Фантастический лайнер Советского времени - ТУ-114

Даешь рекорд дальности!

Карьера этого фантастического лайнера ОКБ А. Н. Туполева продолжалась всего 13 лет, однако огромная дальность полета и высокая надежность самолета позволили авиакомпании «Аэрофлот» расширить географию своих рейсов. В частности, стали выполняться полеты без посадок из СССР на Кубу.

После испытаний и серии дальних рекордных полетов 25 февраля 1961 годаТу-114 признали годным к пассажирским перевозкам, а через два месяца на самолете начали выполнять рейсы из Внуково в Хабаровск. Ранее на этой линии эксплуатировались Ил-18, время в пути с четырьмя посадками составляло 27 часов.

Компания «Аэрофлот» в полной мере старалась реализовать огромную дальность полета Ту-114. Полеты на Кубу позволили не только показать всему миру выдающееся достижение советской науки и техники, но также продемонстрировать поддержку Гаваны Москвой. Первый полет в Гавану выполнили 10 июля 1962 года с промежуточной посадкой в Конакри, Гвинея. В дальнейшем полеты выполнялись с посадками в Дакаре (Сенегал) и Алжире, однако под давлением США эти страны отказались от гарантий по заправке Ту-114.

В качестве ответа на подобные происки предполагалось организовать беспосадочные полеты через Северную Атлантику с промежуточной посадкой в Мурманске. В теории расстояние между Мурманском и Гаваной (10900 км) Ту-114 мог преодолеть после небольших доработок без посадки.



Без посадки в Гавану



Три Ту-114 переоборудовали в Ту-114Д пассажировместимостью 60 человек с увеличенным запасом топлива. Первый рейс из московского аэропорта Шереметьево в Гавану был выполнен 7 января 1963 года. Обычно топлива вполне хватало на перелет в Гавану, но порой из-за сильного встречного ветра приходилось выполнять посадку в Нассау на Багамах.

 Тот же ветер при полете из Гаваны становился попутным и увеличивал скорость самолета. Поэтому полеты из Гаваны в Москву нередко выполнялись даже без посадки в Мурманске. География полетов Ту-114 расширялась. С 25 марта 1963 года Ту-114 начал выполнять рейсы в Дели (Индия), а 19 августа 1965 года—в Конакри (Гвинея) и Аккру (Гана). В 1966 году произошла единственная за всю эксплуатацию катастрофа Ту-114.17 февраля самолету Ту-114 СССР-76491 предстоял полет из Шереметьево в Браззавиль (Конго). ВПП от снега очистили только частично, и самолет разбился на взлете. Погиб 21 человек из 68 находившихся на борту.



Первый трансатлантический рейс в Северную Америку был выполнен 4 ноября 1966 года из Москвы в Монреаль (Канада), составив конкуренцию летавшему на данной линии DC-8 «Air Canada». В 1967 году открыли новые международные линии — практически одновременно Ту-114 стали летать из Москвы в Нью-Йорк, Токио и Пекин. На линии Москва — Токио Ту-114 эксплуатировались совместно с авиакомпанией «Japan Air Lines» (JAL).



Внутренние рейсы



Конец 1960-х годов стал поворотным в карьере Ту-114 — на линии вышел новый флагман, самолет Ил-62, который и заменил турбовинтовую машину на международных линиях. Ту-114 перевели на внутренние рейсы,включая и самолеты, доработанные для полетов в Гавану и Токио, — их снова переделали, доведя пассажировме-стимость до 220 человек. Полеты выполнялись главным образом из
Домодедово. 30 апреля 1969 года был выполнен первый рейс в Ташкент. Затем Ту-114 приступили к выполнению полетов в Алма-Ату, Анадырь, Новосибирск, Южно-Са-халинск, Владивосток и Петропав-ловск-Камчатский.

В эксплуатаци и Ту-114 зарекомендовал себя скоростным, надежным и экономичным самолетом; расход топлива Ту-114 был примерно на 40% меньше, чем у Ил-62. Тем не менее в 1970 году Ту-114 начали списывать, причем утилизировали даже самолеты с небольшим налетом. Последний
регулярный рейс Ту-114 выполнил в Хабаровск 2 декабря 1976 года.



Но карьера Ту-114 могла быть продолжена. Поступило предложение доработать гражданские Ту-114 в 300-местные военно-транспортные самолеты, но данный план реализован не был. Однако в вооруженных силах Ту-114 летали с 1971 года по 1981 год. За относительно короткую карьеру Ту-114 перевезли шесть миллионов пассажиров.

 

Товарищи! Летайте самолетами Аэрофлота!


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика