ЗАЗ-968М «Запорожец»: последний «брат «горбатого»

Оранжевый ЗАЗ-968М

Историю этой машины по праву можно назвать заключительной относительно того семейства, чьё гордое имя она носила. Однако, сохранив всё тот же узнаваемый дизайн, автомобиль четвёртого поколения лишился «фамильной черты» семейства - легендарных ушей, из-за которых в своё время про эту микролитражку сочиняли легенды и анекдоты.

При этом, несмотря на все улучшения, благодаря которым «Запорожец» действительно стал лучше, его цена осталась равной всё тем же трём с половиной тысячам рублей. К тому же по комфорту, как это не фантастично звучит, автомобиль четвёртого поколения приблизился по уровню комфорта к «бюджетной классике» ВАЗ-21013, а в чём-то даже превосходил её (например, в гордости владельцев этой замечательной машинки – автономном бензиновом отопителе). Как бы там ни было, плохой «Запорожец» или хороший, он выполнил свою первоочерёдную задачу – дал почувствовать миллионам советских семей, что такое иметь собственный автомобиль.

 ЗАЗ-968М «Запорожец»

Так называемый Застой с одной стороны дал советской экономике стабильность (или стагнацию, кому как удобнее), а с другой предполагал всё большую консервацию того промышленного «разнообразия», которое имелось в то время.По большому счёту это затронуло и автомобильную промышленность.

Правда, единственной неприкасаемой персоной на фоне общей стагнации оставался ВПК, прогресс в котором шагал семимильными шагами. Дабы не тратить лишние средства на освоение принципиально нового автомобиля, автозаводам приходилось держать конструкторов-энтузиастов на «коротком поводке». Но с другой стороны автозаводы приносили необходимую стране валюту, однако с каждым годом устаревающую технику на Западе не спасали даже сверхнизкие цены. Именно поэтому предприятиям приходилось идти с властью и тенденциями рынкам на компромисс, или иными словами «наряжать старушек, чтобы на бале они смотрелось хотя бы не хуже своих зарубежных одноклассниц». По этому пути пошли все легковые автозаводы, которые были вынуждены придерживать проекты перспективных автомашин с передним приводом и модернизировать существующие модели. Среди таковых был и ЗАЗ.

 Реклама ЗАЗ-968М «Запорожец»

Освежить текущую модель традиционно решили путём обновления экстерьера, соблюдая некую «золотую середину» между модой и практичностью. Но вместе с этим из архитектуры кузова выжали всё возможное, благодаря чему тот буквально «заиграл». В первую очередь была убрана часть хрома: с уплотнителей заднего, переднего и задней пары боковых стёкол, к тому же «зачернив» стойки форточек. При этом поясной молдинг, дверные ручки, боковое зеркало и окантовка передних боковых окон остались в неприкосновенности. Изменился и передок, получивший выпуклый «объём», который венчали две асимметричные накладки, одна из которых свидетельствовала о новом индексе модели. Подверглась переменам и светотехника, лишившаяся многочисленных «фонариков». При этом некоторые функции взяли головные «глазки», располагавшиеся теперь в элегантных углублениях, а поворотники расположились по концам упомянутых накладок. Все функции заднего света за исключением подсветки таблички номерного знака уместились в одной паре блоков фонарей, специально под которые и новый прямоугольный номерной знак окончательно выпрямили заднюю панель. Получил новый «Запорожец» и новые бамперы, по ширине которых располагалась пластиковая накладка, переходившая в пластиковые уголки сложного сечения. Отдельного упоминания заслуживает обновлённая система охлаждения. Благодаря частичному изменению принципа её работы исчезли легендарные «уши», вместо которых появились едва уловимые взглядом «жабры». Также на крышке багажника (капота) появились характерные вентиляционные отверстия. Таким образом, при сохранении всего остального «Запорожец» стал смотреться органичнее, современнее и даже солиднее.

 Вид сзади ЗАЗ-968М «Запорожец»

Для обновлённого авто предложили создать и новую эмблему.

Создана она всё-таки была и даже дошла до серийных машин, однако вместо красивого и лаконичного лейбла с изображением Днепрогэс, бывшего прежде, появилась невразумительная буква «З», вписанная в прямоугольный с выпуклыми боками фон. При этом литера обладала некоей закорючкой, видно, стилизованной под малороссийский колорит. При этом максимально свободным стал капот (багажник). Как на существовавшей тогда «Ниве» и будущей «Оке» запаска переехала в двигательный отсек, аккумулятор был сдвинут в самый «нос», инструментальный комплект переехал под переднее водительское сидение и задний диван. Расширительный бачок стеклоомывателя, бензиновый отопитель и гидроприводы тормозов были закрыты специальной заглушкой, которая, впрочем, легко демонтировалась.

 Моторный отсек ЗАЗ-968М «Запорожец»

Существенным изменениям подвергся и салон. На клавишу был заменён выключатель габаритов, левее пепельницы появились электронные часы, на рулевой колонке расположился третий рычажок управления режимом работы дворников и электрическим насосом омывателя.

«Запорожец» приборная панель

 

В салоне практически не осталось голого металла: изменённая приборная панель, появившиеся резиновые коврики, пенополиуретановые накладки на средних стойках справлялись с этим на «ура».

Изменились задний диван, передние сидения, расшивка дверей; появился механизм, предотвращавший непроизвольные откидывания передних сидений при закрытых дверях. Травмобезопасными стали подлокотники и ручки опускания стёкол. Чугун в картере двигателя и руля сменился алюминием, изменилась геометрия рулевого вала и конструкция подвесок.

Итак, ЗАЗ-968М выпускался с 1979 по 1994 годы до полной замены переднеприводной «Таврией». В эволюционной цепочке «Запорожцев «эмка» стала наиболее совершенной, хоть и последней. В целом всё получилось скромненько, но со вкусом.

 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика