Skip to main content

«Москвич 400» - первый советский легковой автомобиль массового производства, выпускавшийся с 1946 по 1954 год.

Задумка производства "Народного автомобиля" возникла в СССР еще до войны. До 1941 года в Советском Союзе изготовляли автомашины высокого класса, акцентируя внимание на дизайне и высочайшем качестве отделки салона. Большая часть из этих автомобилей производились в Горьком (ГАЗ) и Москве (ЗИС). И использовались они в народном хозяйстве или среди элиты страны. «Москвич 400» на Красной площади в Москве

«Москвич 400»

Отмечая массовую автомобилизацию остальных государств Европы, в СССР стали размышлять о разработке доступного автомобиля, который мог бы купить любой работающий человек. Было создано некоторое количество автомашин КИМ, но развернуть массовый выпуск перед войной не удалось. В 1947 году состоялся дебют "Москвича 400" - первого советского легкового автомобиля массового изготовления. Фактически это был слегка модернизированный Opel Kadett K38 образца 1938 года. Оснащение для изготовления ходовой части были вывезены в качестве репарации из Германии, а вот механизмы по изготовлению кузовов не сохранилось – пришлось делать собственные. 

M_03-1.jpg

Деревянная «наружная мустер-модель кузова «Москвич», изготовленная в Шварценберге (нем. Muster — «эталон, образец»), стала основой для изготовления кузовных штампов

Нет единого мнения о чертежах, по которым строился автомобиль. В каких-то источниках говорится, что немецкие пропали в конце войны, другие же уверяют что "Москвич 400" создавался именно по оригинальным чертежам. В создании автомобиля участвовали и советские, и немецкие инженеры. 

 

Компоновочная схема Москвич-400

В декабре 1946-го был создан первый образец автомашины с наименованием «Москвич-400», имевший двигатель объемом 1,1 литра и мощность 23 л.с. За 10 лет выпуска с производственной линии сошло 250 тысяч автомобилей, первых советских автомобилей массового выпуска, предназначенных для личного использования, вне зависимости от общественного статуса покупателя. 

 

Дизайн

 

За базу автомобиля взяли четырехдверную модификацию Opel Kadett K38. Данная машина весьма понравилась Сталину и производиться должна была копия этой модификации без кардинальных изменений. 

 Opel Kadett K38.

Opel Kadett K38.

Базовая модификация "Москвича-400" - четырехдверный седан с удлиненным капотом и плавными обводами корпуса.

К составлению основных чертежей новоиспеченной модели приступили в конце 1945 года. Обладая всеми нужными образцами от германского оригинала, инженерам удалось без особых проблем реализовать всю задуманную работу.Уже в середине весны 1946 года на Московский автозавод доставили много готовых чертежей и изготовленных опытных автомашин. Инженеры, работавшие над созданием советского автомобиля, сумели изготовить неплохого двойника Опеля. Также они предложили еще несколько идей, как модернизировать и сделать машину комфортабельней. 

У начальных моделей не было дополнительных удобств – салон довольно тесный, багажник не открывался (загружался и выгружался он через салон), отопления кабины не было. Но внушительный клиренс, простая и надежная конструкция, а кроме того – оптимальная подвеска и удачно сконструированный мотор позволяли уверенно передвигаться в серьезную распутицу и преодолевать водные преграды глубиной 60-70 см. Новорожденный Москвич был практически не убиваемым автомобилем, так как его мог обслуживать и ремонтировать непрофессиональный и малограмотный владелец. Тем не менее инженеры не прекращали работ над улучшением конструкции автомобиля в течении всего времени производства.

Двигатель

Москвич 400 моторный отсек

Моторный отсек москвича 400 

Так как документация на оригинальный двигатель не сохранилась, советские инженеры разработали новый образец. Мотор имел четыре цилиндра и мощность 23 лошадиных силы, для работы использовался бензин А-66. Разгонялся новый "Москвич" до скорости 90 км/час и расходовал 8 литров на 100 км. Для удешевления конструкции двигатель изготавливался из недорогих сплавов, а важные узлы имели очень легкий доступ для ремонта. В итоге мотор получился очень надежным и долговечным.

У автомобиля было идеальное соотношение простоты, удобства и оптимальные технические решения, поэтому он стал одной из самых популярных машин той эпохи. 

Особенности

"Москвич-400" обладал редким тогда гидравлическим приводом тормозов, а кроме того дворниками на лобовом стекле, работавшими от двигателя. 

Автомобиль экспортировался в Финляндию, Албанию, Польшу и Китай.

Спустя два года после начала массового выпуска Москвича, конструкторы, основываясь на опыте европейских стран, запустили в производство фургон с индексом 400-422, с грузоподъемностью около 200 кг.

moskvich-400.jpg

В 1949 году на Москвич-400 был установлен новый топливный фильтр, что дополнительно повысило надежность мотора. Но уже было понятно, что мощности двигателя мало и требуется его модернизация. Его разработка продолжалась два года и в 1954 году был создан абсолютно новый мотор мощностью 26 лошадиных сил и новый индекс 401. Так появилась новая модель - "Москвич-401".

Яндекс.Метрика