О жителях Брянска и их борьбе в годы войны.

В Брянске есть обычай: молодожены по дороге из Дворца бракосочетаний на свадебное торжество непременно останавливаются у Памятника брянским партизанам и возлагают цветы к его подножию. Эти цветы — знак великой благодарности молодых тем, кто в тяжелейших боях против гитлеровских захватчиков на лесных тропах Брянщины отстаивал завоевания Октября, счастье будущих поколений советских людей.

Bryansk.jpg

 

За восемьсот двадцать пять лет своего существования — с 1146 года, когда в летописи впервые упомянута Брянская крепость, — город не раз вставал на пути иноземных захватчиков.

 

Леса, окружающие Брянск, видели наездников Батыя, гремели здесь выстрелы войск Наполеона. И мужики из лесных сел брались за вилы и топоры и нападали на французские обозы...

 

Пушки, сделанные на знаменитом брянском «Арсенале», на месте которого нынче встал завод «Дормаш», били по врагу на Бородинском поле и на Шипке, в Болгарии...

 

Но никогда ни сам Брянск, ни окружающие его леса не видели такого размаха народной войны против оккупантов, как в годы великой Отечественной.

 

Многие поэтические строки о партизанском движении принадлежат перу партизанского летописца и поэта Федора Александровича Костина. Ныне Костин — председатель городского комитета народного контроля. А в годы войны, в трудный сорок первый, восемнадцатилетний рабочий брянского завода «Дормаш» Федя Костин был разведчиком знаменитой партизанской бригады, которой командовал секретарь Брянского горкома партии Дмитрий Ефимович Кравцов и которая приняла его имя после того, как Дмитрий Ефимович пал а жестоком бою...

 

Поистине каждая сосна в знаменитых Брянских лесах прикрывала своим телом партизана и из-за каждой сосны гремели партизанские выстрелы по оккупантам!

 

Откуда они, те необыкновенные стойкость и мужество, с которыми брянские партизаны бились с гитлеровскими захватчиками?.. Они родились не на пустом месте, в стали прямым продолжением славных революционных традиций, которыми издавиа славился Брянск. Ведь еще до революции в городе действовало немало крупных по тем временам заводов, среди которых первенствовал Брянский завод — один из ведущих предприятий машиностроения в России.

 

Брянские рабочие не раз поднимались против угнетателей. Уже в девяностых годах XIX века на Брянском заводе организовался кружок, называвшийся «Союзом сознательных рабочих», который возглавил стачечную борьбу.

 

Брянск после пятилетки

 

В девятьсот третьем возник Орловско-Брянский комитет РСДРП под руководством большевика, сподвижника Ильича И. Дубровинского. Через него на брянские заводы и фабрики шла ленинская «Искра». К октябрю семнадцатого власть во многих районах города фактически принадлежала большевикам. А в мае 1918 года был создан Брянский уездный исполком во главе с коммунистом-ленинцем Игнатом Фокиным, имя которого ныне носит один из районов города.

 

По «Брянским правилам» трудились рабочие города в горячие дни первых пятилеток, брались за оружие и уходили в леса в трудную годину гитлеровского нашествия. По этим же ленинским правилам работают они, украшают, строят новый, прекрасный город Брянск.

 

Вот еще один из рабочих, причастный к строительству нового Брянска, — бывший командир партизанского отряда, а ныне шофер первого класса и секретарь партийной организации Бежицкой автоколонны № 21 Приокстроя Михаил Григорьевич Гудаков. Более полумиллиона километров наездил Михаил Григорьевич без единой аварии. Во всем Брянске не найдется, пожалуй, такого крупного сооружения, в строительстве которого не принимал бы участия Гудаков со своим верным «ЗИЛ-157». Недаром за успехи в истекшей пятилетке Михаил Григорьевич награжден орденом Октябрьской Революции.

 

А построено за пятилетку в Брянске много. Приукрасились новыми домами, кинотеатрами, школами его зеленые улицы, на которых всегда царит образцовая чистота. Только жилая площадь выросла на четыреста тысяч квадратных метров. Встали новые цеха на заводах и фабриках, объем промышленного производства которых возрос на семьдесят семь процентов. Что за продукцию они выпускают? Тепловозы, судовые дизели, поезда-рефрижераторы, что строятся на заново отстроенном и реконструированном Брянском ордена Трудового Красного Знамени машиностроительном заводе, ирригационные и дорожные машины, выходящие из ворот заводов «Дормаш» имени Пятидесятилетия Октября и «Ирмаш», миллионы метров тканей, произведенных Брянским камвольным комбинатом, автомобили, станки...

 

Всего этого брянский рабочий класс уже добился. Все это еще одна высота на пути к коммунизму, взятая и освоенная навсегда. А впереди новые дела и новые свершения девятой пятилетки.

 

О том, каким будет Брянск через пять лет, мы говорили с председателем горсовета Евгением Яковлевичем Евдокимовым. Он рассказывал о будущих домах (в городе предстоит построить восемьсот тысяч квадратных метров жилой площади) и о будущей кольцевой дороге, что скоростной магистралью свяжет воедино все четыре городских района, разделенных поймами Десны, Болвы и Снежети. Он говорил о будущих кинотеатрах и дворцах культуры, о будущих больницах, школах, троллейбусных линиях.

 

 

И передо мной открывался Брянск, каким он станет к своему восьмисоттридцатилетию. Древний и вечно новый и молодой город боевых красных партизанских ленточек и рабочих брезентовых рукавиц...

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика