Орфография без правил 1991 год скачать Советский учебник

 Орфография без правил

Орфография без правил 1991

 

 

Назначение:   НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Книгоиздательство:  ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 19

Авторство: Пётр Семёнович Тоцкий, ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ

Формат: PDF, Размер файла:  3.74MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

 Введение 3 
      Пояснения к приложениям 11 
      Приложение 1. 12 
      Приложение 2. 27 
      Приложение 3. 44 
      Приложение 4. 76 
      Приложение 5. 123 
      
 

      Петр Семенович Тоциий — учитель русского языка средной школы с большим стажем педагогической работы. Его давно волновал вопрос, как помочь учащимся стать грамотными. Занимаясь этой проблемой, он понял, что начинать надо в начальной школе в процессе обучения детей письму и чтению. 

      В основе методики П. С. Тоцкого — орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

 

Скачать учебник  СССР - Орфография без правил 1991 года  

Скачать

     Скачать....

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............ ПОДРОБНЕЕ

 

 

 

Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год 

   1. «В глаголах 3-го лица пишется -тся, они отвечают на вопрос что делает (сделает)? что делают (сделают)? У глаголов в неопределенной форме пишется -ться (с мягким знаком). Они отвечают на вопрос что делать (сделать)? Например: читать, читает». Среди приведенных примеров нет глаголов на -тся, -ться. Следовательно, иллюстративный материал совершенно не соответствует выдвинутому положению. Можно сделать вывод о неумении ученика соотносить общее и частное, о формальном характере его знаний (если это не оговорка, что, естественно, учитель выяснит прежде всего).

2. «Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам. 1-е лицо — я учу — окончание -у, 2-е лицо — ты учишь — окончание -ишь, 3-е лицо — он учит, окончание -кг». Эти примеры соотносятся только с одной частью теоретического положения— об изменении глаголов по лицам (но и она раскрыта не полностью: не показано изменение глаголов по лицам во множественном числе). Не проиллюстрировано изменение глаголов по числам, что делает объяснительную часть ответа неполной.

3. «У глаголов во 2-м лице единственного числа после ш пишется мягкий знак. Например, ты, читаешь. Окончание -ешь». В этом объяснении отсутствует указание на то, что читаешь — глагол во 2-м лице ед. числа и что в его окончании после ш пишется ь. Пример не соотнесен с правилом.

Разбор. Уже на этом этапе вводятся связные разборы глаголов, существительных, прилагательных по образцам, данным в упр. 53, 67, 75. Ученик должен пользоваться этими образцами, пока они не будут заменены соответствующими уровню изученного в IV классе (в III и IV четвертях). Важно уже в начале учебного года обратить внимание детей на порядок разбора и на использование слов стоит в перед указанием непостоянных морфологических признаков разбираемых слов.

Высказывания репродуктивно-продуктивного характера. Обучение умению строить развернутый ответ (синтетического характера) на материале параграфа учебника может начаться с § 4 («Буквы и, у, а после шипящих») или с § 5 («Разделительные ъ и ь»). Желательно также использовать задание 61 (с. 24), где предлагается построить ответ на основе приведенной таблицы. Важно подчеркнуть ту ступеньку, на которую поднимаются дети в своих ответах на уроках русского языка; ведь они должны не просто воспроизвести определение или правило, но и подумать, как начать ответ, так как учитель предлагает для ответа тему (типа «Буквы и, у, а поеле шипящих»; «Разделительные ъ и ь»), а не вопрос («Какие гласные пишутся после шипящих?», «Когда пишется разделительный ъ, а когда — разделительный ь?» И т. д.). Поэтому к тому, что дети уже знают о требованиях к устным ответам, присоединяется еще одно — умение начать ответ. Важно, чтобы это начало позволяло легко перейти к последующему изложению всего материала. Именно эта часть ответа должна быть предметом специального обсуждения при подготовке первого развернутого ответа («Как лучше начать ответ?»). Возможное начало ответа (о разделительных ъ и ь): «В русском языке есть два разделительных знака. Они не обозначают звуков, а ...»; «В русском письме имеются разделительные твердый и мягкий знаки. Они названы разделительными, потому что ...».

И в данном случае целесообразно дать образец устного развернутого ответа, в котором учитель использует найденное совместно начало, сформулирует правило, приведет примеры и объяснит их.

Язык предмета. Безударный гласный звук. Безударная гласная (когда речь идет о букве). Непроизносимый согласный (имеется в виду звук). Пишется такая-то буква («сомнитель-* ных» согласных нет!).. Разделительный твердый знак (буква «ер»). Разделительный мягкий знак (буква «ерь»). Существительное такое-то, такого-то рода, склонения стоит в таком-то падеже, в таком-то числе. Глагол такой-то такого-то спряжения, стоит в таком-то времени, в таком-то числе, в таком-то лице.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Воспроизведение синтаксических определений и пунктуационных правил. На этом этапе отрабатывается введение примера с помощью такого языкового средства, как «Рассмотрим словосочетание (предложение)...», начало объяснения типа «В этом словосочетании (предложении) ...»; «В моем примере...».

В синтаксических определениях, выделенных для заучивания, ученики сталкиваются с употреблением слов обычно и может быть, например: «Сказуемое обычно выражается глаголом; оно может быть выражено также...» (§ 19, с. 53). Необходимо разъяснить смысл использования этих слов в определениях. Анализируя определение подлежащего (§ 19, с. 52), учитель предлагает прочитать соответствующее предложение, опустив слово обычно. Возникает вариант: «Подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже». Смысл этого предложения существенно изменился: слово обычно показывало, что подлежащее не всегда выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже, что есть и другие способы выражения подлежащего. Можно ли иначе — тоже точно, но без слова обычно — сформулировать мысль этого предложения? Можно: «Подлежащее часто (как правило) выражается...» Или: «Подлежащее может быть выражено...» (из последнего варианта формулировки неясно, насколько распространены указанные далее способы выражения подлежащего, поэтому первая формулировка точнее). Аналогичная работа по осмыслению значения слов обычно, может быть проводится в связи с анализом других синтаксических определений (§ 22 «Дополнение», § 23 «Определение», § 24 «Обстоятельство», § 28 «Простые и сложные предложения», пунктуационное правило на с. 76).

На этом этапе работы, учитывая особенности раздела, чрезвычайно важно следить за тем, чтобы примеры произносились учениками с соответствующей интонацией (иллюстрации к определению предложений по цели высказывания, к пунктуационному правилу о знаках препинания в предложениях с прямой речью и т. п.).

Пересказ материала нескольких параграфов. Этот вид работы предусматривает упр. 140, в котором предлагается план для подготовки развернутого связного ответа (на тему «Виды простых предложений. Знаки препинания») на основе нескольких параграфов. Аналогичного характера задание в упр. 157. Так как новым для учеников в данном случае явится нахождение материала в нескольких параграфах, следует обсудить в классе, в каких параграфах можно найти нужный материал; как можно начать ответ, учитывая его общую тему. Например: «В русском языке выделяются такие-то виды предложений...»; «В предложении есть (выделяются) главные и второстепенные члены предложения». Представляется не излишним образец развернутого ответа, который может продемонстрировать учитель.

Этот же тип ответа следует предусмотреть в связи с выполнением упр. 200, в котором требуется составить план сообщения на тему «Простые и сложные предложения» (сравнительная характеристика этих предложений на данном этапе работы еще затрудняет четвероклассников).
Возможный план:
I. Простое предложение.
1. Основа предложения.
2. Знаки препинания в конце (§ 14).
II. Сложное предложение.
1. Его состав.
2. Запятая в сложных предложениях (§ 28).

Следует учесть возможность группировки вопросов в «Контрольных вопросах и заданиях» (с. 89) для подготовки учениками связных ответов типа рассмотренных выше. Например: «Виды предложений. Вопросы 3, 4, 6»; «Члены предложения. Вопросы и задания 5, 8».

  

 

Расширения для Joomla

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика