ВАЗ-2106 «Жигули» или как из «тройки» сделать «шестёрку»

ВАЗ-2106 красного цвета

К середине семидесятых после запуска производства легковушек в Тольятти мировая автомобильная мода успела видоизмениться – в жизнь начали входить острые грани и прямые очертания кузовов, которые, в свою очередь, становились более совершенными за счёт улучшения норм активной и пассивной безопасности. Руководство волжского автозавода было отнюдь не слепо к современным мировым тенденциям автомобилестроения, и скоро стало понятно, что если оно ничего не сделает, то волжские автомобили останутся невостребованными. Однако сам завод слишком дорого обошёлся государству, поэтому думать о выпуске новых машин было рановато. Компромисс виделся только в обновлении существующей продукции, первым результатом чего стало появление в 1974 ВАЗ-21011. Теперь на очереди стояла «тройка».

Как и в случае с ВАЗ-21011 задача разделилась на два направления – усовершенствование техники и главное, обновление дизайна, при этом полем деятельности стала передняя и задняя части без вмешательства в среднюю, чтобы обойтись минимальными средствами. Техническая же задача сводилась в основном к созданию нового силового агрегата путём максимального увеличения хода поршня до 79 мм и как следствие повышение объёма до 1600 см3, что повлекло за собой проблемы, связанные с возросшей нагрузкой на впускную систему двигателя, что дало только прирост в мощности всего три лошадиных силы. Была также изменено передаточное число четвёртой передачи и увеличены ведомый диск сцепления и тормозные цилиндры. Зато улучшились динамические показатели: максимальная скорость подросла до 154 км/ч, разгон до сотни составлял теперь 16 секунд, а крутящий момент вырос на 12%. В стандартное оснащение вошли аварийная сигнализация, бывшая тогда новинкой, и отдельная лампа индикации уровня тормозной жидкости. Во всём остальном «шестёрка» принципиально от предыдущих моделей ничем не отличалась.

 

Приборная панель ВАЗ-2106

Но вот работа дизайнеров оказалась сложнее, потому что нужно было минимальными способами обновить внешность машины, при этом не испортив. Поэтому первое, с чего начали свою работу дизайнеры, был передок кузова: у решётки радиатора появились пластиковые «очки» и изменился дизайн эмблемы. В целях удешевления производства сложные металлические бампера со сложными окончаниями уступили место обычным хромированным с пластиковыми накладками и клыками, а затейливые ромбовидные повторители поворотов с трудными сопряжениями с боковым молдингом были заменены на простые прямоугольные безо всяких сопряжений. Дефлекторы вентиляции также стали пластиковыми, колёса получили новый колпак с чёрной фигурной гайкой в центре, а катафоты были вынесены на задние крылья. Отдельного упоминания заслуживают задние фонари, вместившие в себе почти все функции задней оптики, а к ним примыкавшие пластиковые корпуса выполняли функцию подсветки номерного знака. Ничего подобного советская промышленность до этого не предлагала. Вместе с этим перемены произошли и в салоне: обивка стала велюровой, передние сидения получили подголовники, на приборной панели появилась кнопка управления аварийной сигнализацией, регулировка яркости подсветки и индикация уровня жидкости тормозов. Также с торцов дверей исчезли лампочки, сигнализировавшие об открытых дверях, под рулём разместился рычажок управления стеклоомывателем и стеклоочистителями вместо ножной кнопки, изменилась форма подлокотников, на верхних накладках дверей («батонах») и руле появилось декоративное тиснение, а заднее ветровое стекло могло комплектоваться электроподогревом.

ВАЗ-2106 вид сзади

Как и прежние модели ВАЗ «шестёрка» активно поставлялась на экспорт. Помимо стран социалистического лагеря и СЭВ это были страны Европы, в том числе Франция и Германия (!) со своей развитой автомобильной промышленностью, Великобритания, версии для которой отличались правым расположением руля, страны Бенилюкса, Канады, версии для которой отличались другими бамперами и адаптированной под нормы этой страны оптикой, и другие. Что же касается рынка нашей страны, то здесь всё было прозаично – автомобиль постоянно удешевлялся, что началось ещё в советское время. Первым делом начали избавляться от дорогостоящего хрома в пользу дешёвого пластика, в том числе бокового зеркала, решётки радиатора, молдинга, идущий по порогам и аркам кузова, и убранный в девяностых поперечный (в начале двухтысячных его всё же вернули). Вторым ударом стало появление модификаций с маломощными двигателями от ВАЗ-2103 (ВАЗ-21061) и от ВАЗ-21011 (ВАЗ-21063), выпускавшейся до 1994.

В девяностых помимо решётки радиатора, бокового зеркала и бокового молдинга исчезли катафоты, обивка салона заметно «посерела» и выполнялась из дешёвого текстиля вместо велюра, плёнка «под дерево» уступила место пластику. Менялся в не лучшую сторону и репутация: если в советское время «шестёрка» позиционировалась как самый роскошный автомобиль вазовской линейки и стоила соответствующе (9100 рублей), то после появления более современных ВАЗ-2107 и 21099, создававшегося как замена ВАЗ-2106, её положение немного пошатнулось.

А после развала СССР и начала ввоза поддержанных авто бизнес-класса от предыдущего «люксового» статуса не осталось и следа, а появился новый полукриминальный и клеймо «маргинального авто». Однако с годами популярность «шестёрки» всё-таки увеличивалась несмотря не на что.

 

На Волжском Автомобильном Заводе ВАЗ-2106 выпускался почти тридцать лет с 1976 по 2001 до полного вытеснения автомобилем ВАЗ-2110. За это время только в Тольятти было произведено больше четырёх миллионов экземпляров. За этот период, как уже упоминалось, «шестёрка» меняла свой статус, однако её известность вопреки этому только увеличивалась, что сделало ВАЗ-2106 самым популярным авто отечественного производства.

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика