Пособие для занятий по русскому языку В СТАРШИХ КЛАССАХ 1983 год скачать Советский учебник

 Пособие для занятий по русскому языку В СТАРШИХ КЛАССАХ

 Пособие для занятий по русскому языку В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

 

Назначение:   УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1983  ИЗДАНИЕ 32 ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Авторство: Василий Фёдорович Греков, Сергей Ефимович Крючков, Лев Антонович Чешко

Формат: DjVu, Размер файла:  7.53 MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 
Введение 4 
§ 1. О русском языке 
ЛЕКСИКА 
(Краткие сведения) 
§ 2. Слово н его лексическое значение. Точность словоупотребления 7 
§ 3. Многозначные, слова и их употребление 10 
§ 4. Омонимы и их употребление 12 
§ 5. Употребление синонимов и антонимов 14 
§ 6. Употребление стилистически ограниченной лексики 13 
§ 7. Заимствованные слова и их употребление 23 
§ 8. Употребление устаревших слов и неологизмов 27 
§ 9. Употребление фразеологизмов 30 
§ 10. Словари русского языка 34 
 
О правильном произношении 38 
§ 11. Произношение некоторых звуков и сочетаний звуков 
§ 12. Употребление букв э и е 41 
 
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ 
§ 13. Краткие сведения о русской орфографии 42 
§ 14. Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций Советского Союза, в названиях революционных праздников
и знаменательных дат, в названиях орденов 44 
§ 15. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных 46 
§ 16. Употребление ь для обозначения грамматических форм 47 
§ 17. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Способы образования слов 49 
§ 18. Правописание безударных гласных корня слова 55 
§ 19. Чередование гласных в корнях слов 58 
§ 20. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные 63 
§ 21. Двойные согласные 65 
§ 22. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме 68 
§ 23. Приставки пpe- и при- 69 
§ 24. Правописание на стыке приставки и корня 72 
§ 25. Международные словообразовательные элементы 75 
§ 26. Общие правила правописания сложных слов 77 
§ 27. Правописание гласных после шипящих и ц 78 
§ 28. Перенос слов 80 
 
Части речи 
Имя существительное 82 
§ 29. Род и число существительных 
§ 30. Правописание и и е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа 84 
§ 31. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода 86 
§ 32. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа 87 
§ 33. Правописание суффиксов существительных 89 
§ 34. Правописание сложных имен существительных 95 
 
Имя прилагательное 97 
§ 35. Употребление некоторых форм прилагательных 
§ 36. Правописание окончаний имён прилагательных 99 
§ 37. Правописание творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов 100 
§ 38. Правописание прилагательных с суффиксами 101 
§ 39. Правописание сложных прилагательных 107Имя числительное 110 
§ 40. Значение и употребление числительных 
§ 41. Правописание числительных 111 
 
Местоимение 113 
§ 42. Значение и употребление местоимений — 
§ 43. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений 115 
 
Глагол 118 
§ 44. Спряжение глаголов 
§ 45. Правописание глаголов 121 
 
Причастие 128 
§ 46. Изменение причастий 
§ 47. Правописание суффиксов причастий 130 
§ 48. Краткие и полные страдательные причастия 133 
§ 49. Правописание к и нн в прилагательных и причастиях 134 
 
Деепричастие 137 
§ 50. Употребление деепричастий 
 
Наречие 140 
§ 51. Правописание наречий 141 
§ 52. Правописание н и нн во всех частях речи 149 
 
Предлоги 151 
§ 53. Употребление некоторых предлогов 
§ 54. Правописание предлогов 153 
 
Союзы 154 
§ 55. Правописание союзов 
§ 56. Употребление в в различных частях речи 156 
 
Частицы 157 
§ 57. Раздельные написания частиц и написания через дефис — 
§ 58. Правописание не с различными частями речи 158 
§ 59. Правописание частицы ни 163 
 
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Простое предложение 
§ 60. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. 
Восклицательные предчоження 168 
§ 61. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим 160 
§ 62. Именительный и творительный падежи в сказуемом 171 
§ 63. Тире между подлежащим и сказуемым 172 
§ 64. Родительный падеж при глаголах с отрицанием 173 
§ 65. Управление при словах, близких по значению 174 
§ 66. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного дал, три н чзтыре и существительного в родительном 
падеже 175 
§ 67. Различие предлогов на — с и в — из при обозначении места 176 
§ 68. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения 177 
 
Предложения с однородными членами 178 
§ 69. Знаки препинания между однородными членами 179 
§ 70. Однородные и неоднородные определения 182 
§ 71. Согласование в предложениях с однородными членами 184 
 
Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения 185 
§ 72. Обособление определений 186 
§ 73. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными 189 
§ 74. Обособленные приложения и дополнения 190 
§ 75. Обособление обстоятельств 195 
§ 76. Уточняющие обстоятельства 199 
§ 77. Сравнительные обороты 201 
 

Вводные слова, обращениям междометия 202 

§ 78. Вводные слова и предложения 203 

§ 79. Обращение. Междометия и слова-предложения да и нет 206 

 

Сложное предложение Сложносочинённое предложение с союзами 210 
§ 80. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 
 
Сложноподчинённое предложение 214 
§ 81. Сложноподчинённые предложения с одним придаточным 
§ 82. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами 217 
§ 83. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными 219 
§ 84. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений 224 
 
Бессоюзное сложное предложение 225 
§ 85. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 
 
Сложные предложения с разными видами связи 228 
§ 86. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи 
 
Прямая и косвенная речь 
§ 87. Прямая речь 232 
§ 88. Замена прямой речи косвенной 235 
§ 89. Знаки препинания при цитатах 237 
 
Употребление знаков препинания 
Свод правил 239 
Упражнения к своду «Знаки препинания» 215 
Контрольные упражнения на всё пройденное

 

Скачать учебник  СССР - Пособие для занятий по русскому языку В СТАРШИХ КЛАССАХ 1983 года  

Скачать

     Скачать....

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............ ПОДРОБНЕЕ

 

Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА

Воспроизведение данных фактического характера: звонкие и глухие; твердые и мягкие (парные и непарные) звуки; алфавит (названия букв, порядок их расположения), сведения о количестве букв. На данном этапе вводится начало ответа типа «Среди звуков русского языка выделяются (различаются)...», «В русской азбуке столько-то букв...».

 

Пересказ текстов упражнений. В разделе «Фонетика и графика» впервые в IV классе некоторые сведения излагаются в параграфах в форме учебного текста, содержание которого нужно осмыслить и усвоить. (См., например, § 36 «Алфавит», § 38 «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака», § 39 «Двойная роль букв е, ё, я, ю»). Однако материал этих параграфов четвероклассники не должны пересказывать. Эти тексты выполняют иные дидактические функции. (См. об этом на с. 129.) Другое дело — пересказ двух текстов упражнений: упр. 219 (о голосовых связках) и упр. 249 (о происхождении названий «алфавит» и «азбука»). В этих текстах содержатся важные и интересные для детей сведения дополнительного характера по теме программы. Пересказ этих текстов затрудняет учащихся, так как они впервые встречаются в учебнике с текстами упражнений подобного типа. Поэтому необходим смысловой анализ этих текстов:

 
— О чем говорится в тексте? Какого он стиля? Что именно (или что нового) вы узнали о голосовых связках (упр. 219) или о происхождении слов азбука, алфавит (упр. 249)? Что в прочитанном тексте представляется вам особенно интересным?
 
Из каких частей состоит текст? Назовите 3—4 самых важных опорных слова в каждой части текста.

 

На этом этапе следует разрешать детям при пересказе текстов пользоваться учебником, «подглядывать» в него. Также важно проводить смысловой анализ других текстов лингвистического характера, в частности упр. 226 (каких звуков — гласных или согласных — больше в русском языке); упр. 231 (о роли подражания в усвоении речи); соответствующие вопросы даны в заданиях к упражнениям.

 

Устные высказывания репродуктивно-продуктивного типа. Первое из них проводится в связи.с выполнением упражнения 220, в котором дается план ответа. Аналогичного характера высказывание уже отрабатывалось (см. § 4 или 5 в разделе «Повторение изученного...», а также упражнения 140 и 157 в разделе «Синтаксис и пунктуация»). Однако, в отличие от предыдущих, данный ответ требует использования материала для справок (выделенного на с. 92 голубой стрелкой), материала наблюдений (на с. 92) и текста упражнения 219. Это усложняет подготовку к ответу. Поэтому учитель предлагает найти в учебнике ответы на поставленные вопросы. После выборки материала и его чтения (так называемое выборочное чтение) учитель либо сам демонстрирует образец ответа, либо предлагает сделать это одному из наиболее подготовленных учеников.
 
Устные высказывания самостоятельного характера предусмотрены также контрольными вопросами и заданиями к разделу. Одно из них — обобщающего характера: «Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?» (вопрос 8) — требует собирания материала по двум параграфам (§ 38. «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака», § 39 «Двойная роль букв е, ё, ю, я»). В данном случае перед учеником стоит задача создать обобщение, которого в учебнике нет. Целесообразно отработать возможное начало такого типа высказываний на лингвистические темы. Например: «В русском языке мягкость согласных на письме обозначается следующими способами (по-разному)». Выделенные словосочетания позволяют перейти к указанию этих способов. Четкость изложения требует употребления вводных слов типа во-первых, во-вторых и т. д.
 
Ученики должны понять роль первой, начальной части в организации всего высказывания.
 
Второй из вопросов — «Для чего нужно знать алфавит»?» — требует синтеза. Ученики должны использовать материал не только § 36 («Алфавит»), но и упражнений 246 (о расстановке книг в алфавитном порядке в классной библиотеке), 247 (о составлении списка жильцов дома), 277 (о правильном произношении слов типа РВС) и, наконец, упражнений из «Дидактического материала». Для того чтобы дети смогли построить связный ответ, нужно коллективно собрать весь этот материал и сделать наброски плана. Возможный план:
 
Для чего нужно знать алфавит.
 
1. Что такое алфавит (§ 36, с. 103)?
 
2. Знание алфавита помогает человеку быстро найти:
 
а) книгу на библиотечной полке; ,
 
б) в справочнике адрес, телефон;
 
bJ в словаре слово.
 
3. Алфавит нужно знать, чтобы правильно произносить слова (СССР, КПСС и др.).
 
Сообщение на лингвистическую тему — об алфавите (азбуке) — готовится 2—3 сильными учащимися на основе текстов упражнений 249, 279 и текста упр. 189 (из «Дидактического материала»). Кроме того, можно использовать научно-популярные книги, в которых содержится немало интересных сведений о русском алфавите. См., например, отрывок «Самый главный язык» (с. 26—28) в книге А. Кондратова «Звуки и знаки» (М., 1966), отрывки «Самая удивительная буква», «Самая дорогая буква в мире» и др. в книге Л. Успенского «Слово о словах» и др.
 

В отличие от устных ответов эти высказывания представляют собой изложение самостоятельно прочитанных учениками и осмысленных ими текстов. Проведение такого рода сообщений закладывает основы для формирования умения выступать с докладами на темы изучаемых школьных предметов.

 

Язык предмета. Правильное произношение звуков и наименований букв (эль, ка, эс, че и т. д.). Такая-то буква обозначает такой-то звук (такой-то звук обозначается такой-то буквой). Подчеркнуть букву, которая обозначает такой-то звук (но не «подчеркиваю звук»). Мягкий знак (а также я, ю, е,- ё, и) обозначает мягкость предшествующего согласного (недопустимо: «смягчает предшествующий согласный»). Звонкий (глухой), твердый (мягкий) звук.

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика