Skip to main content

Иж-2125 «Комби»: на пике популярности

К концу 1960-х в Советском Союзе образовалась противоречивая ситуация – благосостояние граждан в стране стабилизировалось и вместе с доходами начало расти, но из-за сложившегося дефицита товаров народного потребления денежная масса стала оседать «в чулках», что грозило экономике СССР стагнацией. Однако, параллельно с этим, на многие товары ощущался и высокий спрос, среди которых в этом списке особняком стоял автомобиль – предмет вожделения советских людей. Но все отечественные легковые заводы никак не могли выйти на нужные промышленные объёмы, что делало автомобиль роскошью. Поэтому было принято несколько судьбоносных для советской автопромышленности решений – первое заключалось в постройке нового легкового предприятия в Тольятти совместно с итальянской компанией Fiat, второе в строительстве грузового завода в Набережных Челнах, а третье оказалось самым неожиданным. Министр оборонной промышленности, а в будущем руководитель всей «оборонки» Д.Ф. Устинов сказал, зачем нужно «связываться с капиталистами», когда страна сама в силах построить завод (подчинявшийся в будущем оборонной, а не автомобильной промышленности!), который продублировал бы продукцию одного из существующих автозаводов. 

Советский авто  Иж-2125 «Комби»

 

Такой завод вскоре был построен в Ижевске, где он вошёл в состав оборонного предприятия «Ижмаш» и взял в производственную линейку автомобиль Москвич-408, позже превратившийся в Москвич-412.

Для его производства было построено множество цехов, в основном связанных с производством кузовов, и закуплено немало дорогой импортной оснастки, в том числе и французской у компании Renault, благодаря которой качество ижевских Москвичей было несколько лучше аналогичных из Москвы. Таким образом, вскоре после своего дебюта и начала серийного производства автозавод в Удмуртии начал конкурировать на равных со своим московским «родителем». Однако его руководству быстро захотелось большего, чем быть просто «дочерним предприятием» Москвича, поэтому им было принято решение о создании модельного ряда на базе только что освоенной 412-й модели. Как раз в этот же период французской фирмой Renault была представлена модель «16», в 1966 ставшая «европейским автомобилем года» и открывшая моду на хэтчбеки с передним приводом. В СССР к французскому автопрому относились положительно (ведь среди претендентов на строительство Волжского автозавода не последней была как раз фирма Renault), поэтому в Ижевске как раз и взяли модель «16» за основу будущего грузопассажирского авто.

 Голубой  Иж-2125 «Комби»

Конструкторы решили не копировать опыт своих московских коллег, использовавших задок Москвича-426 на всех универсалах третьего поколения, а «гнуть свою линию», лишь используя по максимуму узлы и агрегаты 412-го. Видимо из соображений моды дизайнеры не захотели использовать «простой» универсал, а делать что-то среднее между современными трендами и объектами их собственной фантазии. Как бы там не было, но у них получилось некое сочетание универсала, хэтчбека и лифтбека, что как раз позже и окрестили словом «комби».

На этом авангардные по тем временам решения не закончились - специально для будущей машины придумали новую решетку радиатора, рассчитанную на московские прямоугольные фары производства ГДР, при этом получившую вертикальные подфарники, визуально соединявшиеся в одно целое с фонарями основного света. Сзади так же оказались новшества – большие двухцветные фонари, повторявшие форму передних, с отдельно располагающимся фонарём заднего хода, шильдик, обозначающий модель, и пятая дверь с характерным выступом в нижней части. Помимо оригинального силуэта новое оформление задней части с сильно наклонённой задней стойкой крыши, которая получилась длиннее обычной, обеспечивало лучшую по сравнению с седаном аэродинамику. Кроме этого новые автомобили обрели и такие особенности, как третий ряд боковых окон и изменённую форму окон второго, зеркала заднего вида, расположенные на передних крыльях, и заднюю полку багажника, которая могла выдержать до пятнадцати килограммов груза. Во всём остальном это был обычный Иж-412, оснащавшийся только уфимским 412-м мотором.

 Вид с боку  Иж-2125 «Комби»

После рестайлинга базовой модели, «Комби» изменился вместе с ней и получил индекс Иж-21251, у чего были как положительные, так и отрицательные стороны. Так, машина стала более современной и функциональной за счёт новых утопленных дверных ручек, передних дисковых тормозов с вакуумным усилителем, применения в заднем мосту «жигулёвского» трансмиссионного масла ТАД-17, закрытой системы охлаждения, рассчитанной только на антифриз, двухконтурной тормозной системы и т.д. С другой из-за новой чёрной решётки радиатора, рассчитанной только на круглые фары, бывший лоск, из-за которого на ижевскую машину смотрели как на иномарку, был утрачен. Вскоре после развала СССР вместе с ним было утрачено и качество, из-за чего и появились обидные клички вроде «Пазний» или «Ижанит». Последние машины сошли с конвейера «Ижавто» уже на стыке двух веков.

 Вид сзади  Иж-2125 «Комби»

Таким образом, автомобиль Иж-2125 выпускался двадцать четыре года с 1973 по 1997 годы, за которые было выпущено 414 190 экземпляров. Эта машина стала, пожалуй, одной из самых необычных серийных советских легковушек, на момент своего появления являвшейся действительно прогрессивным и многообещающим автомобилем.

 Иж-2125 «Комби» в СССР

Яндекс.Метрика