История автомобилестроения. Москвич-2140SL или московская альтернатива «Жигулям»

 

2140SL.jpg

Уже к концу семидесятых годов двадцатого века наметилось моральное устаревание продукции отечественных автомобильных заводов – даже самые современные тогда «Жигули» на фоне новинок мировых конкурентов смотрелись, мягко говоря, консервативно. Это заставило разные предприятия этой отрасли расширять ассортимент выпускаемых автомобилей за счёт модернизации существующих. Таким путём пошёл, например, ВАЗ, постоянно обновляя «классику» или ГАЗ, создавая всё новые варианты своей «Волги» ГАЗ-24.



 Решил не отставать и АЗЛК, попытавшийся немного подогнать 412-й Москвич к мировым стандартам, что в результате вылилось в появление модели 2140. По ряду причин популярностью она не пользовалась как на внешнем, так и на внутреннем рынке, из-за чего завод начал производить машины себе в убыток, теряя так трудно заработанную репутацию. Поэтому руководство автозавода, видимо ориентируясь на конкурента из Тольятти, осознало, что выгоднее было бы иметь несколько вариантов исполнения одной и той же машины, что и натолкнуло его разрабатывать улучшенную версию Москвича 2140. 

В то время в советской промышленности наблюдалась тенденция сотрудничества с разными иностранными фирмами, поэтому АЗЛК решил заключить контракт о создании интерьера будущей машины с французским отделением американской компании известного дизайнера Раймонда Лоуи. Вскоре проект был готов, однако на заводе его посчитали сложным в производстве и изобилующим элементарными эргономическими просчётами, из-за чего получалось, что потраченные на этот проект восемьдесят тысяч долларов вылетели в трубу. Оправдать такие расходы можно было только созданием новой машины, поэтому художники-конструкторы взялись за работу. Первым делом решили обновить внешность, разработав новые детали из модного тогда пластика: самой заметной из них получились бамперы, сделанные не просто как элемент пассивной безопасности, а как маленький «шедевр социалистического реализма» с объёмными формами и скруглёнными углами, а задние к тому же украшались маленькими полуклыками. Они поставлялись вместе со световыми приборами и другими деталями в обмен на готовые автомобили югославской фирмой Saturnus. Вторым важным изменением стала изменённая передняя и задняя оптика – помимо пластиковых подфарников это были максимально увеличенные задние фонари, выполнявшиеся полностью из цветного поликарбоната и хорошо заметные в ночное и дневное время суток. Заканчивали «люксовый» облик добавленные различные декоративные элементы – колёса получили современные пластиковые колпаки выверенной дизайнерами формы с хромированными гайками крепления к диску, в нижней части кузова появились пластиковые молдинги с алюминиевыми полосами в верхней части и декоративные надписи «SL», крепившиеся с помощью качественного импортного двухстороннего скотча. Системой пазов и шипов крепились разве что шильдик «Moskvich1,5» на крышке багажника и эмблема «AZLK» на полностью изменившейся пластиковой облицовке радиатора. 

 2140SL12.jpg

Однако салон подвергся более масштабным изменениям – по сути, он был создан с нуля. Первым делом громоздкая «высокая» приборная панель была заменена изящной «низкой», схожей с появившимся только на переднеприводных «Спутниках» изделием. Она получила широкую выемку в верхней части, новое расположение клавиш и щелей воздуховодов, абсолютно иную приборную комбинацию под маленьким козырьком вместе с контрольными лампами с пиктограммами и электронными часами с зелёными символами, выполнявшими также функцию секундомера и календаря. В стандартное оснащение вошли также взятый у «Жигулей» и «Волги» радиоприёмник, обогрев заднего стекла и другой руль с трёхрычажным переключателем на рулевой колонке. Богаче стала и отделка, которая выполнялась теперь в сером или бежевом цвете. В интерьере появились новые передние сидения с «дырявыми» подголовниками и задний диван, отделываемые импортной велюровой обивкой, на полу расстелились ворсовые коврики, соединённые для удобства в один липучками, иной стала вся обшивка дверей с изменёнными пластиковыми ручками стеклоподъёмников, открывания дверей и т.д. Также Москвич-2140SL стал первым отечественным автомобилем с бесступенчатой регулировкой передних сидений. Также он и его «старший брат» 2140 стали первыми в СССР машинами, окрашиваемыми синтетическими эмалями с металлизированным эффектом производства финской фирмы «Tikkurila» двух цветов – коричневый «Страдивари» и серебристый «Снежная королева». Однако стоит отметить, что металликами окрашивались мелкие партии автомобилей, основная же масса красилась обычными синтетическими эмалями.

 2140SL1.jpg

Перемены затронули и техническую часть: на него устанавливался только адаптированный карбюратор от «Жигулей» серии ДААЗ, а позже ОЗОН и двигатель УЗАМ-412, лишь на специальный заказ дефорсированный под 76-й бензин. В лучшую сторону изменилась полностью переделанная система вентиляция и отопления, трамблёр был заменён на лицензионное изделие, изменилась модель генератора и передаточное число главной передачи, а диагональные покрышки уступили место радиальным с металлокордом серии МИ-166, а позже МИ-16. 

 

Появление модели 2140-117 или 2140SL, разработанной больше для оживления экспортного потенциала продукции АЗЛК, к желаемому результату не привело, поэтому выпуск сместился в сторону стран СЭВ и СССР. Таким образом, новый Москвич свою задачу выполнил лишь на половину - спросом он всё же пользовался, что и позволило семейству «2140» продержаться на конвейере двенадцать лет с 1976 по 1988, а самому «SL» немного меньше – с 1980 по 1987.


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика