Екатерина Фурцева - советский политический Олимп

 

 Редко когда на политический Олимп Советского Союза взбиралась женщина. Там всегда заседали мужчины, а если и были женщины, то только на вторых ролях. К примеру, та же Крупская. Но Екатерина Алексеевна Фурцева сумела растолкать мужчин вокруг себя и занять среди них своё место. Правда, это потом вышло ей боком…

Екатерина Фурцева - советский политический Олимп

 

 

Екатерина Фурцева действительно смогла попасть на самый верх ценой многих своих усилий. Хотя начинала, как и все, с низших чинов. А потом поднималась по карьерной лестнице всё выше и выше и вот она уже член правительства и к тому же министр культуры. А на тот момент с 1960 по 1974 годы как раз всё и было: «оттепель», поэты, диссиденты, новые театры… 

 

Екатерина Фурцева

 

До сих пор многие выдающиеся деятели российской культуры с теплом вспоминают эту женщину. Она не была деспотом или тираном в юбке, но её нельзя назвать мягкотелой. Она просто знала политику партии в отношении культуры и литературы и потому могла где-то помочь, а где-то категорически запретить. Например, история с театром «Современник». Этот театр она по-своему любила, и даже помогала. Но стоило театру поставить что-то с полунамёками на реальную действительность, как тут же поступал запрет и в театр приходили критики от партии и громили постановку, на чём свет стоит. Многие свои спектакли Ефремов отвоёвывал в кабинете Фурцевой. И не только он, в этом кабинете не раз бывали и Любимов, и Плучек, и Товстоногов. Однажды был приглашён даже Эфрос. Это была её инициатива пригласить Ефремова в МХАТ. Это при ней заработал во всю мощь театр на Таганке. Не на все спектакли она ходила, но во многом доверяла своим замам. Они то и рассказывали ей были-небылицы о новых премьерах, которые потом развенчивали сами режиссеры, будучи приглашёнными к ней «на ковёр». 

 

Екатерина Фурцева - выступление

 

Литература тоже была в её епархии, если уместно будет так сказать. Она читала немного, но живо интересовалась новейшими литературными изысками. Например, ей нравился Шукшин, но не во всём она была с ним согласна. Но кроме этого, она смотрела кино. Это тоже входило в её компетенцию. И вот тут она, надо сказать, была категорична. Например, фильм Тарковского «Страсти по Андрею» («Андрей Рублёв») она категорически запретила, и фильм достаточно долго пролежал на полках. Его показывали изредка по ЦТ или в кинотеатрах на дневных сеансах.

 

 

Что же она сделала для страны полезного? Да, многое. К примеру, Первый конкурс имени Чайковского. Заметьте, она ещё не была министром, но уже тогда имела достаточно влияния, чтобы суметь добиться первой премии для американца Клиберна, а не для русского пианиста, как было предусмотрено. По её инициативе в стране появился Театр эстрады, детский театр Натальи Сац, цирк на Вернадском. Она помогала многим. И кстати, впервые «Мона Лизу» да Винчи привезли в СССР именно благодаря содействию Фурцевой. И Ив Монтан с Симоне Синьоре приезжал при непосредственном участии министра культуры.

 

 

А закончилась её деятельность опалой. Безработица и пьянство быстро свели эту женщину к тому, что она покончила жизнь самоубийством. А жаль… Но люди её помнят…

 

 

 


КОММЕНТИРОВАТЬ

Обновить Защитный код
0 Плохо0
Яндекс.Метрика