Модификации ЗИЛ-4104/41045/41047: как формировалась «свита короля»

ЗИЛ-4104

Это семейство советских и российских лимузинов можно считать настоящими долгожителями, ведь с двумя модернизациями вся 4104-я платформа выпускалась почти тридцать лет – от позднего «брежневского» застоя, вплоть до экономической лихорадки автозавода в наши дни. В своё время это была настоящая кладезь различных технических инноваций, его линии казались близкими к совершенству. Может быть, поэтому эта машина и сегодня смотрится довольно свежо, особенно ЗИЛ-41047. Однако «сто пятнадцатый» затевался как флагман правительственных кортежей, а также высших руководящих «шишек» партии, поэтому не мог существовать только в варианте простого, но и в то же время флагманского лимузина. Посему в различные периоды выпуска 4104-го в основном по заказу Гаража Особого Назначения или КГБ на его базе создавались различного рода модификации – от седана, ведущего родословную от ЗИЛ-117, до специальных средств охраны тех же самых кортежей, например. Но обо всём по порядку.

 Автомобиль ЗИЛ-117

Автомобиль ЗИЛ-117

Пожалуй, самым простым в этом перечне был седан. Документально засвидетельствован таковой лишь у самого позднего варианта 4104-й платформы, ЗИЛ-41047, имевший индекс ЗИЛ-41041. Отличался он укороченным и полегчавшим на четыреста килограммов кузовом. Оборудовался он дефорсированным двигателем, но всё равно максимальная скорость увеличилась до двухсот километров в час. Первые экземпляры были построены почти одновременно с лимузином, а после развала Советского Союза по специальному заказу небезызвестного Юрия Лужкова. В общей сложности всего было произведено двадцать три экземпляра этого уникального седана.

 ЗИЛ-41041

Не менее уникальной машиной был известный «чёрный доктор», т. е. переоборудованные специально для высокопоставленных пациентов лимузины. Были свои «черные доктора» и на базе «Чайки», но московская продукция отличалась особым шиком. На протяжении всех вариаций «сто пятнадцатого» их индекс был ЗИЛ-41042. По сути, была переделана только крыша и перепланирован салон, однако и тут были свои особенности. Например, автомобили первых двух поколений обладали двустворчатой дверью, а третьего уже единой, открывавшейся вверх. По своему оборудованию больше подходили такие «доктора» для быстрой и удобной доставки пациента в больницу, а также для оказания первой медпомощи.

 ЗИЛ-41042

ЗИЛ-41042

Третьим в этом списке можно обозначить парадные кабриолеты, служившие для проведения парадов. Свою родословную они вели от кабриолетов серии ЗИЛ-117В. Имели такие авто укороченную базу, всего две двери, и при этом отсутствовало пассажирское сидение справа. Вместо него располагались специальные поручни и микрофоны с радиостанцией, служившей для подачи сигнала на усилитель без проводов. Машины первого и второго поколения имели индекс ЗИЛ-41044, а третьего 41041/410441, которые сумели дожить и до наших дней. Некоторые экземпляры до сих пор используются, т. е. принимают участие в парадах.

 ЗИЛ-41044

ЗИЛ-41044

Одной из главных модификаций «сто пятнадцатого» можно считать его бронированную версию – ЗИЛ-4105 (первое поколение). Свою родословную она ведёт ещё от ЗИС-115, однако разработки именно такой машины начались только после покушения на генерального секретаря Брежнева. В отличие от иных версий лимузина он имел собственный индекс, так как создавался по уникальной технологии. Изначально производилась «бронекапсула» - специальное бронированное ядро, на которое нашивались стандартные кузовные панели. Это исключало попадание внутрь пуль всевозможного калибра, да что там, бронированные ЗИЛы могли выдержать прямое попадание гранатомета! Тогда по такой технологии лимузина не производил никто в мире! Остаётся лишь разобраться с индексами: машины второго поколения добавили единицу в индексе, в результате чего тот стал равен 41051. А автомобили третьего поколения получили двойку, в результате чего приобрели индекс 41052.

 ЗИЛ-41052

И последним следует упомянуть машины специального назначения. Самыми известными было отдельное семейство под названием «Скорпион». Отличался такой транспорт специальными подножками на порогах для охраны, а также поручнями на крыше для опоры. На крыше присутствовал огромный сдвижной люк, а заднее стекло с помощью специального механизма могло быстро выкидываться. Все эти меры были предусмотрены для внезапных перестрелок. В салоне имелись специальные пластиковые сидения, а среднее могло двигаться вдоль рельс. К тому же «Скорпионы» оборудовались проблесковыми маячками различных расцветок, а также средствами спецсвязи. В документах такие автомобили имеют обозначение ЗИЛ-41072.

ЗИЛ-41072

ЗИЛ-41072

Итак, модификации семейства 4104 выпускались, как и их базовые основы, лимузины, чуть больше тридцати лет. За это время порой создавались отдельные шедевры, технологии которых позже начали использовать на Западе. Но стоит понимать, что в этой статье приведены лишь основные модификации, конечно, известные человечеству на данный момент.

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика