Skip to main content

"Наука и Религия" №2 Февраль 1978 год (стр 4-9)

 ДЛЯ НАС И БУДУЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

В небольшой северокавказской республике Чечено-Ингушетии зарегистрировано более тысячи двухсот памятников истории и культуры, причем почти двести из них — в последние несколько лет.

 

 Башня

Цифры эти свидетельствуют и о богатой истории края вайнахов (так издавна называли себя местные горцы — чеченцы и ингуши), и о том огромном внимании, которое уделяется в нашей стране выявлению и охране свидетельств прошлого, увековечению событий нового времени — революционной борьбы, подвигов советских людей в последней войне, наших трудовых побед.

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

Н.К. БайбулатовКакое место в духовной жизни республики занимают памятники истории и культуры, как используются они в идеологической работе, в решении задач коммунистического воспитания, необходимо включающего в себя и атеистическое воспитание, — эти вопросы были затронуты в беседе нашего корреспондента О. Брушлинской с заместителем Председателя Совета Министров Чечено - Ингушской АССР, председателем Республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Н. К. БАЙБУЛАТОВЫМ.

— Надирбек Керимович, Кавказ часто называют музеем истории народов, это сравнение понятно. Но если его продолжить, — вероятно, вашу республику можно назвать одной из самых богатых экспозиций этого музея!

— Для этого есть основания. Во всяком случае, на Северном Кавказе по количеству и разнообразию памятников истории и культуры разных эпох с нами может сравниться лишь Дагестан. Самые древние из наших памятников относятся к каменному веку, к эпохе ранней бронзы, — как, например, Балутские курганы, могильник недалеко от селения Гатен-Кале. Известная всем, кто интересуется древней культурой нашего края, изящная фигурка оленя из бронзы, найденная в Джераховском ущелье, сделана великолепным мастером, жившим в наших горах около 2500 лет назад. Это изображение оленя стало символом оригинального искусства древних горцев.

Немало бурных событий происходило в разные времена на теперешней территории республики. Много разных племен и народов приходили сюда с войной или миром и оставляли здесь следы своей культуры — скифы, сарматы, аланы, булгары, монголы, половцы, персы, арабы... Не зря наш край привлекал и привлекает внимание крупных археологов, этнографов, лингвистов, историков. Замки и башни в горах, различные святилища, рисунки на камнях — этих памятников у нас множество, и мне кажется, интереснейшей работы тут хватит десяткам ученых на десятки лет.

Есть в Чечено-Ингушетии исключительные по своему значению памятники старины. Это, например, «город мертвых» Цой-Педе. Его особая архитектура, способ захоронения, когда умершего оставляли в специальном домике, открытом горному солнцу и ветрам, со всеми необходимыми человеку при жизни вещами, не только поражают современников, но и открывают нам особенности жизни народа, его миропонимание в далекие времена. Это языческое святилище Мятцил на южном склоне Столовой горы. Это христианский храм Тхаба-Ерды IX—X века — свидетельство того, что когда-то горцы почитали Иисуса Христа. Сегодня

их потомки забыли об этом и считают, что все чеченцы и ингуши всегда и неизменно верили в мусульманского бога — Аллаха. Уникальны жилые и боевые башни аула Эрзи в Джераховском ущелье, в районе озера Галанчож, в Итум-Калинском заповеднике в долине Аргуна и других местах республики. Башни эти построены в XIII—XVIII веках замечательными вайнахскими зодчими. Их творения уже сегодня немало рассказали нам о том, как жили чеченцы и ингуши столетия назад, но раскрыли еще не все свои тайны. Неповторимый колорит башен, совершенство их формы и исполнения, необычайная прочность и разительное отличие от сооружений соседних областей — все это еще не нашло полного объяснения.

Познавательное, научное значение археологических, архитектурных и иных памятников старины многогранно. Мне же здесь хочется подчеркнуть их роль в сфере нравственной, воспитательной. Вспомним, что в Законе «Об охране и использовании памятников истории и культуры» говорится: «В СССР памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся».

Несомненно, памятники обогащают духовную жизнь нашего общества, способствуют росту культуры людей, расширению их кругозора, воспитывают многие черты, без которых нет полноценной личности. Любить Родину, быть настоящим советским гражданином — значит и хорошо знать ее историю. Изучение памятников — свидетелей этой истории, раскрывающих нам страницы ее борьбы и труда, военных и мирных дней, особенности быта, народные обычаи, традиции, — стало одной из характерных черт нашей современности.

— Но ведь историю можно обратить и во вред настоящему, если неверно объяснять ее. Очевидно, мало знать только факты и события, отмеченные памятниками!

— Если мы руководствуемся научной концепцией истории, разработанной марксизмом-ленинизмом, то памятники старины

помогают нам правильно понять и объяснить события прошлого. И при этом оказывается, что лучшие традиции народа, которые мы узнаем, изучая прошлое, — трудолюбие, стремление к миру, справедливость и уважение к другим народам, к опыту старших, здравый смысл, взаимопомощь, почитание мастерства и многие другие — всегда были обращены к будущему. Подлинная, не искаженная история народов несет в себе уроки высокой нравственности, она поучительна в самом лучшем смысле этого слова. Такова и история вайнахов — чеченцев и ингушей — и древняя, и недавняя.

Вот, к примеру, те же знаменитые вайнахские башни. В глухих ущельях, на неприступных скалах вайнахи в разное время построили их тысячи — жилых и боевых. Узкие в основании четырехгранные боевые башни сужаются кверху и на высоте 20—30 метров завершаются ступенчатой пирамидой и шпилем. Издали они похожи на стрелы, устремленные в небо. Башня когда-то для горца была и домом и крепостью. Все в ней было продумано для жизни в условиях войны — каждый этаж имел свое назначение. А на самом верху, возле выходящих на все четыре стороны узких окошек-бойниц с балкончиками без пола лежали камни, подогревалась смола — на случай нападения.

 

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

Бронзовый олень И КУРИЦАБронзовый олень, найденный среди развалин ингушского святилища возле селения Джерах, датируется VI—V веком до нашей эры.

Бронзовая курильница была сделана в VIII веке нашей эры. Обнаружена в святилище близ селения Эрзи (по-ингушски «Орел»).

Многие башни стоят на маленьких площадках в скале, буквально над бездной пропасти. Как их тут построили, как поднимали на такую высоту огромные камни и плиты? Ведь рядом их не было. Наконец, как сами люди поднимались в такую башню? Это без специальных объяснений трудно себе представить. Не всему еще и найдены объяснения... Но нет сомнений, что создавали башенные аулы и укрепления люди талантливые и терпеливые, строили прочно и красиво. Камень тут пригнан к камню так, что и лезвие ножа между ними не войдет. «Годы разбиваются о башни, а башни стоят», — говорится в народной песне.

Ясно и то, почему вайнахи селились высоко в горах, — здесь было их убежище, укрытие от врагов. Немало завоевателей прошло за тысячелетия по предгорьям Кавказа, и у горцев было правило: не селиться ниже военных дорог. Вспомним, что монголо-татары, быстро завоевавшие предгорные области Северного Кавказа и уничтожившие равнинные поселения, в горы проникнуть не смогли — они встретили здесь стойкое сопротивление. И хотя ученые еще спорят о том, когда именно начали строить жилые и боевые вайнахские башни, можно точно сказать, что ко времени этого нашествия (в XIII в.), а также похода Тимура (в конце XIV в. ) они уже были свидетелями и участниками сражений.

Наши народы всегда были готовы к битве с врагами. Но изучая ощетинившиеся против врагов сооружения горцев, можно увидеть и то, как велико было их желание жить в мире. С какой любовью сделаны предметы бы

та, найденные здесь учеными. В мирные дни в башенных аулах — в Эрзи, в верховьях реки Гехи, в районе Нашхи — исторического центра чеченцев — было многолюдно, кипела жизнь. Люди занимались земледелием, скотоводством, ремеслами.

Все, что дает нам сегодня представление о суровой жизни наших предков, об их быте, мастерстве, развенчивает теории об извечной отсталости и дикости горских племен. Достаточно взглянуть хотя бы на сохранившиеся древние земледельческие террасы в Джераховском ущелье, устроенные столетия назад. Живя среди скал и камней, вайнахи умело использовали каждый участок земли, который мог дать урожай.

— Иной раз приходится слышать, а то и читать в дореволюционных книгах о замкнутости горцев, их стремлении к изолированности от других народов, даже о враждебности к ним. Что говорят об этом памятники?

— Если и были когда-то горцы изолированы от других народов, то временно и не по своей воле — я уже говорил о том, как загоняли их в ущелья завоеватели, Исторические находки свидетельствуют о том, что вайнахи издавна имели и активно поддерживали мирные связи с соседями и с дальними народами. В склепах чеченцев и ингушей археологи нашли египетский фаянс, византийские и арабские монеты, печати из Малой Азии, закавказские стеклянные сосуды, бусы из стран Ближнего Востока. Известны старинные дружеские связи жителей Джераховской долины с осетинами. Вайнахи сооружали свои знаменитые башни и для других народов Северного Кавказа. Возможно ли все это при замкнутости и изолированности жизни? Я не привожу более близких примеров, у нас сейчас идет речь об истории давней. Но и в ней, как мы уже говорили, хорошо видно прогрессивное содержание подлинно народных традиций, доходящих до сегодняшнего дня. Были, конечно, — это известно, — и братоубийственные столкновения, но виной тому не какие-то особенности наших народов, а обстоятельства социального порядка. Люди находились в плену предрассудков или же были обмануты эксплуататорами, религиозными фанатиками.

Nauka.i.religija-1.jpg

Барельеф на памятнике красноармейцам, павшим в гражданской войне, г. Грозный, Скульптор И. Бекчиев.

История, как я отмечал, требует четкой марксистской оценки. Созданные народом памятники воспитывают уважение к прошлому. То, что создано трудом, с любовью к человеку, остается на власть! Какова их роль в коммунистическом воспитании!

— История революции на Северном Кавказе известна. Хочется только подчеркнуть, что многие ее события, происходившие на территории Чечено-Ингушетии, в пролетарском городе Грозном, на нефтяных промыслах, на железной дороге, в горных ущельях, — имели решающее значение для победы Советской власти на Северном Кавказе. В нашей республике свыше ста памятников и мест, связанных с революцией и гражданской войной. Мы свято бережем память о том времени, когда русский пролетариат, трудовые горцы, революционное казачество боролись с врагами революции под руководством Орджоникидзе, Кирова и их соратников. Памятники революции не только органически вошли во внешний облик городов и селений республики, но и стали необходимой частью нашей духовной жизни. С ними связаны и наши новые праздники и традиции, утвердившиеся в последние годы.

На главной площади нашей столицы — города Г розного — памятник В. И. Ленину. Здесь в конце июня ежегодно проводятся сборы выпускников средних школ. Во время этого праздника площадь полна цветов и юных лиц. Отсюда начинается их путь к взрослой жизни, кем бы они ни стали — рабочими, колхозниками, студентами. К памятнику Ленину приходят и молодожены в день свадьбы, оставляют у постамента цветы.

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

Революционные памятники говорят о единении трудящихся разных национальностей в борьбе за общее дело. В братских могилах героев, павших в гражданской войне, — в Грозном, в селении Гойты, Алхан-Юрте, Долакове, станице Ассиновской и других местах похоронены русские и чеченцы, ингуши и осетины, представители других народов. В боях за Грозный с бандами полковника Бичерахова в августе—ноябре 1918 года, вошедших в историю под названием стодневных, сражались вместе с русскими рабочими и красноармейцами под командованием Н. Ф. Гикало отряд казака-большевика А. 3. Дьякова, в который входили чеченцы и осетины, чеченская Красная Армия — командиром ее был А. Шерипов. Об этих трудных ста днях, во время которых за революцию погибли сотни борцов, напоминают сегодня и памятник на братской их могиле в Комсомольском парке города, и улица, где шли бои, — проспект Победы, и памятник Дружбы в его начале, запечатлевший трех коммунистов: русского — Николая Г икало, чеченца — Асланбека Шерипова, ингуша — Гапура Ахриева.

У каждого памятника своя история — часть большой истории Великой Октябрьской революции. Есть в Грозном площадь имени Павла Мусорова, здесь стоит памятник-обелиск героям гражданской войны. Один из сюжетов его барельефа посвящен Павлу Мусорову, погибшему в феврале 1919 года в бою с деникинцами под станицей Ассиновской. Укрывшись с пулеметом у моста через Ассу, он один отбил шесть вражеских атак, сохранив жизнь сотням красных бойцов. Последний патрон в нагане он оставил для себя.

Памяти замечательного нашего революционера Асланбека Шерипова посвящен дом-музей, открытый три года назад в селении Советском. Здесь в 1918—1920 годах жила его семья и размещался штаб повстанческих отрядов под командованием Н. Ф. Гикало. Биография Асланбека — прекрасный пример служения народу. Рассказанная молодым, размышляющим о смысле жизни, она безусловно пробудит в них гражданские чувства, заставит о многом задуматься, в том числе о роли религии и в переломные моменты истории, и в обычной жизни, поможет сделать правильные выводы. Так же как биографии других борцов революции.

Памятник в Грозном. Скульптор И. Твердохлебов.

Героям гражданской войны. Памятник в Грозном. Скульптор И. Твердохлебов.

 

 

Памятник героям войныПамятник воинам, погибшим в Великой Отечественной воине, Малгобек.

Хочется еще раз подчеркнуть, что и в событиях, о которых рассказывают памятники революции, проявились лучшие черты народа — чувство справедливости, стремление к свободе, к мирному труду для себя и своих детей, взаимопомощь, верность слову и долгу. Об этом мы напоминаем молодежи, особенно в дни революционных праздников, когда возле этих памятников проводятся митинги, собрания, когда принимают здесь в пионеры, в комсомол.

— Наверное, совершенно естественно в нашем сознании памятники революции стоят в одном ряду с памятниками Великой Отечественной войны. Советские люди защищали то, что завоевали кровью во время гражданской войны, что создали в период строительства социализма.

 

— В Чечено-Ингушетии свыше 100 памятников, связанных с боевой славой советского народа в годы Великой Отечественной войны. Братские могилы солдат, воевавших с захватчиками на территории республики, так же как и в других местах страны, говорят, какой тяжкой ценой отстояли мы завоевания революции, свободу нашей социалистической Родины. Представители всех народов страны есть среди погибших защитников Северного Кавказа. И немало уроженцев нашего края похоронены вдали от родных гор — там, где защищали они свою Родину. Памятники на братских могилах в Малгобеке, в Грозном, в селениях Советском, Надтеречном, в станицах и аулах святы для нас. Такими они останутся и для будущих поколений. Навсегда сохранятся в народной памяти также отважные пожарники, погибшие при тушении страшного пожара, вспыхнувшего от немецкой бомбы на нефтяных промыслах в 1942-м. В Заводском районе Грозного им поставлен памятник.

Памятник героям, погибшим при тушении пожаров на нефтепромыслах в 1942 году» г. Грозный. Скульптор Р. Мамилов

Памятник героям, погибшим при тушении пожаров на нефтепромыслах в 1942 году» г. Грозный. Скульптор Р. Мамилов

— Что сегодня делается в республике, чтобы сохранить и умножить исторические памятники, чтобы увековечить революционную, боевую и трудовую славу земляков!

— Поиск возвращает из забвения все новые замечательные судьбы, дает новые сведения об уже известных героях и событиях. Прекрасно, что в этой работе участвуют юные граждане республики. Это для них школа нравственности, приобщения к великим делам — они чувствуют себя наследниками героев.

Мы думаем о хорошем памятнике участникам стодневных боев в Грозном, хотим, чтобы на нем были названы имена всех погибших тогда. Обогащается экспозиция усадьбы-музея С. Орджоникидзе в селении Мужичи. Перед зданием университета в Грозном будет поставлен обелиск комсомольцам, погибшим в последней войне. Средства на его сооружение заработали студенты города. Проектируются памятники советским воинам в Малгобеке, где проходили важные военные операции по освобождению Северного Кавказа, в Назрани, Знаменском. Заложен памятник грозненцам, погибшим в Великой Отечественной. Есть проекты памятников Герою Советского Союза Ханпаше Нурадилову, уничтожившему 920 фашистов. Конечно, обязательно будет воздвигнут в нашей республике и памятник Серго Орджоникидзе.

В ближайшее время предполагается присвоить ряду предприятий, колхозов, совхозов и учебных заведений имена героев революции и Великой Отечественной войны, героев первых пятилеток. Имя колхоза, улицы, завода — это ведь тоже память о герое или о событии. Так, предложено именем Мандре Нальгиева назвать совхоз «Экажевский» Назрановского района. В июне 1919 года ингуши собрали близ Экажева съезд, где постановили не выполнять ультиматум деникинцев, требовавших выставить в добровольческую армию конные полки. В ответ на решение съезда Деникин послал карательные отряды. Нальгиев геройски погиб в бою с деникинцами в селении Сурхохи. Одна из железнодорожных школ Грозного будет названа именем Севастьяна Ивановича Тымчука, создателя парторганизации на железной дороге, члена партии с марта 1917 года.

Увековечение памяти героев очень важно для нас, для нашей молодежи, чтобы все еще и еще раз вдумались в их жизнь, сравнили их нравственные принципы со своими, равняясь на них, подражая им.

В процессе подготовки к 60-летию Октября мы провели смотр наших исторических памятников. Он показал, что сделано немало, но много еще предстоит сделать. Наше отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры сейчас выполняет обширный план, составленный на основе Закона об охране памятников. Ведется, например, реставрация башенного аула Эрзи, с помощью грузинских мастеров реставрирован храм Тхаба-Ерды. Многое делают для выявления и охраны памятников республиканское Министерство культуры, музей краеведения, сектор археологии и этнографии нашего научно-исследовательского института, археологи университета. И разумеется, мы стремимся шире привлечь к охране памятников истории и культуры общественность. Здесь нужно объединение усилий разных организаций. Вероятно, мы не используем пока всех возможностей. Один из путей тут—развитие туризма. Он имеет не только экономическое, но и очень большое идейно-воспитательное значение. Припоминаю, как один ученый из Москвы, этнограф, сказал мне.

что он был в Индии, восхищался ее экзотикой, но башни и горы Чечено-Ингушетии произвели на него куда более сильное впечатление. И конечно, жаль, что, например, башенный аул Эрзи в Джераховском ущелье могут увидеть пока еще очень немногие.

— Ваша республика, действительно, восхищает и радует богатством памятников истории — древней и недавней. Но каждый, кто захочет подробнее узнать о них, столкнется с определенными затруднениями. В книжных магазинах нет путеводителя по вашей республике, нет буклетов о самых ценных памятниках. В последний раз путеводитель издавался в 1969 году. Не найти и книг, рассказывающих о памятниках истории и культуры Чечено- Ингушетии.

— С этим нельзя не согласиться. Но то, что книги о памятниках не залеживаются на полках, говорит об огромном интересе к подобной литературе, и этот интерес растет. Мы стараемся удовлетворить его: тема памятников постоянно присутствует в наших газетах, в передачах радио, в журналах. На телевидении вышел недавно фильм о вайнахских башнях. У нас проводятся публичные лекции о памятниках истории — для молодежи, для сельских жителей, для рабочих, интеллигенции. Серьезное внимание уделяют этому вопросу государственные учреждения. Растут ряды членов Общества охраны памятников истории и культуры. Радует, что многие люди — студенты, педагоги, колхозники, рабочие — близко к сердцу принимают их судьбу. Это — одна из особенностей общества развитого социализма. Она нашла отражение в Основном Законе СССР: в статье 68-й говорится, что «забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР». Все, что записано в нашей Конституции, служит материальному и духовному совершенствованию общества. Служат этому и памятники истории и культуры.

Перейти на страницу загрузки

Перейти на страницу скачивания "НАУКА И РЕЛИГИЯ" №2 Февраль 1978 год 

 

Яндекс.Метрика