Прописи ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА 1948 год скачать Советский учебник

 Прописи ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА 

 Обложка учебника Прописи ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА

 

 

Назначение:   ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Книгоиздательство:  Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвешения РСФСР МОСКВА 1948

Авторство: Л. И. Воскресенская Н. И. Ткаченко

Формат: DjVu, Размер файла: 1.79 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Так надо сидеть во время письма

Скачать учебник  СССР - Прописи ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА 1948 года  

Скачать

     Скачать....  

 

 

 ИСПРАВЛЕНИЕ ПЛОХИХ ПОЧЕРКОВ 

      Из книги «Методика чистописания». Боголюбов Н. Н. — 1955 г. 

 

      Правильное, методически обоснованное преподавание, высокое качество письма самого учителя обеспечивают выполнение программы по чистописанию Министерства просвещения, и учащиеся к концу III класса приобретают навыки правильного, красивого скорописного почерка. 

      Но, к сожалению, на практике учитель нередко встречает плохие, запущенные почерки, которые являются серьезной помехой для дальнейшего обучения детей. А исправление запущенных почерков принадлежит к одному из труднейших вопросов в методике чистописания, и к разрешению его надо подходить чрезвычайно осмотрительно. 

      Прежде чем приниматься за исправление почерка, учителю нужно подробно выяснить его недостатки. 

      К наиболее распространенным недостаткам почерков учащихся надо отнести неразборчивость почерка, которая связана с искажением отдельных букв; однако наблюдаются случаи, когда деформация касается не одной-двух букв, а распространяется на большинство букв рукописного алфавита, т. е. захватывает почерк в целом. 

      В почерке отдельных учащихся буквы имеют неодинаковую высоту и разный наклон (рис. 43). Это нарушает ритм письма, затрудняет чтение и понимание написанного. 

      В почерке других учащихся иногда совершенно отсутствует нажим или он неравномерно распределяется по прямым чертам и овалам. Как следствие этого, почерк в целом становится нечетким (рис. 44). 

      Типичный недостаток почерка — мелкий размер букв, иногда до 1 мм. Чтение столь мелкого письма затрудняет не только близорукого, но и человека, обладающего нормальным зрением. Подобный почерк нередко служит причиной порчи зрения самого пишущего. 

      Наконец, организованность и четкость почерка может нарушаться чрезмерной сгущенностью букв (рис. 45). 

      К сожалению, этот недостаток иногда культивируется самой системой обучения скорописи, применяемой некоторыми учителями. 

      Таковы основные нарушения четкости и разборчивости почерка. 

      Нерациональность, а следовательно и медленность письма обусловливаются: 

      1) чрезмерно крупным размером букв, нередко достигающих 6 мм в высоту. Это приводит к удлинению пути движения пера, к затрате лишнего времени 

      2) наличием разрывов между буквами. Иногда этот недостаток становится настолько значительным, что письмо в конце концов превращается в рисование букв. Такой почерк представляет собой нарушение самого принципа скорописи, а исправление его является делом крайне трудным (рис. 46); 

      3) слишком сильным и неравномерным нажимом, который также приводит к нарушению и искажению почерка; 

      4) наличием в почерках отдельных учащихся изломов в нижних закруглениях прямых черт, что приводит к нарушению стиля письма (рис. 47). 

      Красоту почерка нарушают неправильное начертание заглавных букв, широкие закругления в прямых чертах, наличие углов вместо закруглений (рис. 48). 

      Очень часто причины плохого почерка заключаются в неправильной посадке, в неумении держать перо или сохранять наклонное положение тетради при письме. 

      Например, часто встречаются почерки с отсутствием нажима или с нажимом на закруглениях. Это зависит от того, что пишущий ставит перо не прямо, а боком. Нередко в почерке отсутствует одинаковый наклон букв только потому, что пальцы приближаются к кончику пера. Наконец, при неустойчивости посадки и почерк отличается неустойчивостью и колебаниями в наклоне и высоте букв. 

      На почерк также оказывают неблагоприятное влияние как очень толстая, так и короткая ручка, применяемая при письме, а также тупое перо. 

      Следует отметить, что изменение условий письма отражается на улучшении почерка не сразу. Наоборот, на первых порах, после исправления посадки, замены ручки и т. д. учащийся будет испытывать некоторую неловкость, и только в дальнейшем, привыкнув, он заметит, что писать ему стало легче, удобнее и письмо его приобрело свободу, непринужденность. 

      Нередко ухудшение почерка обусловливается плохим зрением ученика, его близорукостью. В этом случае ребенка необходимо направить к врачу-окулисту. 

