Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год скачать Советский учебник

 Обучение русскому языку в 4 классе

 Обучение русскому языку

 

 

Назначение:  ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Книгоиздательство:  ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1981

Авторство: Составитель — доктор педагогических наук Т. А. Ладыженская

Формат: DjVu, Размер файла: 16.8 MB

 РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

СОДЕРЖАНИЕ

 Содержание

Скачать учебник  СССР - Обучение русскому языку в 4 классе 1981 года  

Скачать

     Скачать....

 

 Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF............ ПОДРОБНЕЕ

 

 

 

Пример из учекбника:

 ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

Главные задачи повторения в начале года состоят в том, чтобы, во-первых, восстановить в памяти учащихся основной материал по орфографии и морфологии, изученный в I—III классах, во-вторых, выяснить пробелы в знаниях и навыках учащихся, в-третьих, подготовить школьников к усвоению нового.

Повторение в начале года может быть эффективным, если: 1) учитель будет знать, что и в каком объеме (по каждой теме, предусмотренной программой для повторения) изучалось детьми в I—III классах; 2) будет соблюдена преемственность по отношению к методам и приемам, применявшимся в I—III классах.

В начале года повторяется состав слова, орфография, морфология 1. Восстанавливаются в памяти знания о глаголе, имени существительном, имени прилагательном, личных местоимениях, предлоге (см. § 6 «Раздельное написание предлогов») и наречии (см. упр. 43, 44).

Первый урок русского языка посвящается: 1) беседе о языке как средстве общения, 2) знакомству с предметом и с учебником, по которому дети будут работать. Первый урок—это и знакомство с учителем, который будет обучать «таинствам языка».

Урок должен быть ярким, эмоциональным, запоминающимся, вызвать радость открытия, что «русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А. Н. Толстой).

Начало урока — особо важный его компонент. С самых первых минут нужно взволновать, заинтересовать детей; опытные учителя, как правило, начинают урок какой-либо запоминающейся детям на всю жизнь цитатой или стихотворением о русском языке.

Затем ученики знакомятся с учебником: находят оглавление (в нем названы те разделы науки о языке, которые будут изучаться в IV классе), алфавитный указатель, приложения (словарь, памятки), иллюстрации, материал на внутренней стороне обложки (орфограммы и словари) и условные обозначения.
Подводя итог знакомству с учебником, учитель спросит, кто еще, кроме авторов учебника, трудился над созданием этого
учебника (см. с. 304 — редакторы, художники и др.; работники типографии), и отметит, что этот учебник удостоен первой премии К. Д. Ушинского.
После этого выполняются (полностью или частично) упражнения 1 и 2.
Учитель знакомит детей с памяткой «Как готовиться к диктантам но учебнику».
Задание на дом: упр. 3 (диктант с подготовкой).

При повторении состава слова (§1) учащиеся должны восстановить умение выделять (с помощью условных обозначений) корень, окончание, приставку, суффикс; вспомнить, что такое корень, какие слова называются однокоренными. В дальнейшем учащиеся систематически будут упражняться в разборе слов по составу, для чего в учебнике выделены цифрой2 наиболее «прозрачные» по составу слова. (Впервые это выделение встретится в упр. 14: на чистом2 небе, на что и следует обратить внимание детей. ) Разработку урока см. в разделе «Изучение словообразования» (с. 154—156).

Следующие параграфы содержат материал для повторения правописания безударных (проверяемых и непроверяемых) гласных н согласных в корне слова. Знакомясь с теоретической частью этих параграфов, учащиеся вспоминают правила и знакомятся с понятием орфограмм н с их графическим обозначением. Разработку уроков см. в разделе «Работа по орфографии» (с. 11—15).

Пользуясь образцами рассуждения (например, на с. 15), учащиеся овладевают теми мыслительными операциями, которые требуются для правильного применения правил.
В начальных классах учащиеся познакомились с восемью частями речи. Цель повторения в начале года — восстановить в памяти изученное и потренировать в «узнавании» в тексте глаголов, существительных, прилагательных, местоимений, наречий.
Повторение частей речи начинается с глагола (§ 8).
В начальных классах учащиеся узнали два признака глагола (обозначает действие; изменяется по лицам и временам); знакомились с правописанием -тся, -ться; е и и в личных окончаниях глаголов; не с глаголами.
Учитель обратит внимание учащихся на то, что цифра3около слова скажешь (см. упр- 56) означает требование разобрать его как часть речи. Образец разбора глагола дан в упр. 53.
Материал § 9 «Имя существительное» нацелен на повторение: а) основных грамматических признаков имени существительного (род, число, падеж) и типов склонения; б) правописания е и и в падежных окончаниях, ь после шипящих на конце слова у существительных 3-го склонения. Учащиеся вспоминают названия падежей, порядок их следования и падежные вопросы.
ТЕКУЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ
Текущее повторение — это важный этап не только в системе повторения, но и в общем процессе обучения, осуществляется
оно как в органической связи с изучением нового материала, так и самостоятельно.
Распространенным приемом, позволяющим устанавливать логические связи известного с изучением нового материала, является прием сравнения. Так, например, учащиеся успешнее овладевают сложным предложением, если оно сопоставляется с простым, известным детям по начальной школе.
При анализе таблицы (см. с. 24) учащиеся вспомнят признаки, по которым имена существительные относятся к одному из трех типов склонения: принадлежность к одному из трех родов (см. графу 2) и падежное окончание начальной формы единственного числа (см. графу 3).
Анализируя таблицу «Окончания е и и у существительных в единственном числе» (упр. 64), учитель обращает внимание учащихся не только на три падежа (родительный, дательный, предложный), включенных в таблицу, но и на верхнюю строчку таблицы, где указаны типы склонения, так как выбор е или и в окончании зависит от правильного определения как падежа, так и склонения существительного.
Основная цель § 10 «Имя прилагательное» — повторить 1) значение имен прилагательных, их грамматические признаки и 2) склонение прилагательных, их правописание.

Учитель проводит повторение признаков имен прилагательных в сопоставлении с именами существительными: что обозначают существительные, а что прилагательные? На какие вопросы отвечают имена существительные, а на какие — прилагательные? Как изменяются существительные (по числам и падежам; по родам они не изменяются, а принадлежат к одному из трех родов), а как прилагательные? (по родам, падежам и числам; прилагательные относятся к существительным и стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемые существительные, согласуются с ними).

Затем учитель показывает роль прилагательных в речи. Сравнивая два текста (упр. 70), учащиеся определят, что благодаря именам прилагательным описание сада в августе стало более точным и выразительным. Затем дети назовут вопросы, на которые отвечают выделенные в тексте имена прилагательные.

Сведения о местоимениях (§ 11), полученные учащимися в начальных классах, невелики. Им известны только личные местоимения 1, 2 и 3-го лица, их склонение; раздельное написание с предлогами; правила употребления местоимений 3-го лица после предлогов.

ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ

И В КОНЦЕ ГОДА

Повторение в конце изучения раздела проводится для за* крепления и обобщения пройденного. В связи с этим в учебнике в конце каждого раздела даны вопросы и упражнения обобщающего характера. Это тот минимум, на основе которого учитель строит обобщающие уроки.

Урок обобщающего повторения по синтаксису
Цель урока: систематизировать и обобщить изученные Синтаксические сведения.
Однако нужно иметь в виду, что не все важные и нужные для успешного языкового развития изученные темы можно повторить и закрепить с учетом естественных связей. Поэтому текущее повторение осуществляется и вне связи с новым материалом.

Чтобы обеспечить текущее повторение, даются задания к упражнениям (они помещены после основного задания и отмечены значком ф), а также словарные диктанты, в которые включены наиболее трудные для усвоения слова.

Большие возможности для систематического повторения наиболее трудных тем дает языковой разбор. С этой целью в учебник в определенной последовательности введены задания по фонетическому, морфологическому, орфографическому, синтаксиче-ски-пунктуационному разбору. Слова и предложения для разбора обозначены цифрами. Так, в процессе изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» учащиеся 11 раз будут обращаться к разбору слов по составу и 11 — к морфологическому.

Ход урока

1. Чтение сведений о предмете синтаксиса и пунктуации (с. 89). Учитель ставит вопросы, отвечая на которые ученики наполнят конкретным содержанием такие синтаксические понятия, как «словосочетание», «предложение». Вот примеры таких вопросов: «Вы познакомились в синтаксисе со словосочетаниями — а что вы о них знаете?», «Какие предложения вы изучали?», «Какие члены предложения вы знаете?», «Какие знаки препинания вы научились ставить?», «Какие пунк-тограммы были изучены в разделе?».

2. Работа с контрольными вопросами и заданиями. (Желательно, чтобы ученики давали связные ответы, иллюстрируя их примерами.) Эту работу целесообразно сочетать с выполнением упражнений. Например: а) выполнив устно задание 1 (учащиеся приводят примеры словосочетаний и называют в них главные и зависимые слова), целесообразно перейти

к упражнению 214 (записать под диктовку словосочетания, обозначить словосочетания типа «существительное+существительное»); б) после ответа на вопрос 6 «Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?» следует обратиться к упражнению 215, предложив учащимся определить, какие из схем отражают распространенные и нераспространенные предложения (по первым двум схемам устно составляются предложения).

Ответив на Вопросы: «Что такое основа предложения?», «Какие члены предложения являются главными?», учащиеся находят параграф, в котором они изучали главные члены предложения (§ 19).

3. Самостоятельная работа. Составление предложений по схемам (упр. 215, 216) позволяет вспомнить различные виды предложений, с которыми дети знакомились при изучении синтаксиса, и их пунктуационное оформление. Такая работа позволяет выявить не только степень владения изученным материалом, но и умение абстрактно мыслить.

Задача итогово-заключительного повторения в конце года привести в систему знания, полученные учащимися за год (по вводному курсу синтаксиса и пунктуации, по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, орфографии). Основная цель этого повторения — помочь учащимся создать целостное представление об изученном за год, помочь более глубокому осознанию и запоминанию материала.

В классах, где проводилось текущее и обобщающее повторение, где учитель «не обходил» обобщающе-классификацион-ных упражнений учебника, по их образцу составлял свои таблицы, учащиеся, как правило, самостоятельно могут выполнить большую часть заданий и упражнений, предназначенных для заключительного этапа повторения.

На повторение в конце года программа отводит 10 часов. В разделе «Повторение и обобщение изученного в IV классе» пять параграфов, неравноценных по объему.

Содержание повторения в конце года во многом определяет сам учитель, так как только он знает, как был усвоен учащимися его класса материал программы.

Особое место занимает урок, где сжато повторяется материал почти всего курса. Начинается это повторение с вопроса о разделах науки о языке (§ 94). Обобщающая таблица (упр. 661) позволит вспомнить, какие разделы науки о языке изучались в течение года, что именно изучалось в каждом разделе.

Второй вопрос (§ 94) направлен на осознание взаимосвязи между разделами науки о языке (морфологии и орфографии, словообразования и орфографии, синтаксиса и пунктуации).

 

 


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика