Skip to main content

ЗИС-101: автомобиль, который так и не стал представительским

Да, история этого автомобиля полна своих интриг и противоречий. Машина, изначально разрабатывавшаяся по поручению государства для правительственных гаражей, так и не сумела стать таковой, отправившись в заведения пониже. Стоит также вспомнить, что ЗИС-101 при всей своей технической сложности сумел стать почти по-настоящему народным, так как использовался в таксомоторах, в различных партийных гаражах и даже в качестве карет скорой помощи. И именно ЗИС-101 стал самым массовым лимузином, производившимся в СССР. Так каким же он был на самом деле, попытаемся вспомнить в этом материале.

zis-101.jpg

История этой замечательной машины началась ещё в далеких 1930-х в Ленинграде. 

 

На тамошнем заводе «Красный путиловец» в то время выпускались тракторы «Фордзон», скопированные с американского аналога, которые успели устареть. Воспользовавшись ситуацией, ВАТО (Всесоюзное автотракторное объединения) решило заполнить пустующие мощности массовым правительственным автомобилем, сделанным по образу и подобию западного аналога, а именно американского.В роли «народного» лимузина выступил «Бьюик» тридцать второго модельного года, который и стал прообразом будущей машины. Его конструкция была довольно прогрессивна для тех лет, так как имела множество различных автоматических приводов различной конструкции, сдвоенный карбюратор, электрические часы, восьмицилиндровый верхнеклапанный двигатель и другое. Как уже можно догадаться, завод, выпускавший до тех пор лишь тракторы, по известной советской традиции принялся за разработку и сборку советского лимузина. Лишь в результате кропотливой работы автомобиль, известный сегодня как Л-1 (Ленинград-1), был собран в количествах, не превышающих десятка, и отправлен на испытания, где, по официальной версии, начал буквально разваливаться. К великому счастью для завода, после этого неприятного инцидента стране понадобился массовый выпуск танков типа Т-28, а все наработки и документация по перспективной машине были переданы в Москву на ЗИС.

 zis-101-1936.jpg

ЗиС 101 Предсерийный 1936 года

Главным промахом конструкторов, пожалуй, был выбор в качестве прототипа Бьюика, конструкция которого даже для Америки была слишком сложной. В этом, судя по всему, заключалось некое соревнование между двумя политическими системами, в котором должен был выиграть СССР. Но как бы там не было, конструкторский коллектив во главе с ведущим конструктором Е. И. Важинским приступает к работе над дальнейшим продолжением Л-1 или «советским «Бьюиком». Как окажется позднее, даже «скопировать» конструкцию такой сложной машины оказалось непосильной задачей для заводчан, поэтому в первую очередь пришлось избавляться от некоторых «наворотов». В частности, были упрощены до обыкновенного двухдискового сцепление и система подвески. Однако всё же оставались технические новинки, например, вакуумный усилитель тормозной системы, электрические часы и т. д. Поэтому всё равно конструкция машины оставалась слишком изнеженной, что, возможно, уже заранее предопределило её судьбу. К тому же стоит упомянуть, что в 1934 году, когда в Москву пришли перспективные Л-1, к ним был «прикреплён» ещё один «Бьюик» серии «девяносто», возможно, в целях изучения или дальнейшего копирования. 

 zis-101.jpg

 

Но, как уже оговаривалось, в то время завод не располагал нужной технической базой, поэтому дизайн готового авто опять-таки решили закупить в США у известной фирмы «Budd Manufacturing». Однако опять не было учтено, что этой конторой изготавливались слишком сложные кузова с буковым каркасом, требовавшим очень тонкой подгонки, на который и нашивались металлические панели. Разработка кузова и покупка нужного оборудования обошлась советской стороне в сумму, близкую к полумиллиону долларов. Но несмотря на это, в 1934 году машина была уже на стадии доработки, поэтому Важинским в журнале была «анонсирована» конструкция будущего «сто первого», однако написанная им статья в основном сводилась к описанию того же «Бьюика» и «Паккарда», легших в основу конструкции. К тому же она содержала серьёзные просчёты, так как на фотографиях был представлен седан, а не лимузин, имевший чётко обозначенный багажник. Но будущие машины были лимузинами и багажника не имели. Однако опять, несмотря на все трудности, в 1936 году первые автомобили были показаны высшим членам правительства, в том числе и Сталину. ЗИС-101 вождь одобрил, и осенью того же года начинается производство первого «народного лимузина».

662.jpg

Понятно, что «первопроходцам» в этом деле во главе с Важинским, который в будущем будет «разжалован», а позже расстрелян, просто никак не удалось избежать ошибок, оказавшихся в будущем для них фатальными. Так, скоро наметилась тенденция быстрого разрушения этих машин, связывавшихся с особенностями конструкции и плохим качеством сборки. Ведь рабочие не могли в нужном количестве и качестве собирать сложнейшие агрегаты, поэтому в большинстве случаев всё делалось в надежде «на авось». Поэтому не подходили новоиспечённые ЗИСы не то что высшему руководству, которое продолжало использовать заокеанские аналоги, но даже начальникам средней руки. Из-за этого они отправлялись на службу в такси, в «неотложку», для нужд которых и переделывались.

zis-101.jpg

Создавались и модификации на базе ЗИС-101, среди которых разнообразные фаэтоны, версии с различными типами кузова, родстеры, в конце концов. Так или иначе, но вскоре машину попытались модернизировать, дав ей изменённый двигатель, «полукруглую» облицовку радиатора, другие фары и т. д. Обновлённый автомобиль получил индекс ЗИС-101А и выпускался с 1940 года. Таким образом, ЗИС-101 во всех версиях выпускался с 1936 по 1941 годы до полного сосредоточения на «трёхтонке» ЗИС-5. Как это обычно бывает, первый в истории СССР лимузин получился не лишённым ошибок, в том числе и роковых для его создателей, но он стал хорошей опытной базой для будущего ЗИС-110.

 

Яндекс.Метрика