Skip to main content

Иж-412-028: проверенный временем

Ко второй половине 1970-х годов мировая автомобильная промышленность смогла совершить качественный скачок вперёд – создавались новые образы, входили в обиход прямые линии и острые грани, совершенствовались динамические характеристики, ужесточались мировые нормы пассивной и активной безопасности. В этой ситуации все тогдашние советские автомобили, конструкция которых восходила ещё к шестидесятым годам, оказались устаревшими, а спрос на ещё недавние новинки заграницей начал падать.

Иж-412-028

 

Выход из сложившегося положения мог быть найден лишь в создании автомобилей следующего поколения, однако этот процесс был очень долог и мог занять как минимум десятилетие, поэтому почти всеми советскими легковыми предприятиями был предпринят рестайлинг существующей продукции.

Так, были модернизированы украинские «Запорожцы» и ЛуАЗы, на ГАЗе освоили выпуск модернизации 24-й «Волги» ГАЗ-3102, а на самом современном заводе в Тольятти вышел основатель следующего семейства «Жигулей» ВАЗ-2105. Даже в Москве на Москвич-412 смотрели как на вчерашний день, поэтому были предприняты попытки его обновления, вылившиеся в создание в 1976 году Москвича-2140, а в 1982 его «люксового» варианта модели «2140SL». В такой компании ижевский первенец Иж-412, скопированный с Москвича-408, казался «пришельцем из прошлого», поэтому руководство предприятия приняло решение о модернизации базового седана.

В случае с ижевским предприятием речь шла не о «кардинальном» обновлении модельного ряда, как на ВАЗ-2105, а, скорее, о доводке хотя бы к внутренним стандартам автомобилестроения.

Первым делом решили избавиться от архаизмов под капотом: в начальный период была введена закрытая система охлаждения, рассчитанная на использование антифриза, изменённая тормозная система, ставшая двухконтурной, в состав которой вошли раздельный привод на передние и задние колёса, и устройство, сигнализировавшее об отказе любого из контуров. Всё это привело к изменению формы моторного щита, а позже к этому набору добавятся вакуумный усилитель, регулятор давления задних тормозов, передние дисковые тормоза от «старшего брата» модели «2140», изменённый редуктор заднего моста, рассчитанный теперь на трансмиссионное масло «Жигулей» ТАД-17, и закрытые подшипники полуосей, избавившие владельцев от кропотливой процедуры смазки этого узла. 

 

Однако более заметным переменам подвергся интерьер и экстерьер, и первое, что бросается в глаза, это новое оформление передка, лишившееся традиционного для Москвичей третьего поколения «карниза» над бампером – характерной выступающей детали с отверстиями для вентиляции двигателя. Это решение помогло сделать переднюю часть машины органичнее, вписав при этом новую решётку радиатора большей площади, ставшей при этом чёрной и получившей новую эмблему. Так же заслуживает внимания интересное оформление передней оптики, судя по всему, заимствованное у экспериментального автомобиля Иж-14, представлявшее собой вертикально расположенные указатели поворотов и габаритов, почти повторявшие с внутренней кромки форму круглых фонарей. Заметным отличием стали получившие клыки бамперы, которые могли быть как хромированными, так и окрашенными в цвет кузова.

 

Бросаются в глаза и такие изменения, как перенесённое с переднего крыла на дверь зеркало заднего вида и передние боковые окна, лишившиеся форточек. Задняя же часть кузова осталась без внимания дизайнеров, за исключением появившегося шильдика «Москвич412» и замка крышки багажника, перенесённого из салона, благодаря которому лючок, закрывающий горловину бензобака, открывался теперь поворотом ключа соответствующего флажка замка. Отличием от предыдущих моделей завода в Ижевске стали новые утопленные ручки дверей, которые были удобнее аналогичных на Москвиче-2140, уменьшенное количество хромированных деталей в отделке и узкая выемка на крышке капота вместо прежней выступающей линии. А в салоне владельцев ожидал приятный сюрприз – передние сидения обрели трехступенчатую регулировку аналогичную «жигулёвским» и подголовники, а также некоторые рычаги переехали со своих привычных мест. Окончательным штрихом стало изменение в 1982 году электрооборудования, что вылилось во введение в строй плавких предохранителей и двухголосного сигнала. Все эти перемены в конструкции автомобиля позволили назвать обновлённую продукцию Иж-412-028.

Иж-412-028 СОВЕТСКИЙ ЛЕГКОВОЙ АВТО

Однако, как и в случае с АЗЛК, на автозаводе в Ижевске все модификации осваивались поэтапно и постепенно, поэтому точно определить, какой год выпуска у того или иного экземпляра без определённой техдокументации будет практически невозможно. Так, машины до 1982-го именовались просто Иж-412ИЭ, и только после него в официальной заводской документации числится индекс «412-028». К тому же, как уже было сказано, все новинки внедрялись постепенно, да и не последним фактором была расторопность смежников, поставлявшие эти самые новинки.

Таким образом, новая ижевская машина начала появляться в вышеописанном виде, начиная с 1982 года. Сама его идея звучала как «простой, полноразмерный и доступный автомобиль», который и вправду мог стать «народным», если бы не ценовая политика министерства, обозначившая цену 7100 рублей, то есть, тем самым поставив его в одну потребительскую нишу с более богатыми Москвичом-2140 и «бюджетной классикой» ВАЗ-21013. В период дефицита Иж-412-028 из-за неширокого выбора спросом пользовался, но после развала СССР и перехода на рыночные принципы его популярность начала падать, а последний экземпляр 412-го сошёл с конвейера завода в 1998 году.

Яндекс.Метрика