Вертикальный взлёт Советского Союза

Видимо, впервые идея вертикального взлёта возникла в начале XVI столетия: Леонардо да Винчи создал чертёж предназначенной для этого машины. Разумеется, в ту пору эта идея не могла быть реализована из-за отсутствия необходимых материалов и технологий, но именно она легла в основу дальнейших разработок. Вертолёты во всё более возрастающем количестве начали завоёвывать воздушное пространство в 1940 годах: возможность вертикально взлетать и садиться даже с небольших площадок или пересечённой местности была неоспоримым преимуществом этих летательных аппаратов перед самолётами.

Были у винтокрылых машин и недостатки, в первую очередь небольшая дальность полёта и невысокая скорость, поэтому конструкторы вскоре взялись за создание аппаратов нового типа, которые могли бы подниматься в воздух вертикально, как вертолёт, но при этом летать быстрее и дальше. Так возник проект летательного аппарата вертикального взлёта.


С точки зрения боевой авиации это было очень удачным решением: оно позволяло обойтись без строительства огромных аэродромов с длинными взлётно-посадочными полосами, которые противник может легко обнаружить и атаковать, что надолго выведет аэродром из строя; кроме того, аэродромы без длинных ВПП стоят намного дешевле и строятся гораздо быстрее. Однако самые большие надежды по использованию таких самолётов связывались с их применением на авианосцах, ведь размеры полётных палуб в таком случае могли быть гораздо меньшими, не оснащались бы сложными катапультами - и, что важнее всего, взлёт и посадка стали бы для лётчиков намного проще и безопаснее. Однако создать самолёт вертикального взлёта оказалось куда сложнее, чем казалось вначале. О невероятной сложности проекта может свидетельствовать такой факт: за последние полвека появилось около полусотни проектов машин СВВП, из которых каждый был испытан в воздухе, но в серийное производство были запущены лишь три модели, да ещё два проекта проходят всесторонние испытания.


Самолёты СВВП можно разделить на три группы: первая - с одним двигателем, общим для горизонтального и вертикального полёта; вторая - с раздельными силовыми установками для взлёта-посадки и горизонтального полёта; третья - общий двигатель для взлёта-посадки и горизонтального полёта плюс дополнительная система для повышения или перераспределения мощности во время отрыва от земли или приземления. В первом случае на СВВП устанавливается универсальный двигатель, создающий тягу как для вертикального, так и для горизонтального полёта. Конструкторских решений этой схемы было испытано немало. Одни самолёты, например, имели схему с поворотными винтами. Реактивные машины, в свою очередь, попытались оснастить двигателями с поворотными реактивными соплами, которые позволяли лётчику по желанию изменять вектор тяги. Именно это решение оказалось наиболее перспективным, и по поворотной схеме было создано 26 проектов, два из которых начали выпускаться серийно. Первый советском СВВП - Як-36.


Сегодня в США продолжается работа над проектом СВВП, который мог бы преодолевать сверхзвуковой барьер; обобщённо он называется - «многоцелевой штурмовой истребитель». Его цель - создание самолёта нового поколения, который пришёл бы на смену реактивным истребителям классического типа. Иная схема самолёта вертикального взлёта предусматривает оснащение его раздельными двигателями для двух типов полёта: один двигатель служит для взлёта и посадки, второй - для горизонтального полёта. Однако от такой концепции пришлось отказаться - в первую очередь из соображений целесообразности: каждый двигатель в «не своём» режиме становился просто балластом. Третий тип СВВП оснащается двигателем, который в разных режимах работы позволяет самолёту летать как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.


Хотя эта концепция обычно также предусматривает небольшой дополнительный двигатель, включающийся во время взлёта и посадки, данное решение оказалось довольно удачным. Всего по такой схеме было создано восемь моделей, одна из которых стала выпускаться серийно: предназначенный для палубного базирования советский Як-38 прошёл лётные испытания, был запущен в серию; всего выпущен 231 экземпляр. Этот самолёт был снят с производства, но его место займёт новый российский СВВП - Як-141. У этого самолёта улучшенные лётные характеристики - например, его скорость составляет М 1,7, а по манёвренности он не уступает таким истребителям классической схемы.


КОММЕНТИРОВАТЬ

Обновить Защитный код
0 Плохо0
Яндекс.Метрика