Skip to main content

ЗИЛ-114: автомобиль мечты

Появление этого красивого автомобиля было связано в первую очередь с переменой руководства партии и государства. Ведь вместе с уходом с поста первого секретаря партии Хрущева ушла и целая эпоха – эпоха Манежа, кукурузы, «хрущевок»… В том числе ушла автомобильная мода тех лет, основанная на великих космических достижениях того времени. Прежние аэрокосмические мотивы в автомобилестроении постепенно начинали уступать место конструктивным и плоским «гробам на колесах». Затронуло это и высший класс автомобилей, который предназначался исключительно для партийно-государственной элиты. Именно с эпохой Брежнева связывают окончательное отделение бюрократии как класса и ее последующее укрупнение. Под стать своему времени должен был появиться правительственный лимузин, «визитная карточка страны», разработка которого и была поручена Заводу имени Лихачева.

ЗИЛ-114

Предпосылки появления такого монументального и вместе с этим элегантного автомобиля, коим был ЗИЛ-114, появились еще во времена Хрущева. Ведь по старой традиции, пошедшей еще со сталинских времен, за основу почти любой тогдашней машины брался вполне определенный иностранный, а именно американский, прототип. Как следствие, помимо положительных качеств этого прототипа брались и его недостатки. Американская мода тогда отличалась скоротечностью, поэтому новинки появлялись там почти каждые три или пять лет. К закату «кукурузной эпопеи» еще недавно казавшийся верхом моды и стиля франт ЗИЛ-111Г (рестайлинг ЗИЛ-111) успел устареть. По этой причине на ЗИЛ был откомандирован приказ о постройке нового правительственного авто. Сразу же было решено, что на постройку новой машины не будет экономиться ни одного государственного рубля, а сам грандиозный проект не будет плодом копирования, а будет представлять собой наиболее полное воплощение современного автомобиля.

 ЗИЛ-114

В первую очередь на заводе был собран творческий «кулак» из самых талантливых инженеров, конструкторов, дизайнеров и т. д. под руководством главного конструктора предприятия А. М. Кригера. Для начала было определено, что новая машина будет разрабатываться «на вырост», поэтому «начинку» решено было сделать наиболее прогрессивной и даже футуристической. Основой будущего лимузина стала классическая рама, на которой и располагались все остальные агрегаты. Главным отличием от предыдущей машины стал двигатель, прибавивший в мощности целых сто «лошадей», в результате чего она поднялась до уровня трехсот лошадиных сил! В конструкцию силового агрегата были добавлены также гидротолкатели клапанов, а ГБЦ впервые стала отливаться из алюминиевого сплава. К тому же движок стал оснащаться системой зажигания на транзисторах и невиданным доселе четырехкамерным карбюратором. В результате получился мощный двигатель, разгонявший трехтонную машину аж до ста девяноста километров в час! Изначально было решено оставить прежнюю гидромеханическую АКПП от ЗИЛ-111, однако многочисленные испытания доходчиво объяснили, что требуется более совершенный агрегат. И тогда появилась на свет трехступенчатая АКПП вместо прежней двухступенчатой, и все пошло как по маслу.

ЗИЛ-114

Особым шиком удостоился салон. Именно в нем и нашли свое отражение представления конструкторов о «царских палатах для генсека». Уже изначально было предопределено, что в отделку салона войдут только дорогие материалы, преимущественно натуральные. Так, приборная доска и некоторые другие проставки отделывались только дорогим лакированным шпоном орешника или карельской березы. Салон получился достаточно просторным и удобным, все двери открывались практически на угол девяносто градусов. Стекла были импортными бельгийскими, да еще и атермальными, то есть не запотевали в зиму и не пропускали жару в лето. Задний диван имел отделку в основном из велюра, располагал подлокотником, имел управление отопителем и кондиционером, а также всеволновым радиоприемником марки «Радиотехника», который располагал автопоиском и дистанционным управлением. Причем благодаря передней независимой со стабилизатором поперечной устойчивости и задней зависимой подвесками была достигнута необычайная плавность хода. Впервые на отечественном автомобиле на ЗИЛ-114 нашли применение дисковые тормоза, причем на всех колесах. Тормозная система была независимая двухконтурная, рулевое управление оснащалось гидроусилителем, электрооборудование имело два аккумулятора. Вкупе с иными «девайсами», в том числе и с красивым элегантным видом, все это делало ЗИЛ-114 «героем своего времени», сделанным под стать своим кремлевским владельцам. 

 ЗИЛ-114 СССР

Подведем итог: ЗИЛ-114 выпускался в период с 1967 до 1978 годы вплоть до замены другим «гигантом инженерной мысли» ЗИЛ-4104. Для своего времени это была прогрессивная машина, какой она представлялась в то время, что можно аргументировать хотя бы достаточно длительным десятилетним выпуском.

Яндекс.Метрика