Skip to main content

Сталинградская битва в поэзии

Размышляя о судьбах «фронтового поколения, Сергей Орлов, как-то заметил, что «истинная поэзия всегда участвовала только в освободительных, справедливых войнах.

Сталинградская битва в поэзии

Этой чести – рассказать о народном подвиге в битве на Волге – удостоились многие. Подвиг Сталинграда одухотворил не только русскую поэзию. Здесь плечом к плечу сражались все народы Советского Союза, и в каждой из литератур народов страны этот подвиг нашел поэтическое отражение. Стихотворения «Сталинград» латыша Яна Судрабкална и эстонца Йоханесса Семпера, «Несокрушимая крепость» казаха Джамбула джабаева – вот только частица политической летописи Сталинградской битвы. 

 В битве на Волге действительность со всей щедростью открыла перед художниками слова человеческие характеры и судьбы в их типичности, выявила массовость мужества, самопожертвования и благородства. Не случайно поэтому, что наряду с собирательным образом героического Сталинграда, ставшего символом фронтового мужества страны и народа, образа в значительной мере монументально-статичного, в поэзии представлен и драматический динамизм процесса лирического героя к высотам человеческого духа в отличие от процесса дичания, деградации фашистского воинства.

 Не браводой, не показным геройством, а горьким сознанием безжалостности войны и пониманием ответственности перед народом своей солдатской миссии отличается лирика Б. Шаховского – «На безжалостном ветру». 

Сталинградская битва в поэзии1

 Потребность в изображении героизма и мужества защитников Сталинграда неизбежно ведет к эпосу, способствуя активизации жанра баллады, синтезирующего лирические и эпические начала. Такова баллада Зиновия Каца и Матвея Талалаевского «Тридцать три», рассказывающая о знаменитом бое тридцати трех советских воинов из легендарной 62-й армии с семьюдесятью немецкими танками, двадцать семь из которых остались на подступах к Сталинграду.

 Это «Баллада о знамени полка» Мавляна Икрама и баллада Миколы Упеника «Огонь на меня!» о комбате, вызвавшем на себя огонь, смертью расчистившем дорогу к Мамаеву кургану. C эпической обстоятельностью рассказывает о подвиге Сталинграда в стихотворении «Сталинград» Михаил Шестериков. И по тотальности, и по стилистике оно напоминает лермонтовское «Бородино». Герой Шестерикова, как и у Лермонтова, тоже бывалый солдат, прошедший всю сталинградскую эпопею с момента отступления до пленения фельдмаршала и «штук двадцати генералов».

 Герой-повествователь, рассказавший о том, как «разбили мы врага у Сталинграда», - плоть от плоти народной массы.

 Историческое значение победы пол Сталинградом очень точно сформулировано Демьяном Бедным в стихотворении «Народное мужество»:

 В ней – прошлого итог и образец – векам…».

 

Яндекс.Метрика