Skip to main content

Портрет Аллы Демидовой (Борис Биргер)

Беседа с художником Борисом Биргером, написавшем портрет актрисы Аллы Демидовой. Содержит высказывания от первого лица.

Алла Демидова

 Портрет Аллы Демидовой, 1979, художник Борис Биргер

В маленькой мастерской в стандартном семиэтажном доме в Измайлове его работы стоят очень тесно — одна к одной, так что лица друзей, глядящих с картин, почти касаются друг друга.

 

Актриса Алла Демидова появляется на полотнах художника дважды. Он вспоминает:

 

— Нас познакомил Эдисон Денисов. У меня всегда был для детей домашний кукольный театр. Мы вместе ставили спектакли, расписывали декорации, и Алла Сергеевна включилась в наши спектакли. Подлинный художник — что бы он ни делал, никогда не халтурит. Вот и она входила в эти на один вечер поставленные спектакли с полной отдачей. Играли мы трое — Алла Сергеевна, Игорь Кваша и я. Готовились, репетировали после театра до четырех-пяти утра. Как она волновалась перед началом, сидя «за кулисами», то есть на кухне, зуб на зуб не попадал, будто предстояла настоящая премьера!

Потом пришла идея сделать шуточный спектакль для взрослых, в котором была художественная и политическая острота. Главным автором был Б. Сарнов. тексты писали А. Хайт, О. Чухонцев, И. Виноградов. Эти спектакли мы повторяли, и зрителей набивалось немало — иногда человек по шестьдесят.

 

Борис БиргерБорис Биргер

 

Ведь время было такое — спектакли один за другим запрещались, фильмы лежали на полках, книги не издавались. То нельзя, другое нельзя. Вся эта муть заволакивала нашу жизнь, а домашний театр был отдушиной. Здесь мы могли делать все, что хотели, здесь нам никто ничего не мог запретить. Это было противостояние.

Я думаю, что на таких людях, как Демидова, и держатся наши театр, кино. Художник обязательно должен быть восхищен моделью, если он равнодушен — работа бессмысленна. Демидова всегда меня поражала и в театре, и в кино. В «Трех сестрах», в «Вишневом саде», в «Добром человеке из Сезуана», в «Дневных звездах». А когда она сыграла в «Деревянных конях» — это было для меня открытием, потрясением.

Когда я писал этот портрет, Алла Сергеевна спросила меня, — можно ли ей во время сеанса, чтоб не скучно было, репетировать? Я разрешил, подумав, что и мне будет спокойнее писать. И вдруг — бог ты мой!— увидел перед собой ... старуху. Я ужасно испугался, подумал, что ей плохо. Оказалось, что актриса репетирует роль из «Деревянных коней», где она играла старую женщину. Я взмолился: Аллочка, так у нас с вами ничего не получится.

Портрет этот был написан много лет назад, но Демидовой я восхищаюсь по-прежнему...

Яндекс.Метрика