Формирование каллиграфических навыков у младших школьников 1987 год Скачать Советский учебник

 Формирование каллиграфических навыков у младших школьников

  год Скачать Советский учебник

Назначение:   ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 4-х летней НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Книгоиздательство:  ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1987

Авторство: Любовь Яковлевна Желтовская, Екатерина Николаевна Соколова

Формат: DjVu, Размер файла:  MB

БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 


СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 3 
      Из истории обучения чистописанию 
      Цели, задачи и принципы обучения чистописанию 9 
      Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма 13 
      Гигиенические условия письма 23 
      Орудия и материалы для письма 25 
      Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма 29 
      Качества письма и их формирование 36 
      О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма 88 
      Чистописание в I—IV классах 92 
      Чистописание в I классе 93 
      Чистописание во II классе 98 
      Чистописание в III классе106 
      Чистописание в IV классе110 
      Недостатки формирующихся почерков и их исправление 115 
      Заключение 120 

Скачать учебник  СССР - Формирование каллиграфических навыков у младших школьников 1987 года  

Скачать

     Скачать....

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............ ПОДРОБНЕЕ

 

Отрывок из учебника

 ВВЕДЕНИЕ 

      Пособие по формированию каллиграфических, или графических, навыков письма у младших школьников выходит в то время, когда реформа общеобразовательной школы предъявляет к знаниям, умениям и навыкам учащихся повышенные требования. Усилия советских методистов всегда были направлены на формирование у учащихся отчетливых, скорых, ритмических и плавных почерков. 

      После изменений, внесенных в 70-х годах в методику обучения чистописанию (Е. Н. Соколова, Ф. Г. Голованов), и проверки этих методов в широкой практике школы возникла потребность внести некоторые изменения и в организацию обучения каллиграфическим навыкам (в частности, введение уроков чистописания). 

      В настоящем пособии уточнен порядок отработки формы букв в послебукварный период, упрощены приемы безотрывного письма, верхнее повторное соединение с овальными и полуовальными буквами заменено на нижнее. 

      Основанием для этого послужили психологические (Е. Н. Соколова) и психофизиологические исследования удобства движений пальцев и кисти учащихся в процессе письма при построении письменных знаков (Н. Н. Соколов, А. И. Корват). В пособии использованы другие методические приемы с учетом того, что письму и чистописанию начинают обучаться дети с шестилетнего возраста. 

      

      ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ЧИСТОПИСАНИЮ 

      Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов письма. Очень давно люди, желая передать свои мысли, записать их, высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, наконец, шариковые ручки. 

      Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало по обыкновению то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы общества. 

      Так, стальные перья, появившись еще в начале XIX в., не без борьбы входят в употребление в школы только во второй его половине. И даже в конце XIX в. раздавались голоса в пользу гусиных перьев (они мягче, дают более красивое начертание, их можно оттачивать соответственно руке пишущего, наконец, они дешевле и пр.). 

      Последний аргумент был немаловажен для решения вопроса об обучении письму в школах. 

      Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся по несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой. 

      Только при Петре 1 был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительный, а желаемой скорописи достичь было трудно. 

      Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. 

      Чистописание входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи». П. Е. Градобоев выпустил прописи, дающие образцы красивого делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т. д. 

      Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи. 

      В начале XX в. с новой остротой встал вопрос об упрощении письменного шрифта. 

      Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в настоящее время. Так, о необходимости упрощения шрифта писали Н. И. Ткаченко, Д. А. Писаревский, Е. В. Гурьянов, Ф. Г. Голованов и др. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, особенно шариковых, увеличение потока и объема информации, предназначенной для быстрой записи в различных сферах обучения, общения, настоятельно потребовали внесения изменений в письменный шрифт. В 60-е годы проводилась широкая экспериментальная проверка разных вариантов нового шрифта в РСФСР и других республиках. В 1970 г. в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотрывного скоростного письма.

      Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. Так, до середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. Буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». Основным методом обучения письму было механическое повторение бесчисленных упражнений в письме букв, слов и предложений. 

      К. Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, т. е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Как показала практика применения нового метода, учащиеся овладели более успешно и быстро осмысленным письмом, чем письмом всех букв подряд, независимо от овладения чтением. К. Д. Ушинский, будучи не только методистом и педагогом, но и психологом, выдвигал принцип одновременного обучения чтению и письму потому, что осознанное овладение графическим знаком проще, доступнее и интереснее для ребенка. Этот принцип сохранился и применяется в школах в настоящее время. 

      Совершенствование методов шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличения доли сознательности при написании. Тесным образом оно было связано с развитием смежных наук — педагогики, психологии, школьной гигиены, физиологии, изучающих в той или иной мере процесс письма с определенных точек зрения. 

      В конце XIX и в начале XX в. появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них надо отметить методические пособия И. Е. Евсеева. Его «Методика обучения чистописанию» переиздавалась неоднократно. Она до сих пор не потеряла для специалистов своего значения: в ней дан исторический обзор и истоки отдельных методов обучения чистописанию, подробно излагаются порядок изучения букв по группам и методические приемы обучения письму, прилагаются прописи и образцы разных шрифтов. Книга написана доступно и интересно. В ней не просто даны рецепты, а и объяснено значение каждого методического приема. 

      Известный интерес представляли и методики В. Гербача и Ф. В. Грекова. 

      С конца прошлого столетия в практику школы внедряются некоторые исследования ученых-гигиенистов. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий письмом мебель — школьная парта профессора Ф. Эрисмана. В дискуссиях по вопросам обучения письму принимают участие не только методисты, но и гигиенисты А. С. Вирениус, В. И. Бывалкевгич и др. 

      Дискутируется ряд вопросов при обучении письму: обучать ли детей прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. На некоторое время в ряде стран было введено прямое письмо на том основании, что оно (как считали его сторонники) способствует лучшей посадке, при этом наблюдается меньше случаев косоглазия и почерк детей более разборчив. В России тоже на некоторый период в ряде школ вводится прямое письмо. Однако господство прямого письма продолжалось недолго. Оказалось, что оно не уменьшило ни случаев искривления позвоночника, ни близорукости, нн косоглазия. Преимущество наклонного письма обнаруживалось прежде всего в том, что оно было более быстрым и удобным. 

      В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них. 

      Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Метод был введен в школу в XIX в. и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв. Передовые методисты конца XIX и начала XX в. (И. Е. Евсеев, Ф. В. Греков и др.) критиковали этот метод прежде всего за то, что обучение путем обведения готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Резкую критику этого метода, как единственного, мы находим и у советского методиста В. А. Саглина. Он писал, что, обводя буквы, учащиеся не понимают ни их строения, ни последовательности начертания, обводят медленно и неуверенно. 

      Однако многие методисты (например, Д. А. Писаревский, Н. И. Боголюбов) признавали, что использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Д. А. Писаревский считал также, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов. 

      Таким образом, понимая, какой вред может нанести обучению чистописанию копировальный способ как единственный или один из ведущих, все методисты допускали его ограниченное применение в каких-то специальных целях. 

      Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т. е, букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т. д. 

      Графическая сетка стала применяться с 1857 г. в Германии. Она быстро распространилась в других странах. К концу XIX в. в той же Германии она была уже отвергнута на том основании, что косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки. 

      Так как чистописание в России вверялось учителям-художникам, то вполне естественно, что они склонны были обучать письму так, как обучали рисованию,— со вспомогательной сеткой для построения буквы при письме. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера и пр. 

      Большинство методистов и до революции, и в советское время видели вредное влияние частой косой сетки, рекомендовали пользоваться ею очень ограниченно, а многие призывали к отказу от нее: Е. В. Гурьянов, Ф. Г. Голованов, E. Н. Соколова. Даже в дореволюционное время издавались пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Замечено, что при косой сетке дети приучались держать тетрадь прямо. Прямое положение тетради при наклонном письме приводило к закреплению неправильного движения руки при письме вдоль строки и неправильной позе во время письма. 

      Некоторые учителя успешно решали задачи обучения письму первоклассников при работе в тетрадях в одну линию (без верхней линии рабочей строки). 

      Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. 

      Генетический способ был известен очень давно. И. Е. Евсеев писал, что еще в XVI в. впервые о нем упоминал немецкий художник Дюрер, доказавший, что все письмо состоит из определенного количества основных линий. В обучении письму этот способ применялся Песталоццн. В течение XIX в. генетический способ находил применение при обучении письму в школах Европы. Перенесенный в русскую школу, ои в свое время сыграл очень положительную роль, придя на смену механическим упражнениях от «а» до «ижицы». Д. А. Писаревский считал, что генетический способ наиболее подходящий для первоначального овладения письмом. При письме же букв в порядке алфавита или в порядке, данном в букваре, изучение начинается с очень трудных форм. Такого же мнения придерживались еще раньше И. Е. Евсеев, Ф. В. Греков. Однако все методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от обучения чтению. Поэтому генетический способ у нас в школах применяли после того, как уже все дети научились писать буквы в порядке их изучения чтению, т. е. только для усовершенствования письма, отработки формы букв. 

      В методических разработках последнего времени (Н. И. Ткаченко, А. И. Воскресенская и др.) этот способ применялся для отработки формы букв в послебукварный период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой (от частой косой сетки к письму по тетрадям с редкой косой и, наконец, к письму по одной линии), в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму. 

      Тактический (или ритмический) способ — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. 

      Некоторые методисты в свое время очень увлекались этим способом, считая, что только таким методом возможно образование красивого почерка. Впоследствии оказалось, что ритмический способ имеет свои и недостатки и достоинства, и, пользуясь им, нельзя разрешить все трудности обучения чистописанию. Однако большинство методистов признают положительные черты тактического способа (при ограниченном его применении), так как он удобен для работ со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. 

      Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе. 

      Еще один из распространенных методов — обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Это метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие расчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. 

      По мнению многих методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерков, чем для детей, так как многие расчерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно использовались и для обучения детей (см. прописи А. И. Воскресенской и 

      Н. И. Ткаченко, пособия В. А. Саглина, Н. Н. Боголюбова и др.). 

      В этой главе рассмотрены традиционные способы обучения чистописанию. Как видим, в практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму. 

      

      ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧИСТОПИСАНИЮ 

      Предмет чистописания начинается в конце I класса после окончания периода обучения грамоте и продолжается в последующих классах. 

      Однако неправильно было бы понимать, что задачи обучения чистописанию выдвигаются только с этого периода. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму. 

      Цели и задачи предмета чистописания теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом. 

      Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное. 

      В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку также много приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекций, сообщений, конспектов, тезисов, увеличивается и доля научно-делового письма: переписка, ведение протоколов, документов, написание отчетов, подготовка статей и описание опытов, наблюдений, исследований и пр. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме. 

      Отсюда и целью занятий чистописанием, или каллиграфией, является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. 

      Иными словами, на уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене. 

      Занятия по чистописанию должны помочь сформировать полноценный навык письма, на что ориентируют учителей начальных классов документы о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. 

      Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. 

      Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владения инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетради, первоначальное ознакомление с начертаниями букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. 

      Затем — закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведения форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке. 

      Со сменой разлиновки становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорций строчных и заглавных букв. 

      Параллельно па каждом этапе решаются задачи по обучению связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму. 

      На уроках чистописания выдвигаются задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе, предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при их письме. 

      Позднее, когда возникают случаи искажения букв в связи с нарастанием скорости письма и некоторые буквы начинают уподобляться одна другой (н как и, м как ш и др.), встает задача предупреждения таких искажений прн отработке формы букв в более скором письме. 

      При работе над высотой букв в I и II классах, где высота их определена разлиновкой, учитель следит за тем, чтобы строчные буквы располагались точно между верхней и нижней линиями рабочей строки. Кроме того, он следит и за тем, чтобы заглавные буквы не доходили до нижней линии предыдущей строки, чтобы петли и другие элементы, выходящие вниз за строку, были одинакового размера. Когда дети переходят на письмо по одной линии, встает задача обучать их самостоятельно регулировать высоту букв в словах и предложениях по всей строке и странице. 

      Помимо общих задач работы со всем классом, учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. 

      Формирование навыка письма как одного из сложнейших навыков человеческой деятельности основывается на определенных принципах обучения. 

      Принципы обучения чистописанию включают как общедидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графических навыков письма. Такие общедидактические принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, повторность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят свое специфическое воплощение в конкретной работе по чистописанию. Так, принцип наглядности, особенно важный в обучении чистописанию, обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как путь подражания почерку учителя и копирования образцов хорошего письма — один из основных путей формирования четкого почерка. 

      Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Это значит, что навыки, приемы, привычки, которые формирует учитель, обучая учащихся письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены учащимся и понятны им. Так, учащиеся должны знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, как сидеть при письме и др. 

      Некоторые знания о процессе письма должны стать для учащихся правилами. Например, учащиеся должны знать гигиенические правила (правила посадки, положения и продвижения тетради при письме, положения ручки при письме), а также правила, связанные с овладением навыками письма. Правила вводятся постепенно, начиная с букварного периода, по мере изучения материала. Первые правила — правила гигиенические и правила о наклоне письма вправо. Затем вводится правило о расстоянии между буквами и элементами букв, между словами. На уроках чистописания в I и II классах эти правила повторяются. Дети должны уметь подробно рассказать правило и показать то, о чем в нем говорится. 

      Например, ученик объясняет правило «Писать надо с наклоном»: «Чтобы правильно писать с наклоном, надо, чтобы при письме тетрадь всегда лежала под углом, тогда основной элемент пишем прямо на себя, а получается письмо с наклоном вправо». (Положение тетради демонстрируется.) 

      Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты. 

      Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение принципа повторности, который осуществляется в основном в упражнениях. 

      Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и точность в процессе упражнения. Упражнение — это не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности. Упражнение должно быть таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение. 

      Упражнение, т. е. повторное исполнение,— самый старый прием приобретения навыка. Но если упражнение превращается просто в повторное исполнение, без анализа исполненного, без сравнения с образцом, без исправления ошибок, то оно становится механическим и малоэффективным. Поэтому упражнения должны быть сознательными, посильными, разнообразными и эффективными. Чтобы упражнения обладали всеми этими качествами, в чистописании используются разные приемы обучения. 

      Повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, так как за время перерывов в учении (болезни, каникул) дети довольно часто забывают правила при письме, формы отдельных букв и др. 

      Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движений (кисти) и нервно-мышечного управления движениями (координации движений) со стороны центральной нервной системы. 

      Для детей 6 лет процесс письма очень сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки в процессе письма. Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. 

      Вместе с тем важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало их дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному. 

      Так, дети 6 лет могут выполнять, не отрывая руки, сначала элементы движения, составляющие буквы, затем буквы, затем буквосочетания, где соединения выполняются естественными ритмичными движениями (типа иш, ли, ел и др.). Не нужно от детей этого возраста требовать безотрывного соединения каждой из букв, особенно тех, которые соединяются с последующими овальными и полуовальными буквами, так как выполнение этих соединений сложно для детей этого возраста. Эти соединения вводятся позднее и постепенно. 

      Начиная со II класса дети учатся безотрывным соединениям С овальными буквами, учатся писать с ними слог из 2—3 букв и т. д. 

      Переход от простого к сложному происходит и в процессе работы над формой букв на уроках чистописания. В первую группу букв входят графически более простые буквы, в последующие — более сложные по своим начертаниям. Такая организация работы над формами букв — по группам (на основе сходства написания), в порядке нарастания графических трудностей — называется в чистописании генетическим принципом. Таким образом, переход от простого к более сложному в специфическом предмете выражается как особый генетический принцип в формировании навыка графически правильного и четкого письма. 

      Обучая детей чистописанию, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей (близорукие, дальнозоркие), замечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.). Учитель должен видеть, как сидит ученик, как держит ручку, кладет тетрадь при письме, как воспроизводит форму буквы, в какой последовательности, как соединяет буквы, медленно или очень скоро пишет и др. 

      Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу по чистописанию, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям. 

      Специфика обучения каллиграфии, обусловленная сенсомотор-ной природой навыка письма и его обслуживающей ролью (для уроков русского языка, математики и др.), требует соблюдения и специфических принципов, характерных именно для формирования графических навыков. 

      Так, на первых этапах обучения грамоте важен принцип совместного обучения чтению и письму. Введенный еще К. Д. Ушин-ским, этот принцип оправдал себя в практике обучения в течение более ста лет и успешно реализуется в настоящее время. 

      Любое письмо должно быть грамотным, удобочитаемым, достаточно быстрым, чтобы обеспечивать возможности решения задач таких предметов, как русский язык, математика и др. 

      Однако нельзя не учитывать, что работа по чистописанию в основном направлена на формирование двигательного навыка, подчиняющегося в своем становлении закономерностям формирования и развития движений (удобства для движения руки, корректировки зрительных и двигательных ощущений и восприятий, скорости движений и др.). Поэтому опора на закономерности формирования двигательных навыков письма очень важна на занятиях, чтобы сам процесс письма был удобен для пишущего и способствовал овладению наиболее точными и скорыми движениями всех звеньев руки. 

      Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому воспитанию. 

      В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, процесс этот продолжается и в средней школе. 

      

      ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА 

      Для того чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков. 

      Они вырабатываются в процессе длительных упражнений К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки черчения, рисования, речь, вязание и т. д. 

      Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т. д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированное процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением руки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движением руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека. 

      Почерк — это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека. 

      Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняется как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И. П. Павлову). 

      Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо как по памяти, так и под диктовку связано с различными анатомо-физиологи-ческими структурами мозга. Как показал ряд работ (Р. Е. Левиной, Ж. И. Шнф, С. М. Блинкова, А. Р. Лурия и др.), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинестетические ощущения, также связаны с процессами письма — именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной 

      организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности нужной повторности букв связано с премб-торной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли — моторный центр речи — больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. 

      Таким образом, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. 

      К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры. 

      Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образовываться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка. 

      Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов — шарика, кубика — формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т. С. Комарова пишет, «что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют». Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма. 

      Е. Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4—7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее — вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинство случаев (даже у детей 6—7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны. 

      Развитие движений пальцев руки, по-видимому, задержится даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти. 

      

      В раннем и дошкольном возрасте происходит и накопление опыта движений, развитие двигательного и зрительного контроля, которое так характеризуется Е. В. Гурьяновым. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в рисунке. 

      Уже в дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А. В. Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми (И. С. Комарова). 

      По данным Е. Н. Соколовой, у детей 4—5 лет изображения прямой черты, овала сопровождаются заметным дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал — зигзагообразным и не всегда замкнутым:... 

      К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов более уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей. 

      Исследования Д. Б. Эльконина, Л. Ф. Ткачевой, Л. В. Журовой и др. показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму. 

      Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. 

      Позднее начинает включаться зрительный контроль ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и др.), пишет карандашом отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и др. развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма — развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. 

      Таким образом, к моменту поступления детей в школу глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности. 

      В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и т. д.) приводит у некоторых детей к тому, что требование писать «на себя» при наклонном положении бумаги ведет к прямому письму, палочка при любом положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех детей одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки. Больше всего необходимы упражнения в самом письме. 

      В начале обучения детей письму с шестилетнего возраста в развитии движений, в наращивании их скорости, в управлении движениями остается многое из того, что было еще в более раннем возрасте. Так, скорость письма за первый год обучения не так быстро увеличивается, как у детей 7 лет, и первоначальная скорость письма их ниже, чем у детей 7 лет, тем более что мелкая мускулатура руки еще менее развита, чем более крупные мышцы. 

      В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что первоначальный период кончается тогда, когда учащиеся напишут последнюю букву в прописях: с окончанием букварного периода еще не приобретается ни беглость, ни уверенность в письме. 

      В процессе обучения дети знакомятся как с орфографическими приемами, так и с приемами графических навыков письма. 

      Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма. 

      Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет различные движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы. 

 

  

 

Расширения для Joomla

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика