Сочинения в старших классах 1965 год скачать Советский учебник

 Сочинения в старших классах

Сочинения

Книгоиздательство:  ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1965

Авторство: Владимир Владимирович Литвинов

Формат: DjVu, Размер файла: 10.3 MB

 


СОДЕРЖАНИЕ

 Предисловие 3 
Общие замечания о сочинениях 5 
Сочинения на литературные темы 19 
Литературно-творческие сочинения 41 
Сочинения об искусстве 67 
Сочинения «на свободные темы» 84 
Рецензии и авторецензии 120 
Стиль школьных сочинений 132 
Анализ и обсуждение сочинений 153 
Оценка сочинений 167 
Сочинение и ученик 184 
Сочинение и учитель 188
 

Скачать учебник  СССР - Сочинения в старших классах 1965 года  

Скачать

     Скачать....

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............ ПОДРОБНЕЕ

   

Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

 Отрывок из учебника: Обучение русскому языку в 4 классе 1981 год

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Воспроизведение синтаксических определений и пунктуационных правил. На этом этапе отрабатывается введение примера с помощью такого языкового средства, как «Рассмотрим словосочетание (предложение)...», начало объяснения типа «В этом словосочетании (предложении) ...»; «В моем примере...».

В синтаксических определениях, выделенных для заучивания, ученики сталкиваются с употреблением слов обычно и может быть, например: «Сказуемое обычно выражается глаголом; оно может быть выражено также...» (§ 19, с. 53). Необходимо разъяснить смысл использования этих слов в определениях. Анализируя определение подлежащего (§ 19, с. 52), учитель предлагает прочитать соответствующее предложение, опустив слово обычно. Возникает вариант: «Подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже». Смысл этого предложения существенно изменился: слово обычно показывало, что подлежащее не всегда выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже, что есть и другие способы выраженияподлежащего. Можно ли иначе — тоже точно, но без слова обычно — сформулировать мысль этого предложения? Можно: «Подлежащее часто (как правило) выражается...» Или: «Подлежащее может быть выражено...» (из последнего варианта формулировки неясно, насколько распространены указанные далее способы выражения подлежащего, поэтому первая формулировка точнее). Аналогичная работа по осмыслению значения слов обычно, может быть проводится в связи с анализом других синтаксических определений (§ 22 «Дополнение», § 23 «Определение», § 24 «Обстоятельство», § 28 «Простые и сложные предложения», пунктуационное правило на с. 76).

 

На этом этапе работы, учитывая особенности раздела, чрезвычайно важно следить за тем, чтобы примеры произносились учениками с соответствующей интонацией (иллюстрации к определению предложений по цели высказывания, к пунктуационному правилу о знаках препинания в предложениях с прямой речью и т. п.).

 

Пересказ материала нескольких параграфов. Этот вид работы предусматривает упр. 140, в котором предлагается план для подготовки развернутого связного ответа (на тему «Виды простых предложений. Знаки препинания») на основе нескольких параграфов. Аналогичного характера задание в упр. 157. Так как новым для учеников в данном случае явится нахождение материала в нескольких параграфах, следует обсудить в классе, в каких параграфах можно найти нужный материал; как можно начать ответ, учитывая его общую тему. Например: «В русском языке выделяются такие-то виды предложений...»; «В предложении есть (выделяются) главные и второстепенные члены предложения». Представляется не излишним образец развернутого ответа, который может продемонстрировать учитель.

 

Этот же тип ответа следует предусмотреть в связи с выполнением упр. 200, в котором требуется составить план сообщения на тему «Простые и сложные предложения» (сравнительная характеристика этих предложений на данном этапе работы еще затрудняет четвероклассников).

 

Возможный план:

 

I. Простое предложение.
1. Основа предложения.
2. Знаки препинания в конце (§ 14).
II. Сложное предложение.
1. Его состав.
2. Запятая в сложных предложениях (§ 28).
Следует учесть возможность группировки вопросов в «Контрольных вопросах и заданиях» (с. 89) для подготовки учениками связных ответов типа рассмотренных выше. Например: «Виды предложений. Вопросы 3, 4, 6»; «Члены предложения. Вопросы и задания 5, 8».
В конце года (при обобщающем повторении) ученики могут изложить изученное о видах предложений и о членах предложения на основе группировки материала и составления таблицы (см. упр. 671).
Разбор (по образцам) словосочетаний (§ 13, с. 39), простого предложения (§ 27, с. 74), сложного предложения (§ 29, с. 80).

 

Язык предмета. Главное (зависимое) слово в словосочетании такое-то. Связь слов выражается с помощью... Главное (зависимое) слово — такая-то часть речи (выражено такой-то частью речи). Интонация конца предложения. Предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения. Подлежащее (сказуемое и т. д.) обычно выражается такой-то частью речи. Подлежащее такое-то выражено такой-то частью речи. Произносится с интонацией перечисления (с перечислительной интонацией). Обращения выделяются запятыми. Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА

 

Воспроизведение данных фактического характера: звонкие и глухие; твердые и мягкие (парные и непарные) звуки; алфавит (названия букв, порядок их расположения), сведения о количестве букв. На данном этапе вводится начало ответа типа «Среди звуков русского языка выделяются (различаются)...», «В русской азбуке столько-то букв...».

 

Пересказ текстов упражнений. В разделе «Фонетика и графика» впервые в IV классе некоторые сведения излагаются в параграфах в форме учебного текста, содержание которого нужно осмыслить и усвоить. (См., например, § 36 «Алфавит», § 38 «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака», § 39 «Двойная роль букв е, ё, я, ю»). Однако материал этих параграфов четвероклассники не должны пересказывать. Эти тексты выполняют иные дидактические функции. (См. об этом на с. 129.) Другое дело — пересказ двух текстов упражнений: упр. 219 (о голосовых связках) и упр. 249 (о происхождении названий «алфавит» и «азбука»). В этих текстах содержатся важные и интересные для детей сведения дополнительного характера по теме программы. Пересказ этих текстов затрудняет учащихся, так как они впервые встречаются в учебнике с текстами упражнений подобного типа. Поэтому необходим смысловой анализ этих текстов:

— О чем говорится в тексте? Какого он стиля? Что именно (или что нового) вы узнали о голосовых связках (упр. 219) или о происхождении слов азбука, алфавит (упр. 249)? Что в прочитанном тексте представляется вам особенно интересным?

 

Из каких частей состоит текст? Назовите 3—4 самых важных опорных слова в каждой части текста.

 

На этом этапе следует разрешать детям при пересказе текстов пользоваться учебником, «подглядывать» в него. Также важно проводить смысловой анализ других текстов лингвистического характера, в частности упр. 226 (каких звуков — гласных или согласных — больше в русском языке); упр. 231 (о роли подражания в усвоении речи); соответствующие вопросы даны в заданиях к упражнениям.

 

Устные высказывания репродуктивно-продуктивного типа. Первое из них проводится в связи.с выполнением упражнения 220, в котором дается план ответа. Аналогичного характера высказывание уже отрабатывалось (см. § 4 или 5 в разделе «Повторение изученного...», а также упражнения 140 и 157 в разделе «Синтаксис и пунктуация»). Однако, в отличие от предыдущих, данный ответ требует использования материала для справок (выделенного на с. 92 голубой стрелкой), материала наблюдений (на с. 92) и текста упражнения 219. Это усложняет подготовку к ответу. Поэтому учитель предлагает найти в учебнике ответы на поставленные вопросы. После выборки материала и его чтения (так называемое выборочное чтение) учитель либо сам демонстрирует образец ответа, либо предлагает сделать это одному из наиболее подготовленных учеников.

 

Устные высказывания самостоятельного характера предусмотрены также контрольными вопросами и заданиями к разделу. Одно из них — обобщающего характера: «Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?» (вопрос 8) — требует собирания материала по двум параграфам (§ 38. «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака», § 39 «Двойная роль букв е, ё, ю, я»). В данном случае перед учеником стоит задача создать обобщение, которого в учебнике нет. Целесообразно отработать возможное начало такого типа высказываний на лингвистические темы. Например: «В русском языке мягкость согласных на письме обозначается следующими способами (по-разному)». Выделенные словосочетания позволяют перейти к указанию этих способов. Четкость изложения требует употребления вводных слов типа во-первых, во-вторых и т. д.

 

Ученики должны понять роль первой, начальной части в организации всего высказывания.

 

Второй из вопросов — «Для чего нужно знать алфавит»?» — требует синтеза. Ученики должны использовать материал не только § 36 («Алфавит»), но и упражнений 246 (о расстановке книг в алфавитном порядке в классной библиотеке), 247 (о составлении списка жильцов дома), 277 (о правильном произношении слов типа РВС) и, наконец, упражнений из «Дидактического материала». Для того чтобы дети смогли построить связный ответ, нужно коллективно собрать весь этот материал и сделать наброски плана. Возможный план:

Для чего нужно знать алфавит.
1. Что такое алфавит (§ 36, с. 103)?
2. Знание алфавита помогает человеку быстро найти:
а) книгу на библиотечной полке; ,
б) в справочнике адрес, телефон;
bJ в словаре слово.
3. Алфавит нужно знать, чтобы правильно произносить слова (СССР, КПСС и др.).

 

Сообщение на лингвистическую тему — об алфавите (азбуке) — готовится 2—3 сильными учащимися на основе текстов упражнений 249, 279 и текста упр. 189 (из «Дидактического материала»). Кроме того, можно использовать научно-популярные книги, в которых содержится немало интересных сведений о русском алфавите. См., например, отрывок «Самый главный язык» (с. 26—28) в книге А. Кондратова «Звуки и знаки» (М., 1966), отрывки «Самая удивительная буква», «Самая дорогая буква в мире» и др. в книге Л. Успенского «Слово о словах» и др.

 

В отличие от устных ответов эти высказывания представляют собой изложение самостоятельно прочитанных учениками и осмысленных ими текстов. Проведение такого рода сообщений закладывает основы для формирования умения выступать с докладами на темы изучаемых школьных предметов.

 

Язык предмета. Правильное произношение звуков и наименований букв (эль, ка, эс, че и т. д.). Такая-то буква обозначает такой-то звук (такой-то звук обозначается такой-то буквой). Подчеркнуть букву, которая обозначает такой-то звук (но не «подчеркиваю звук»). Мягкий знак (а также я, ю, е,- ё, и) обозначает мягкость предшествующего согласного (недопустимо: «смягчает предшествующий согласный»). Звонкий (глухой), твердый (мягкий) звук.

  

 

 

Расширения для Joomla

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика