Skip to main content

Иж-412: «младший брат» Москвича

Едет по улице Иж-412

Ко второй половине 1960-х годов продукция отечественных автомобильных заводов успела устареть – аналогичные мировые образцы уже смогли уйти далеко вперёд. Это было очевидно всем, поэтому руководствами этих предприятий были предприняты разработки перспективных автомобилей, заменивших существующие, однако большинство из них было забраковано и дальнейшей реализации не получило. Но всё же новый технологический уровень товаров отечественной промышленности был необходим как воздух, поэтому советское руководство начало искать пути выхода из сложившейся ситуации. Вариантов было несколько: обновлять существующие заводы и их модельные ряды, что, например, стало поводом для реконструкции предприятия в Москве (МЗМА/АЗЛК) и предложенная председателем Совета Министров А.Н. Косыгиным постройка принципиально нового завода в сотрудничестве с какой-нибудь иностранной автомобильной компанией, что позже вылилось в создание Волжского Автомобильного Завода. В противовес этому предложению министром обороны СССР Д.Ф. Устиновым было предпринято беспрецедентное решение о постройке в Ижевске рядом с оборонным заводом автомобильного, подчинявшегося непосредственно оборонной, а не автомобильной промышленности, и взявшего в производственную основу продукцию МЗМА.

 В салоне Иж-412

Сначала планировалось передать в Ижевск оснастку на переходную модель «403», но она была «заточена» под выпуск лишь ста тысяч автомобилей в год, в то время как планировалось производить в три раза больше, то есть триста тысяч единиц. Такой расклад ижевскую сторону не устроил, из-за чего МЗМА вынудили передать ей всю техдокументацию на самую современную тогда модель «408». Совместно со специально созданной группой конструкторов московские специалисты создали необходимую техническую оснастку, в том числе чертежи и мастер-модели для элементов кузова, по которым французской фирмой «Chausson» были изготовлены необходимые штампы. Подготовка к серийному производству на "Ижмаше" проходила в два этапа: первым делом был оборудован под производство автомобилей «малый» завод «Прогресс» и вместе с ним создана первая товарная партия из 300 машин. Вторым были построены цеха для полного цикла производства кузовов, что вылилось в создание уже «большого» завода, рассчитанного, правда, не на 300, а на 225 тысяч автомобилей в год.



Вскоре после освоения 408-го в Ижевске их московские коллеги начали внедрять в производство модель «412», отличавшуюся, в первую очередь, новым очень удачным силовым агрегатом, остававшимся до появления автомобиля ВАЗ-2103 самым мощным легковым мотором в СССР. Не трудно догадаться, что руководство ижевского предприятия, в том числе и Устинов, сразу захотели видеть его под капотом своих машин, и размещение производства в Уфе на авиационном заводе только поспособствовало этому. Из-за этого получилась даже такая ситуация, что «московские» моторы хлынули крупными партиями первым делом в Ижевск, а уже потом на МЗМА, из-за чего пришлось оставить Москвич-408 на конвейере, выпускавшемся параллельно с его обновлённым вариантом. «Младший брат» Москвича от оригинальной машины отличался собственным сцеплением, на которое приобрели лицензию у фирмы «Borg & Beck», изменённой коробкой передач, рычаг которой размещался на тоннеле пола, заново сконструированным рулевым управлением и воздушным фильтром карбюратора с масляной ванной. Однако новинки 412-го внедрялись на ижевских автомобилях медленнее московских: так, поначалу на заводе существовал дефицит нового сцепления, из-за чего прежнее ставилось на уфимские силовые агрегаты, для которых оно было откровенно слабовато. Такая же ситуация была с кузовом и салоном: внедрённые на московском автомобиле новые горизонтальные задние фонари с треугольными указателями поворотов поступали и в Ижевск, но большинство продукции какое-то время выпускалось и со старым оформлением задка. Особенно показателен пример салона и передних фар - для Москвича-412 были предусмотрены оригинальные прямоугольные фонари производства ГДР, предназначавшиеся в основном для московских авто и лишь мелкими партиями поступавшими на «Ижмаш», для которых на нём была изготовлена оригинальная облицовка радиатора. Для него также предназначался новый «мягкий» салон из полиуретана, для которого было закуплено немало дорогой импортной оснастки, но после постановки на конвейер в 1976 году модели «2140» с новым интерьером ей грозила участь быть утилизированной. В то же время на ижевских Москвичах в салоне было множество голых металлических панелей, и московская оснастка оказалась здесь как нельзя кстати. При этом у «Ижей» были и собственные отличительные черты – оригинальная эмблема в виде литого Сатурна со стилизованной надписью: «ИЖ», корпус которой позже стал прямоугольным, характерные ступенчатые колпаки колёс, отличавшиеся от московских, и приборная комбинация без белой вставки. К тому же впервые именно на ижевских Москвичах появился транзисторный радиоприёмник, специально разработанный по инициативе Устинова Сарапульским радиозаводом, который мог работать как в автомобиле, так и вне него.

 Оранжевый Иж-412

Таким образом, образованный на «Ижмаше» автозавод был первым и последним в истории СССР гражданским автомобильным предприятием, созданный для выпуска «ширпотреба», но подчинявшимся непосредственно министерству обороны. Его первенец – скопированный с некоторыми изменениями Москвич-412, превратившийся в Иж-412, выпускался с 1967 по 1998 годы, то есть больше тридцати лет, подведя вместе с пикапом на его базе Иж-2715 платформу ещё 408-й модели к новому XXI веку.

Яндекс.Метрика