Автомобиль ГАЗ-АА - первая горьковская полуторка
История
ГАЗ-АА были первыми автомашинами, построенными в начале 1932 года в Нижнем Новгороде (будущий Горький) на автомобильном заводе. На огромный, по тогдашним критериям молодой советской страны, НАЗ, к окончанию 1932-го превратившийся в более знакомый ГАЗ, руководство возлагало нешуточные надежды, однако начать выпуск решило с "дублирования" североамериканского грузового автомобиля Ford-AA.
Тем более, соглашение с компанией Форда разрешал советским конструкторам кое-какие вольности. Были немного модифицированы устройство рулевого механизма и картера сцепления, а конструкцию кузова и вовсе создали уникальной.
И вот зимой 1932 года под рукоплескания, радостные крики и рев заводского гудка состоялся выезд первого грузового автомобиля, собранного на Нижегородском автозаводе. И уже в декабре этого года на Горьковском автозаводе, переименованном к тому времени вместе с городом, выпускалось по 60-70 грузовых машин ГАЗ-АА в течение суток.
ГАЗ-АА. Первый грузовик-легенда
Начиная с 1933 года ГАЗ стал собирать грузовики только из отечественных комплектующих, а позже начал постепенно их совершенствовать. До середины тридцатых годов кабина грузовика была деревянной и из спрессованного картона, а затем материал был заменен на металл, а крышу кабины стали делать из дерматина. Если поначалу формы кабины были угловатые, то теперь она стала более обтекаемой.
В начале 1938 года автомобиль был усовершенствован и приобрел более сильный двигатель мощностью 50 л/с.
Моторный отсек Автомобиля ГАЗ-АА
В итоге, вплоть до начала 1950 года было выпущено больше 830 тысяч грузовиков. Статистика утверждает, что ГАЗ-АА самый массовый советский серийный грузовик в 1-ой половине 20 века.
Особенности
Эксперты признают, что ГАЗ-АА для своего времени был современный автомобиль, был почти всеядным, в качестве топлива мог использовать даже тракторный лигроин. И хоть имя "полуторка" было напрямую связано с грузоподъемностью в 1,5 тонны, при необходимости она вполне могла брать на борт и в два раза больше, до трех тонн.
Незамысловатый и удобный в производстве и эксплуатации грузовик ГАЗ-АА был изготовлен по традиционной схеме на стальной раме с ходовой частью на рессорах. Мотор с четырьмя цилиндрами имел рабочий объем 3,3 литра и мощность 43 л. с. (при 2500 об/мин). Имея невысокую компрессию (4,25-4,27:1) непритязательные и простые в ремонте движки ГАЗ-АА имели возможность работать на низкокачественном топливе, в том числе лигроине и даже керосине (желательно летом и на разогретом моторе) и низкокачественном промышленном смазочном масле.
Топливного насоса на ГАЗ-АА не было, бак был размещен выше двигателя, и топливо поступало в карбюратор, само собой. Проехать на полном баке автомобиль мог 200-250 км.
ГАЗ-АА был наиболее распространенным грузовым автомобилем в довоенном Советском Союзе и в Красной Армии (почти 160 тысяч на июнь 1941 года).
ГАЗ-АА по дорогам Великой Отечественной
На шасси этого автомобиля были созданы очень многие специализированные и специальные модели для армии и народного хозяйства: радиопередатчики, системы дальнего радиообнаружения РУС-2, передвижные ремонтные мастерские, санитарные и противохимические лаборатории, топливозаправщики, пусковые авиационные механизмы, звуколокаторы и прожекторные машины ПВО, разнообразные автоцистерны, поливочные автомобили и автомобили неотложной помощи.
Бензозаправщик БЗ-42 на базе ГАЗ-АА
Шасси ГАЗ-АА также использовались при конструировании машин поля боя, в том числе лёгких танков, бронетранспортеров серии БА-6 и 10, самоходных установок СУ-12 с 76-мм полковым орудием, пушечного тягача, "Катюши" и других подобных аппаратов.
ГАЗ-АА со счетверенной зенитной пулеметной установкой М-4
Для запуска двигателя водители чаще всего использовали специальную заводное приспособление, "кривой стартер", так как аккумуляторный стартер был не очень надежным. Впрочем, это было не столько минусом, сколько плюсом "полуторки" - она не боялась никаких морозов. Очень сильно это помогало во время войны, когда ГАЗ-АА по надежности показал себя лучше немецких грузовиков.