      Выяснив причины плохого почерка у учащегося, учитель должен продумать методы его исправления. 

      В старое время выдвигались различные способы исправления почерков. 

      А. Шмидт, например, считал, что исправлять почерки учащихся надо копировальным методом, путем многократной обводки каллиграфически исполненных текстов в прописях особыми чернилами, легко смываемыми смоченной губкой. Методист С. Флоринский считал, что для исправления почерка нужно воспроизвести весь школьный курс чистописания и т. д. 

      В практике советской школы применяются различные методы исправления почерков. Эти методы зависят от того, чем вызвана порча почерка и насколько она глубока. 

      Главная причина плохого почерка — беспорядочность занятий учащегося по чистописанию. 11оэтому исправление почерка нужно вести путем организации систематических занятий. 

      Если почерк совершенно искажен и в нем отсутствуют правильное начертание букв, стандартный наклон и нажим, ученику необходимо пройти заново весь курс чистописания, начиная с подготовительных упражнений и письма в тетрадях № 1 всех строчных и прописных букв в генетическом порядке. 

      При тренировочных упражнениях учитель естественно обращает особое внимание на письмо тех букв, которые подверглись большему искажению. 

      Исправление почерков, в которых отсутствует правильный нажим и искажены начертания прямых черт и овалов, необходимо начинать с письма букв и слов (см. гл. IX. Письмо в период обучения грамоте и гл. X. Уроки чистописания в I классе (второе полугодие). 

      Если в почерке, подлежащем исправлению, начертание всех букв делается правильно, можно не повторять первый этап обучения, а следует начинать с письма по двум линейкам с частыми косыми линиями. Таким путем исправляются неправильный наклон букв, неодинаковая высота букв и неправильные соединения в словах (см. гл. XI. Уроки чистописания во II классе). 

      При исправлении почерка с разрывом между буквами главное внимание нужно сосредоточить на соединениях букв, которые должны изучаться и применяться в той же последовательности, как это делается при обучении чистописанию во II классе. 

      В целях быстрейшего усвоения правильных способов связи букв нужно последовательно повторить все типы соединений строчных и заглавных букв в словах (см. об этом на стр. 91). 

      Одновременно нужно воспитывать у учащихся с запущенным почерком чувство глазомера и ритма, требовать от них соблюдения установленных промежутков между элементами, буквами и словами. 

      Для закрепления стандартного, единообразного наклона при письме очень большое значение имеют упражнения, развивающие правильные координированные движения пальцев, кисти и предплечья. 

      Воспитание ритма достигается при помощи систематических упражнений и легче всего путем письма в тетрадях № 3. 

      Упражнения необходимо проводить небольшими дозами, обязательно под контролем учителя, который должен организовать не только свободное письмо, но и письмо под такт. 

      На этом этапе обучения одинаковая высота букв гарантируется горизонтальными линиями; однообразный наклон корректируется при помощи редких наклонных линий, а равномерность интервалов будет подготовлена предшествующей ступенью обучения. 

      В результате одновременного соблюдения всех этих требований почерк ученика будет выправляться. 

      Перейдя к тетради № 4 по двум линейкам без наклонных, учитель проверяет прочность выработанных навыков у учащихся. Письмо проводится под более быстрый счет. Этим самым ученик подготовляется к переходу на скоропись. 

      Упражнения в скорописи (см. гл. XII. Уроки чистописания в III классе) будут содействовать выработке быстрого темпа письма. 

      Этот этап особо важен для исправления таких почерков, в которых существенным недостатком является или крупный размер букв, или отсутствие связей между буквами или неодинаковые интервалы между буквами. Из-за этих недостатков развивается неравномерный, неправильный нажим и появляются изломы в закруглениях, которые характерны для крупных почерков. 

      Курс скорописи лучше всего проводить не в виде заданий, выполняемых учащимися дома, а в форме контролируемого учителем письма под счет, с ускорением его по мере прохождения отдельных групп букв. 

      Очень часто ставится вопрос о продолжительности занятий по исправлению почерка. Но ответить на этот вопрос очень трудно, потому что продолжительность работы будет зависеть и от степени испорченности почерка, и от способностей и прилежания учащегося, и, наконец, от активности и интенсивности работы учителя. 

      Очень важным условием при исправлении почерка является контроль учителя за всеми письменными работами учащегося. 

      В качестве пособия для самостоятельных упражнений могут быть использованы школьные прописи, но с обязательной дозировкой и проверкой всех выполняемых учеником работ.

 


РАЗНЫЕ СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика