ВАЗ-2108. История первого переднеприводного советского автомобиля

ВАЗ-2108 в горах

С самого начала деятельности Волжского Автозавода конструкторы задумывались о создании семейства переднеприводных автомобилей – ещё тогда, когда завод только достраивался, и внедрялось оборудование для производства ещё перспективного ВАЗ-2101. Однако в Европе, со второй половины семидесятых годов, в моду начали входить автомобили с передним приводом, и руководство завода не могло оставаться в стороне от ветра перемен, ведь предприятие приносило государству существенную часть экспортных денег от продажи автомобильной продукции. Поэтому частная инициатива конструкторов уступила место чётко сформулированной задаче - началась активная работа.

В то время, в нашей автопромышленности использовалась практика сотрудничества с иностранными фирмами, не осталось в стороне и руководство ВАЗ, выбравшее партнёром, как и АЗЛК, в разработке новой машины, немецкую инжиниринговую фирму Porsche. К началу сотрудничества завода с немцами, машина была уже на стадии доводки, поэтому их основные усилия свелись к созданию приоритетного для модели силового агрегата объёмом 1300 см?, получившего название «Gamma». Другие двигатели для нового семейства объёмом 1100 и 1500 см., создавались и доводились уже советскими инженерами, на базе этого двигателя.

После создания внешности и проработки технической части предприятие принялось закупать лицензии на узлы автомобиля. Примеры можно назвать следующие:

1) шарниры равных угловых скоростей типа «Рцеппа-Бирфильд»,
 
2) тормозные механизмы «Lucas»,
 
3) карбюратор «Solex»,
 
4) радиальные шины «Michelin»,
 
5) реечное управление,
 
6) синхронизаторы КПП,
 
7) вакуумный усилитель тормозов и др. 

Всего для будущего ВАЗ-2108 было закуплено более двадцати лицензий у многих известных европейских компаний. 

Новая машина на момент своего появления в 1984 году была самым прогрессивным автомобилем в Советском Союзе. Конструкция автомобиля получила кузов хэтчбек (до этого, правда, впервые употреблённый на «Ниве»), передний привод, поперечное расположение двигателя, новую линейку моторов, пятиступенчатую коробку передач, реечное рулевое управление, электронную систему зажигания. В сумме, все эти изменения давали явное превосходство «восьмёрки» над другими моделями Волжского Автомобильного Завода и советскими марками в целом.

Прогрессивным автомобиль был и в плане дизайна. Полный отказ от хрома, широкое применение пластиковых и резиновых элементов во внешней отделке, резкие изломы задних стоек и угловатый кузов, новые прямоугольные фары, передний бампер, сделанный в виде аэродинамического спойлера – всё это делало внешность ВАЗ-2108 весьма современной по меркам моды тех лет, с замахом на спортивность. Отдельно стоит сказать об оформлении передней части кузова: не доходя до края бампера, крылья обрывались затейливой «маской» - довольно сложной кузовной панелью, объединившей фары и «оригинальную» выступающую решётку радиатора, названной за это «клювом». Такое решение не прибавляло кузову красоты или элегантности, а только добавляло автомобилю нелепости, усложняло и удорожало производство. 

Салон кардинально отличался от предыдущих моделей марки и был вполне в духе того времени. Новая «низкая» приборная панель собрала в себе маленькую приборную доску под большим козырьком, на которой вместе с обычными приборами теперь разместилась шкала эконометра – прибора, показывающего экономичный режим движения, руль, не перекрывающий приборную комбинацию, разные «кнопки», расположенные на центральной консоли, широкую выемку в правой части торпеды и полочку под бардачком. На ранних экземплярах использовались в основном светлые цвета отделки, которые позже окончательно «почернеют» и «посереют». Отдельно стоит упомянуть о дешёвом формованном пластике, примененном в отделке салона. Тогда это было новшество, но автолюбители не восприняли её так, как ожидалось, из-за того, что такой пластик очень шумел во время движения, из-за чего «восьмёрки» прозвали «погремушками».

После выхода нового автомобильного семейства на рынок, экспорт продукции ВАЗ заметно оживился. Благодаря низкой цене, современной внешности, переднему приводу и относительно большому багажнику «восьмёрки» активно конкурировали с другими представителями своего класса. Но по меркам европейского обывателя «Лада» смотрелась просто, если не сказать бедно, поэтому дилеры шли на всякие хитрости: делали люк в крыше, увеличивали передние и задние обвесы, ставили спойлеры, перекрашивали машины в металлики, перепиливали кузова в кабриолеты и т.д.

После появления в свет седана ВАЗ-21099 трёх- и пятидверный хэтчбеки ВАЗ-2108 и 2109 подверглись рестайлингу. Прежние «маска», «клюв» и «короткое крыло» заменили лаконичные пластиковая решётка радиатора и «длинное» крыло; в салоне изменения коснулись приборной панели – она стала «высокой», как на ВАЗ-21099. А в 2004 году, как ранее ВАЗ-21099 и ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 подвергся ещё более глубокому рестайлингу, став уже отдельной моделью ВАЗ-2113, выпускавшейся до 2013 года.

ВАЗ-2108 производился с 1984 по 2003 годы в России и с 2003 по 2014 годы на Украине. Всего было изготовлено около 881824 экземпляров «восьмёрки». ВАЗ-2108 вошёл в историю как первый советский автомобиль с передними ведущими колёсами и родоначальник многих современных моделей Волжского Автозавода.

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика