Skip to main content

Педагогические идеи А.С.Макаренко

Антон Семенович Макаренко – одна из знаковых фигур как в истории России, так и в узкоспециализированной науке – педагогике. И это несмотря на то, что он никогда не мечтал быть воспитателем: его прельщала писательская деятельность. Но сложный 20-й век внес в его судьбу свои коррективы…


Педагогическую деятельность Макаренко начал в 1917 году в должности заведующего начальным Железнодорожным училищем в родном Крюкове. Впоследствии опыт, полученный им именно это время, пригодился при работе в Трудовой колонии имени М.Горького, где из беспризорников пытались сделать полноценных членов советского общества, а Макаренко являлся своеобразным идеологом этого процесса. Он считал: «Не бывает дефективных детей, есть дефективное отношение к ним»,

поэтому, кто бы что ни говорил, Макаренко старался относиться к каждому из воспитанников как к самостоятельной личности. Недаром каждому из них он предоставлял свободу выбора – меняйся, живи честно, поступай по совести, либо будь готов к передаче в руки НКВД. Он никого не удерживал силой, но при этом все тянулись к нему.


Каковы были методы воспитания Макаренко? Антон Семенович был сторонником суровой дисциплины. Об этом говорил даже его внешний вид: командирские манеры, стремление одеваться по-военному.

Это же проявлялось и в системе воспитания: его подопечные жили буквально по расписанию. Советская власть, особенно Н.Крупская, неоднократно критиковали Макаренко за подобную манеру обучения бывших беспризорников, но уместна ли эта критика? Ведь ни один из воспитанников Макаренко не стал хулиганом, преступником, предателем!
Несмотря на то, что работать приходилось с «трудными» подростками, Макаренко не практиковал телесные наказания. Гораздо более действенным способом донести до хулигана факт, что он поступил неправильно, Макаренко считал пытку ожиданием того самого наказания. Один из его подопечных вспоминал, как однажды был вызван в кабинет Макаренко за провинность, зашел туда и простоял довольно длительное время перед ним в полнейшей тишине, давящей на совесть, оказавшейся мучительнее любой ругани.


Решительный тон в деловом распоряжении и полное подчинение детей и подростков этому распоряжению – правильный метод воспитания, по мнению Макаренко. Именно это поможет сформировать из беспризорника дисциплинированного, делового, сильного человека.
Особое значение Макаренко придавал трудовому воспитанию. Недаром его брат Виталий неоднократно писал из-за границы, что трудовая колония напоминает ему гибрид помещичьего хозяйства и кадетского корпуса. Воспитанники с первых дней проживания в колонии учились зарабатывать деньги собственным честным трудом – занимались земледелием и мелким техническим производством. За счет вырученных средств колония кормила, одевала, обучала их, предоставляла им проживание и возможность «выйти в люди».
Однако, уделяя внимание труду, Макаренко решительно возражал против использования мускульной энергии учащихся в отсутствии ее связи с воспитательной работой. Он яростно протестовал против лозунга некоторых педагогов того времени - «труд как центр всей школьной работы». Не соглашался с тем, что в жизни для учеников главное внимание стоит уделить трудовым навыкам, отодвинув на второй план приобретение систематически общеобразовательных знаний.


Единство идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического воспитания и физического развития – вот метод новатора А.С.Макаренко, сделавший его классиком педагогической науки.

Яндекс.Метрика