ВАЗ-2106 «Жигули» или как из «тройки» сделать «шестёрку»
К середине семидесятых после запуска производства легковушек в Тольятти мировая автомобильная мода успела видоизмениться – в жизнь начали входить острые грани и прямые очертания кузовов, которые, в свою очередь, становились более совершенными за счёт улучшения норм активной и пассивной безопасности. Руководство волжского автозавода было отнюдь не слепо к современным мировым тенденциям автомобилестроения, и скоро стало понятно, что если оно ничего не сделает, то волжские автомобили останутся невостребованными. Однако сам завод слишком дорого обошёлся государству, поэтому думать о выпуске новых машин было рановато. Компромисс виделся только в обновлении существующей продукции, первым результатом чего стало появление в 1974 ВАЗ-21011. Теперь на очереди стояла «тройка».
Как и в случае с ВАЗ-21011 задача разделилась на два направления – усовершенствование техники и главное, обновление дизайна, при этом полем деятельности стала передняя и задняя части без вмешательства в среднюю, чтобы обойтись минимальными средствами. Техническая же задача сводилась в основном к созданию нового силового агрегата путём максимального увеличения хода поршня до 79 мм и как следствие повышение объёма до 1600 см3, что повлекло за собой проблемы, связанные с возросшей нагрузкой на впускную систему двигателя, что дало только прирост в мощности всего три лошадиных силы. Была также изменено передаточное число четвёртой передачи и увеличены ведомый диск сцепления и тормозные цилиндры. Зато улучшились динамические показатели: максимальная скорость подросла до 154 км/ч, разгон до сотни составлял теперь 16 секунд, а крутящий момент вырос на 12%. В стандартное оснащение вошли аварийная сигнализация, бывшая тогда новинкой, и отдельная лампа индикации уровня тормозной жидкости. Во всём остальном «шестёрка» принципиально от предыдущих моделей ничем не отличалась.
Но вот работа дизайнеров оказалась сложнее, потому что нужно было минимальными способами обновить внешность машины, при этом не испортив. Поэтому первое, с чего начали свою работу дизайнеры, был передок кузова: у решётки радиатора появились пластиковые «очки» и изменился дизайн эмблемы. В целях удешевления производства сложные металлические бампера со сложными окончаниями уступили место обычным хромированным с пластиковыми накладками и клыками, а затейливые ромбовидные повторители поворотов с трудными сопряжениями с боковым молдингом были заменены на простые прямоугольные безо всяких сопряжений. Дефлекторы вентиляции также стали пластиковыми, колёса получили новый колпак с чёрной фигурной гайкой в центре, а катафоты были вынесены на задние крылья. Отдельного упоминания заслуживают задние фонари, вместившие в себе почти все функции задней оптики, а к ним примыкавшие пластиковые корпуса выполняли функцию подсветки номерного знака. Ничего подобного советская промышленность до этого не предлагала. Вместе с этим перемены произошли и в салоне: обивка стала велюровой, передние сидения получили подголовники, на приборной панели появилась кнопка управления аварийной сигнализацией, регулировка яркости подсветки и индикация уровня жидкости тормозов. Также с торцов дверей исчезли лампочки, сигнализировавшие об открытых дверях, под рулём разместился рычажок управления стеклоомывателем и стеклоочистителями вместо ножной кнопки, изменилась форма подлокотников, на верхних накладках дверей («батонах») и руле появилось декоративное тиснение, а заднее ветровое стекло могло комплектоваться электроподогревом.
Как и прежние модели ВАЗ «шестёрка» активно поставлялась на экспорт. Помимо стран социалистического лагеря и СЭВ это были страны Европы, в том числе Франция и Германия (!) со своей развитой автомобильной промышленностью, Великобритания, версии для которой отличались правым расположением руля, страны Бенилюкса, Канады, версии для которой отличались другими бамперами и адаптированной под нормы этой страны оптикой, и другие. Что же касается рынка нашей страны, то здесь всё было прозаично – автомобиль постоянно удешевлялся, что началось ещё в советское время. Первым делом начали избавляться от дорогостоящего хрома в пользу дешёвого пластика, в том числе бокового зеркала, решётки радиатора, молдинга, идущий по порогам и аркам кузова, и убранный в девяностых поперечный (в начале двухтысячных его всё же вернули). Вторым ударом стало появление модификаций с маломощными двигателями от ВАЗ-2103 (ВАЗ-21061) и от ВАЗ-21011 (ВАЗ-21063), выпускавшейся до 1994.
В девяностых помимо решётки радиатора, бокового зеркала и бокового молдинга исчезли катафоты, обивка салона заметно «посерела» и выполнялась из дешёвого текстиля вместо велюра, плёнка «под дерево» уступила место пластику. Менялся в не лучшую сторону и репутация: если в советское время «шестёрка» позиционировалась как самый роскошный автомобиль вазовской линейки и стоила соответствующе (9100 рублей), то после появления более современных ВАЗ-2107 и 21099, создававшегося как замена ВАЗ-2106, её положение немного пошатнулось.
А после развала СССР и начала ввоза поддержанных авто бизнес-класса от предыдущего «люксового» статуса не осталось и следа, а появился новый полукриминальный и клеймо «маргинального авто». Однако с годами популярность «шестёрки» всё-таки увеличивалась несмотря не на что.
На Волжском Автомобильном Заводе ВАЗ-2106 выпускался почти тридцать лет с 1976 по 2001 до полного вытеснения автомобилем ВАЗ-2110. За это время только в Тольятти было произведено больше четырёх миллионов экземпляров. За этот период, как уже упоминалось, «шестёрка» меняла свой статус, однако её известность вопреки этому только увеличивалась, что сделало ВАЗ-2106 самым популярным авто отечественного производства.