Грамматические игры и загадки 1961 год скачать Советский учебник

 Грамматические игры и загадки

Грамматические игры и загадки

Автор :Владимир Николаевич Кондрашов

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 СОДЕРЖАНИЕ 

  

  Словарные игры 
  Шарады 
  Метаграммы 
  ЛогогриФы 
  Перевертыши 
  Анаграммы 
  Грамматическая арифметика 
  Прибавите — получите 
  Возьмите корень слова от названия значительной возвышенности... 
  Если к крику птицы... 
  Если к названию ноты... 
  Десять задач с одним междометием 
  Загадки с одной буквой 

  

  Тематические игры, задачи 
  Буква Ь после мягких согласных 
  Пиши без буквы Ь 
  Буква Ь после шипящих 
  Поставь слово в свою группу 
  Буква Ь как разделительный знак 

  

  Безударные гласные 
  Выберите безударную гласную правильно, не заглядывая к соседу 
  Проверь безударную гласную ударением 
  Подбери неполногласие 

  

  Непроизносимые согласные 
  Нужно ли вставлять букву Т? 
  Из существительного — прилагательное 
  Грамматическое лото 

  

  Буквы О, Ё, Е после шипящих 
  Слово наше — кричу, не наше — молчу 
  Поставь на свое место 
  Кто больше и правильнее 

  

 
  Имя существительное 
  Отгадай пословицу 
  Прочитай по лесенке 
  «Змейка» 
  Прочти лозунг 
  Пословица о трудолюбии 
  Пословица о мастерстве 
  Архаизмы и историзмы 
  Загадочная башня 
  Что здесь написано? 
  А здесь какие слова написаны? 
  Несклоняемые существительные 
  Объясните значение 
  Грамматическая викторина 

  

  Имя прилагательное 
  Подбери суффикс правильно 
  Полезный совет 
  Вместо черточек — буквы 
  Синонимы-прилагательные 
  Грамматическая викторина 
  Антонимы 

  

  Имя числительное 
  Грамматическая викторина 
  Кто правильнее? 
  Разбейте по группам 
  Отгадайте загадки 

  

  Местоимение 

  Грамматическая викторина 

  Заполни лесенку 

  

  Глагол 

  Кто быстрее? 
  Букву заменишь — смысл слова изменишь 
  Перепутанные сочетания слов 
  Грамматическая викторина 
  
  Наречие 
  Грамматическая викторина 
  Криптограмма «Наречия» 
  Криптограмма о правописании местоимений 
  
 

  Предлоги, союзы, частицы, междометия 
  Грамматическая викторина 
  Объясните омонимы, омофоны 

  

  Сколько правил? 
  Работа с рассказами об ошибках 
  Шуточные вопросы 
  Шуточный диктант 
  Найдите ошибку 
  Загадочные предложения 
  Ответы

 

Скачать учебник  СССР - Грамматические игры и загадки 1961 года  

Скачать

     Скачать....

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............ ПОДРОБНЕЕ

 

 

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

Учитель демонстрирует учащимся какой-либо из толковых словарей, а также словарь учебника на с. 292—297.

Сведения о каком-либо отдельном слове, помещенном в словаре, даны в отдельной словарной статье. Толковый словарь, следовательно, представляет собою сборник словарных статей. Прочитайте в учебнике на с. 120, что входит в словарную статью, и ответьте на вопросы: из каких частей состоит сло­варная статья? (Можно так поставить вопрос: «Что мы узнаем о слове из словарной статьи толкового словаря?») Какая из частей словарной статьи является основной? (Толкование лек­сического значения слова.) Как расположены слова в толковом словаре? С какой целью мы будем обращаться к толковому словарю?

Для закрепления полученных знаний предлагается:

1) рассказать о двух-трех словах, пользуясь толковым сло­варем учебника (упр. 283);

2. определить лексическое значение известных слов и сравнить свое определение с определением этих слов в толко­вом словаре учебника (упр. 284).

3. Сопоставление лексического и грамматического (морфоло­гического) значения слова:

В слове,— говорит учитель,— заключено не только лекси­ческое значение, но и грамматическое. Например, слово парта имеет лексическое значение «школьный ученический стол с на­клонной верхней доской, соединенной в нижней части со скамь­ей» и грамматическое «существительное женского рода в имени­тельном падеже, в единственном числе».

Для закрепления этих знаний выполняются упражнения сле­дующих видов:

1) определить лексическое и грамматическое значения дан­ных слов (упр. 285);

2) выписать группами слова, имеющие одно и то же лексиче­ское значение, но разные грамматические значения, например: лимонного (сока), пишем, портфеля, писать, лимонным (соком), пишут, (в) портфеле, (в) лимонный (сок), (с) портфелем.

4. Сопоставление слова и словосочетания в форме беседы:

Что такое лексическое значение? Для чего служат слово­сочетания? У слова или у словосочетания более общее зна­чение?

Для закрепления полученных знаний выполняется упражне­ние 286 — составление словосочетаний по картине.

III. Подведение итогов урока.

Мы познакомились с лексическим значение слова, знаем, для чего служит слово, чем лексическое значение отличается от грамматического, познакомились с толковым словарем, чтобы пополнять свой словарный запас.

IV. Задание на дом. Прочитать на с. 120—121 сведения о слове и приготовиться пересказать их; записать первый абзац из сочинения 282.

Обучение толкованию лексического значе­ния слова. Это умение является одним из важнейших среди речевых умений. Оно обеспечивает понимание учащимися лекси­ческого значения слова, способствует овладению орфографией и выступает как одно из условий формирования коммуникатив­ных умений.

Умение толковать лексическое значение слова развивается на протяжении всего учебного года, а начинается на специаль­ном уроке, на котором учащиеся знакомятся с основными прие­мами толкования лексического значения (семантики) слова (на основе § 42, с. 122—123).

Приводим возможный ход урока на тему «Способы толко­вания лексического значения слова». На уроке ставятся задачи: 1) ознакомить учащихся с основными способами толкования лексического значения слова; 2) заложить основы для формиро­вания умений определять лексическое значение известных уча­щимся слов; 3) сформировать у детей стремление обогащать свой словарный запас.

Проверка домашнего задания. Учащиеся: 1) от­вечают на вопросы («Что изучается в лексике? Что такое лекси­ческое значение слова? Какие еще имеются значения в слове? Как называются книги, в которых разъясняются лексические значения слов? Из чего состоит словарная статья?»); 2) выбо­рочно читают отдельные предложения из упр. 282; 3) пересказы­вают (1—2 наиболее сильных ученика) содержание сведений о слове и словарной статье.

Объяснение нового материала. Основные спо­собы толкования слов учитель разъясняет в своем сообщении.

Определить лексическое значение слова можно разными способами. Один из способов — подбор близких по значению слов, например: вишневый (платок)— темно-красный; темно­красный— слово, близкое по значению слову вишневый: вишне­вый (платок) — цвета ягод вишни, темно-красный. Другой спо­соб— указание на существенные признаки предмета (признака, действия), названного словом, например: береза — «лиственное дерево с белой корой» (здесь названы существенные признаки березы: это дерево, причем не хвойное, а лиственное, и кора у нее белого цвета). Третий способ — указание на значения час­тей, из которых состоит слово, например: ледокол — «корабль, который ломает (колет) лед силой своей тяжести».

Рассмотрим,— говорит учитель,— упражнение 287 и опре­делим, какие из перечисленных способов толкования использо­ваны в нем.

Перед выполнением задания под пунктом «а» учащиеся отве­чают на следующие вопросы: «Какой способ толкования лекси­ческого значения использован в образце? Что обозначает звез­дочка справа вверху у данных слов? (посмотрите условные обо­значения перед титульным листом)».

Учащиеся читают в словаре, что обозначают слова оранже­вый и лиловый, и, пользуясь образцом, записывают в тетради толкование их лексического значения.

— Мы уже знаем,— говорит учитель,— что если в учебнике встретится слово со звездочкой, надо посмотреть в словаре, что оно обозначает.

Сразу же целесообразно выполнить дополнительное задание — составить словосочетания «прилагательное-!-существитель­ное» из данных слов и слов, помещенных в рамке. Сначала уча­щиеся выясняют, какой один цвет обозначают слова в рамке (голубой). Затем школьники сравнивают свое толкование лекси­ческих значений этих слов с их толкованием в словаре. После этого учащиеся составляют употребительные словосочетания (голубое небо, лазурное небо, бирюзовое небо; голубые глаза; голубое море, лазурное море, бирюзовое море; голубой цвет, небесный цвет; голубая незабудка).

Приступая к работе над пунктом «б», учащиеся отвечают на вопросы: «Какой способ толкования лексического значения использован в образце? Что представляет собою этот образец?» (Предложение.) «Почему в нем стоит тире?» (Потому что под­лежащее и сказуемое выражены существительными.)

Далее учащиеся, пользуясь образцом, записывают определе­ние лексического значения слов ель и сосна.

Перед выполнением задания в пункте «в» также выясняется, какой способ толкования лексического значения слова исполь­зован в образце.

III. 3 а кр еп л ение. Предлагается:

1) прочитать в словаре учебника словарные статьи, напри­мер: айсберг, бакен, бессердечный, бесчеловечный, манок — и определить, каким способом они разъяснены;

2) записать толкование слова (упр. 288);

3) узнать по толкованию слова, о каком слове идет речь (упр. 289).

IV. Задание на дом: записать в виде предложений лек. сическое определение двух-трех слов (по выбору) из упражне­ния 289 (не забыть поставить тире).

Ознакомление с лексическими явлениями, связанными с семантикой отдельного слова,— однозначными и многозначными словами, словами с прямым и переносным значением. В методике работы над ними много об­щего, в силу того что они тесно связаны друг с другом. Эти по­нятия характеризуют глубину семантики слова, взаимоотноше­ние производных значений слова с исходным значением и друг с другом.

В процессе изучения необходимо показать единство слова, существующего в разных лексических значениях, связь его про­изводных лексических значений по разным признакам с исход­ным лексическим значением, возможность истолкования произ­водных лексических значений через исходное.

Ознакомление с многозначными словами и со словами с пе­реносным значением можно провести в такой последователь­ности:

1) знакомство с многозначностью слова (на основе наблю­дения в § 43), с прямым и переносным значением слова (на ос­нове § 44);

2) работа над определением новых понятий (путем анализа соответствующего материала в учебнике на с. 124 и 128);

3) выяснение того, как в толковом словаре отражается мно­гозначность слова и переносное значение слов (с. 124 и 128);

4) закрепление полученных знаний с помощью упражнений следующих видов:

5) найти в словаре многозначные слова (упр. 291), слова с переносным значением (упр. 298);

6) выбрать из данных (или выделенных) слов многозначные (с переносным значением) (упр. 290 и 299);

7) определить лексическое значение слова, в котором оно употреблено в тексте (упр. 294 и 300);

8) составить предложения со словами, употребленными в разных лексических значениях (в том числе в переносном).

Дальнейшая работа на уроках о многозначных словах и о словах с переносным значением строится по разным планам.

Во второй части урока, посвященного многозначным словам, рассматривается вопрос о том, что объединяет разные лексиче­ские значения многозначного слова в одно слово: во-первых, сходство в чем-либо предметов, признаков и действий, которые называются одним словом; во-вторых, возможность объяснения производных (вторичных) лексических значений через исход­ное (основное) лексическое значение.

I. Учитель рассказывает о том, что одним словом называют разные предметы (признаки, действия), если между ними есть сходство в чем-то; например, словом игла называют швейную иглу, патефонную иглу, лист хвойного дерева, колючки некото­рых растений. Все эти предметы имеют сходство в форме, а названы они одним словом в разных значениях: швейная игла — «тонкий металлический стержень с одним заостренным концом и ушком на другом конце для вдевания нити»; патефонная иг­ла— «небольшой металлический стержень с заостренным кон­цом для специального назначения»; еловая, сосновая и т. д. иг­ла— «лист хвойного дерева»; игла кактуса — «колючка, шип у некоторых растений».

Новые значения у слова появляются, если этим словом назы­вают сходные по форме, цвету, назначению, размеру и т. д.

предметы, признаки, действия. В результате словарь языка обо­гащается.

II. Чтение и анализ материала на с. 125.

III. Закрепление полученных знаний о близости лексических значений многозначного слова. Предлагается:

определить общее в лексических значениях многозначно­го слова (упр. 292);

выяснить, какое лексическое значение появилось раньше (швейная игла, патефонная игла; ситцевое полотно, железнодо­рожное полотно; кисть руки, кисть винограда; спутник в пути, искусственный спутник);

определить способ образования лексических значений у многозначного слова (упр. 293);

выяснить лексическое значение, в котором употреблено многозначное слово (упр. 295 и 297 — слово ствол);

найти ошибки в употреблении многозначных слов (упр. 296).

Вторая часть урока о словах с переносным значением посвя­щается выяснению их роли в текстах разных стилей. Слова с переносным значением употребляются главным образом в худо­жественном и в разговорном стилях, они используются в двух функциях: назывной и изобразительно-выразительной. При этом важно показать, что основу появления переносного значения со­ставляет сравнение двух предметов (признаков, действий). Именно поэтому слова с переносным значением могут выступать в художественной речи как метафоры. Рассмотрим ход урока.

I. Беседа, направленная на воспроизведение знаний: на ос­нове каких сходных признаков разных предметов (признаков, действий) появляется переносное значение у слова? Как отра­жаются в словарях переносные значения слова?

II. Сообщение учителя об изобразительно-выразительной функции слов с переносным значением.

Слова с переносным значением употребляются в речи для образного изображения предмета (озябли елки), для выраже­ния своего отношения к тому, о чем говорится (ослепительный успех актрисы).

III. Закрепление полученных знаний. Предлагается:

определить в слове с переносным значением то общее, что связывает его с прямым значением (упр. 300, ч. 2);

найти в тексте слова с переносным значением и выяс­нить их функции (изобразительно-выразительную или выраже­ние отношения) — упр. 303;

устранить ошибки в употреблении слов с переносным значением (упр. 301);

составить предложения со словами, имеющими перенос­ное значение (упр. 302).

Ознакомление с лексическими явлениями, связанными с семантикой группы слов. 

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика