быть суеверной — значит быть темной, необразованной. Этого девочка и стыдится. Но взрослые люди, бывшие верующие, порвавшие с религией, откровенно рассказывают о своих заблуждениях.

В. Ф. Залевский из Баку так озаглавил свое письмо: «Свидетель против Иеговы» — и подробно повествует о злоключениях, постигших его и приведших в общину «свидетелей Иеговы». Успокоения душевного и радости он там не нашел. Какие же могут быть радость и покой, если из года в год, изо дня в день приходится ждать конца света — армагеддона? Тридцать лет без малого Залевский верил всему, что вещали его проповедники, что сообщала иеговистская литература, выпускаемая за границей и контрабандным путем доставляемая в нашу страну. Он жил в замкнутом, тесном мире своих единоверцев, посещал моления, которые довели его до психического расстройства. Но вот попалась ему как-то атеистическая книга, разоблачающая сущность этого религиозного течения, и человек задумался, ему пришли в голову свои собственные, а не проповеднические доводы и сопоставления. Раздумья привели к полному отрицанию религии:

«Сейчас мне 49 лет, я инвалид второй группы. Однако я рад, что освободился от иллюзий, так долго мешавших мне видеть радость настоящей жизни. Лучше поздно, чем никогда. День ото дня чувствую себя бодрее. Жизнь — вот самое настоящее чудо! »

Такие письма, где наш читатель пишет с волнением о том, что творится в его собственной душе — о сомнениях, исканиях, открытиях, — мы получаем часто. Человек пишет иной раз не потому, что ждет ответа на волнующий его вопрос, а просто чувствует необходимость поделиться своими мыслями.

Мировоззрение складывается из многих ощущений, понятий, заключений, к которым нужно прийти самостоятельно, самому понять их и осмыслить. Но лишние возлияния по любому поводу — будь то свадьба или поминки. Остаемся при этом своем мнении и теперь.

 

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

Широк и разнообразен круг моральных и этических проблем, с которыми обращаются к нам читатели. Ответы наши в основном — в содержании журнала. Бывает, что мы слышим и упреки. Одному кажется, что журнал публикует слишком сложные статьи, а другой считает, что слишком прина этот процесс влияет и окружающая обстановка, и все то, что хотя бы как-то задевает, затрагивает душу. А если эти явления расходятся с принципами морали, которым мы привыкли следовать, то такие расхождения часто воспринимаются даже болезненно. Тем более, если понимаешь, как вредно они отзовутся в неокрепшей душе. И тогда приходит письмо, продиктованное беспокойством не о себе, а о других, то есть об обществе. Вот, например, письма о ношении крестиков до сих пор не перестают появляться в нашей почте, хотя по этому поводу мы уже дважды высказывали свое мнение («Спор о крестике»— 1976, No 10 и «Останемся верны»— 1977, No 10) и приводили письма наших читателей. «Мода» эта по-прежнему задевает и обижает многих.

Но бывают в нашей почте письма, которые весьма грустно читать, — об укоренившихся нелепых обычаях, когда обряд извращают, приспосабливают для низких целей. Офицер запаса К. К. Аделов из города Фрунзе пишет с болью душевной о том, что у них в городе принято собирать деньги по случаю смерти родных, знакомых, не говоря уж о сослуживцах и их родственниках. Кажется на первый взгляд, что такой обычай можно только приветствовать. Люди близкие и малознакомые стараются в меру своих возможностей помочь семье, потерявшей кормильца, выразить участие соседу, в чей дом Пришло горе, даже если этот дом незнакомого человека и находится на дальней от вас улице. Но вот в чем дело:

«Деньги идут на водку. Устраиваются богатые поминки за счет чужих людей, но страдают материально и родственники покойного. Я считаю, что пользоваться таким случаем для пьянства должно быть стыдно советским людям. Хорошо, если бы собранные деньги пошли детям, семье, а то сколько ни соберут—асе пропьют. А не дать вроде бы стыдно — прослывешь бессердечным».

Возможно, что кто-то упрекнет К. К. Аделова в неуместной скупости, однако мы разделяем его возмущение. Деньги-то идут на пропой!..

Очень жаль, если на предприятиях города Фрунзе общественные организации поддерживают такие «поминальные» поборы. Быть участливым, отзывчивым отнюдь не означает, что следует потакать пьянству. Думаем, К. К. Аделов выражал свое мнение по этому вопросу в каких-либо общественных органах Фрунзе и, наверное, не нашел должной поддержки, поэтому и обратился к нам в журнал. И очень хорошо сделал. Мы писали об обрядах — какими им следует быть («Разговор не только о помолвке», 1976, No 12) — и всячески порицали измитивные, — И это естественно. Дело в том, что наша обязанность учитывать запросы читателей самых разных уровней подготовки. Нужный материал должен найти на наших страницах и лектор-атеист, и член кружка юных атеистов, и верующий, желающий ознакомиться с законами мироздания, и учитель, проводящий занятия в школе, и просто так называемый массовый читатель, интересующийся этими проблемами.

Несколько лет назад в нашем журнале была опубликована страница с вопросами к читателям: «Наша анкета». Редакцию интересовало, каков круг читателей «Науки и религии» и в какой степени им нравится или не нравится то, что мы печатаем. До сих пор почта приносит изредка ответы на эту анкету. Попался кому-то старый номер журнала, и читатель — спасибо ему — счел своим долгом хотя бы с опозданием высказать свое мнение о журнале. Так пришло в редакцию и письмо от молодой крановщицы, написавшей о себе, что она окончила с отличием 10 классов и работает недалеко от Новосибирска. Сообщать фамилию, имя и отчество она не нашла нужным. А отвечая на вопрос: «Какие вам статьи не понравились и почему? », недавняя десятиклассница зачеркнула отрицание «не», перечислила то, что ей понравилось и уточнила: «Всякая статья мне понравилась хоть немножко».

Получаем мы письма и от фанатично верующих людей, которые грозят нам геенной огненной. Однако эти «грозные» послания нас тоже радуют. Эти люди тоже читают журнал. Значит, хоть малое зернышко атеизма попадает и на «неблагодатную» почву, и вполне возможно, что со временем, пусть даже очень не скоро, оно прорастет, хотя бы как «зерно сомнения». Мы не раз приводили на своих страницах письма бывших верующих, которых именно печатное слово заставило прийти к неизбежной мысли об иллюзорности веры в сверхъестественные силы.

Приятно, не скроем, получать от читателей слова благодарности. Вот, например, как начинает свое письмо Мустин Омиртай, наш давнишний читатель. Ему исполнилось 90 лет, но его убеждения не изменились с тех пор, как более полувека назад он стал атеистом и селькором.

«Благодарю вас за то, что научили мена, малограмотного сапожника, быть убежденным атеистом. Я только при Советской власти смог учиться. Более тысячи моих корреспонденций, начиная с 1922 года, напечатано в газетах, более ста из них — по вопросам атеизма».

Коммунист Мустин Омиртай (он член партии уже 50 лет) всю свою общественную деятельность посвятил атеизму. Он читал лекции, разъезжал по районам Семипалатинской области, вел беседы, выступал на телевидении. Написал комедию, разоблачающую муллу, и с сожалением признается, что так и лежит его труд в домашнем архиве, потому что не нашлось тех, кто бы пожелал поставить на сцене это произведение. Но хранятся у него дома и многие награды: орден Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», грамоты. Живет он вместе с дочерью, заслуженной учительницей, в Талдинском районе Карагандинской области, в совхозе «Киргизия». О нынешней деятельности старого атеиста можно судить по его шутке:

«Служители религиозного культа давно уже просят Аллаха, чтобы тот поскорее забрал меня. А я нм говорю, что торопиться мне некуда, дел на земле еще много. Да и иуда спешить! Это вы, правоверные, говорю нм, торопитесь. Вас ожидают в раю поцелуи красавиц-гурий и прочие райские прелести и блаженства, как написано в Коране, а вы ему верите свято».

Пожелаем автору письма еще долгих-долгих лет и крепкого здоровья!

Закончить этот наш короткий обзор читательских писем мы хотим письмом Э. В. Умновой из города Качканара, работницы городской медицинской библиотеки:

«Читаю с большим удовольствием ваш журнал. Нахожу много разных неожиданных тем — о природе, о людях, обычаях, новых открытиях. Человек показан разносторонне» Я узнала новое о декабристах, о картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и о многом другом» у меня трое детей, они учатся в 8-м, 6-м и 3-м классах. Старшая уже читает ваш журнал, пока еще не все, но думаю, что скоро будет читать все... »

Вот так и множится число наших новых читателей, наших корреспондентов. Вопреки сомнениям скептиков.

Е. СЕРГИЕНКО

 

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика