ЗИЛ-131: на всех ведущих

ЗИЛ-131 Советская армия

В своё время эта машина, предназначавшаяся в первую очередь для военных, успела запомниться многим, так или иначе проходившим службу в Советской Армии. Ведь трёхосный полностью полноприводный грузовик, поднимавший на себе более пяти тонн, не мог не цениться у представителей оборонки. В негласной военной «табели о рангах» ЗИЛ-131 находился между более «простеньким» ГАЗ-66 и более сложными и крупными МАЗами, ЯАЗами, а позже и КрАЗами и КамАЗами. Но, как это не парадоксально, «сто тридцать первый» наряду со своим «собратом» ЗИЛ-130 активно эксплуатировался и в народном хозяйстве. Работал он и как пожарная машина, а точнее автоцистерна, чем оказывал и оказывает незаменимую помощь людям. Благодаря своей простой, но и одновременно с этим надёжной конструкции он ценился и ценится у водителей, хоть раз садившихся за его баранку. Итак, каким был легендарный грузовик, постараемся вспомнить в дальнейшем повествовании.

5-т грузовой автомобиль ЗИЛ-131 ранних серий

5-т грузовой автомобиль ЗИЛ-131 ранних серий

Необходимость замены культового грузовика ЗИС-150 возникла давно и выражалась в следующих факторах. Несмотря на все пережитки послевоенного настоящего, из-за которых этот грузовик и получился таким можно сказать утилитарным, он всё же обладал рядом существенных недостатков.

Это были и уже недостаточная грузоподъёмность в четыре тонны, минусы, связанные с удобством пассажиров, и т. д. Посему-то уже в 1953 году начинаются активные работы по его преемнику, сумевшему исправить все недостатки своего предшественника. Уже с самого начала проект получался авангардным, особенно в плане дизайна экстерьера. Возможно, первый раз в истории советского грузового автомобилестроения этому было уделено такое доселе невиданное внимание. Кабина получила плавные и пухлые очертания, люк в крыше, большие информативные боковые зеркала, прямоугольные боковые стёкла с такими же почти прямоугольными форточками. Интересны крылья, теперь являвшие собой одно целое совместно с элементами оперения и других частей кабины. Впервые на кузове появилось столько фигурных углублений, выштамповок, а решётку радиатора с её оригинальным рисунком вообще можно считать произведением искусства. А панорамное лобовое стекло…; сколько уже о нём было сказано, поэтому его можно считать особым достижением московских конструкторов. Было у этого автомобиля и много других особенностей, но главной из них, пожалуй, можно считать двигатель. Благодаря восьмицилиндровой компоновке и внушительному шестилитровому рабочему объёму он мог развивать сто пятьдесят «лошадей» и разгонять огромную тяжёлую машину до девяноста километров в час. Были тут и система подкачки шин, и пятиступенчатая КПП и гидроусилитель руля, что позволяло управлять громадным грузовиком как легковым автомобилем, причём сохраняя постоянную среднюю скорость и в груженом состоянии. В общем, этот замечательный грузовик получил индекс ЗИЛ-130, под которым и начал производиться в 1962 году.  

zil_131_1.jpg

Однако начиная с того же ЗИС-150, на московском автозаводе сложилась традиция иметь в пику базовой машине с задним приводом её полноприводный вариант. Изначально это был ЗИС-151, а с появлением ЗИЛ-164 на конвейерном горизонте возник и более известный ЗИЛ-157, выпускавшийся, между прочим, вплоть до 1994 года. Из особенностей этой машины можно отметить всё ту же пятиступенчатую КПП и систему подкачки, однако, в отличие от предшественника, он имел односкатные задние колёса, поднимавшие проходимость. Однако время шло, точно так же, как и уходило в прошлое техническое совершенство этой машина, да и военные уже имели совсем другие вкусы. В общем, сопоставив устаревание московского «проходимца» и успешное внедрение народнохозяйственного ЗИЛ-130, на ЗИЛ вскоре пришёл заказ на создание новой полноприводной конструкции. Однако просто поставить ЗИЛ-130 на полноприводное шасси не устраивало военных: требовалось упростить кабину и одновременно усложнить техническую составляющую. В рамках первой концепции была изменена решётка радиатора, состоявшая теперь из двух симметричных половин с десятью вертикальными и двумя горизонтальными прорезями, прямоугольные переходы из крыльев в облицовку сменились строгими сужающимися обводами с эллипсовидными сопряжениями. Также панорамное стекло приобрело вертикальную планку, разделявшую его на две равные части, крылья стали более простыми с «квадратным» дизайном, на них переехали фары и подфарники, а люк в крыше сместился на сторону пассажира. В рамках второй концепции была добавлена ещё одна ось и, как следствие, ещё один ведущий мост. В результате такой грузовик получил обозначение ЗИЛ-131. 

zil.jpg

Конечно, как машина вследствие своего военного предназначения более простая, чем её народнохозяйственная версия, она имела и меньшее количество модификаций. В основном это были седельные тягачи, на которые крепились различные прицепы и военная техника, в том числе и ракетная, бортовые грузовики для перевозки солдатского состава, целая серия машин для пожарных и версии для различных типов климата. Но оставим более подробное описание уже для следующих материалов. 

 ЗИЛ-131 Афганистан

Подведём итог: ЗИЛ-131 прожил долгую конвейерную жизнь на различных заводах, длившуюся с 1966 по 2002 годы. За это время он использовался в различных военных конфликтах, в том числе и в Афганистане, поставлялся на экспорт, использовался в разных армейских структурах, в том числе и в восточноевропейской группировке войск, эксплуатировался в народнохозяйственных целях, а у некоторых стран стоит на службе и сегодня. Этот список можно продолжать долго; одно можно лишь сказать с уверенностью, что ЗИЛ-131 везде, где он применялся, был востребован, уважаем и любим. 

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика