ВАЗ-2105 «Жигули»: сквозь призму времени

Уже с середины семидесятых - начала восьмидесятых годов прошлого века автомобильная мода резко начала меняться – на смену округлости линий шестидесятых приходила стремительная монументальность с острыми гранями и характерной прямолинейностью. Все новые процессы были необратимы, и ещё вчерашние новинки, наподобие Fiat 124 и его «клонов», стали быстро устаревать. Руководство советского государства и Волжского Автомобильного Завода в частности, которые к тому времени благодаря надёжности и дешевизне своей продукции сумели занять свою потребительскую нишу на западных рынках, были прекрасно осведомлены о современных мировых тенденциях. Однако тогда «лады» не спасали даже низкие цены, поэтому если они хотели и дальше приносить в государственную казну валюту, то нужно было сделать что-то новое, ну или почти новое. Поэтому устаревшая «копеечная» платформа ждала кардинального обновления.

ВАЗ-2105 «Жигули»

 

 Идеи модернизировать ВАЗ-2101 существовали ещё с самого основания завода, но только в виде инициативы энтузиастов, и острой надобности до поры до времени не имели. Нового звучания дизайнеры пытались добиться сначала «малой кровью» путём установки новой пластиковой решётки радиатора, прямоугольных фар, но при малейшем вмешательстве в «совершенный» лик итальянской машины он только портился.

Стало понятно, что удачного результата можно добиться только путём коренного пересмотра дизайна автомобиля, но эти идеи были сразу ограничены условием не трогать крышу, каркас и пол – самые дорогие и сложные кузовные штампы. В целом к концу семидесятых задача была выполнена. Машина получила новые кузовные панели с заострёнными гранями и прямолинейными формами, что, вкупе с плавными обводами крыши, производило впечатления оригинальный образ современного автомобиля. Появились также пластиковая решётка радиатора, новые прямоугольные фары, бамперы из алюминиевого профиля с резиновыми накладками, другие ручки дверей, регулируемые прямо из салона пластиковые боковые зеркала, свежие задние фонари и чёрное поле боковых стёкол, ограниченное водосточным жёлобом крыши. Между тем многие новинки рождались в результате горячих споров – например, отказ от поворотных форточек или от колпаков на колёсах, которые как раз получили другие диски и шины МИ-166 для лучшей управляемости и устойчивости на дороге. Отдельного упоминания заслуживают передние фонари, которые впервые в истории отечественного автомобилестроения вместили в себе все функции передней оптики и получили гидрокорректор пучка света. Правда, такое «чудо» было не нашим достижением, а лицензионным продуктом фирмы «Сибие». 

 панель ВАЗ-2105 «Жигули»

Вместе с этим не был обделён и салон, который обрёл новую приборную панель, ставшую полностью чёрной, приборную комбинацию с конусными антибликовыми стёклами, впервые применённую в отечественной промышленности цельноформованную обивку дверей и потолка и передние сидения с набивкой из полиуретана. Была также улучшена и пассивная безопасность автомобиля: в конструкцию дверей были добавлены брусья безопасности, регулируемые по высоте подголовники, бампера с возможностью установки гидроопор; с нуля были созданы система отопления и вентиляции. 

 Моторный отсек ВАЗ-2105 «Жигули»

Но, наверное, главное, что преследовали инженеры, было улучшение технической части, ведь большинство существенных изменений пришлось именно на неё. Поэтому в конструкцию добавились новый карбюратор «Озон» с пневматическим приводом дроссельной заслонки и экономайзером принудительного холостого хода с электронным управлением, обновлённая система зажигания, изменённые передаточные числа коробки передач и рулевое управление, в механизме которого роликовые подшипники были заменены шариковыми, один монтажный блок реле и предохранителей под капотом, а также в задней тормозной системе появилось устройство автоматического подвода колодок к барабану по мере стирания. Но, пожалуй, главным новшеством стал двигатель, взятый от ВАЗ-21011, но приведённый к современным мировым требованиям. В их числе ремень привода ГРМ, впервые выполненный из армированной резины, повлекший за собой изменение некоторых деталей ГРМ и появление у двигателя изменённого картера и алюминиевой литой головки блока ГБЦ. Новый силовой агрегат получил индекс «ВАЗ-2105».

 Багажник

На базе обновлённой конструкции было создано целое семейство для замены предыдущего на платформе ВАЗ-2101, в которое помимо седана вошли универсал (ВАЗ-2104) и седан в комплектации «люкс» (ВАЗ-2107).

Универсал в условиях почти полной унификации с ВАЗ-2105 получился несколько отличающимся в задней части. Кроме увеличенной по площади крыши и добавленного третьего ряда стёкол это были оригинальная по форме пятая дверь, специально разработанные вертикальные задние фонари, ради которых даже заузили дверной проём, складывающееся заднее сидение, оригинальная ручка двери с встроенной подсветкой номерного знака и декоративным шильдиком. Также ВАЗ-2104 стал первой отечественной легковушкой, которая серийно оснащалась задним стеклоочистителем и стеклоомывателем.

 

Автомобиль ВАЗ-2105 в Тольятти выпускался больше тридцати лет с 1982 по 2010, а ВАЗ-2104 с 1984 по 2003. За это время на одном только ВАЗе было произведено больше двух миллионов экземпляров, а ВАЗ-2104 чуть меньше 870 тысяч. За этот период «пятёрка» благодаря своим незаурядным эксплуатационным характеристикам смогла стать по-настоящему народной, что и обеспечило ей долгие тридцать лет конвейерной жизни.

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика