Советское кино

Развенчание культа личности Сталина на 20 съезде КПСС стало началом новой эпохи.

В советском обществе, особенно среди молодёжи, возникли новые веяния -романтики и творческого поиска.

Время «хрущёвской оттепели» было исполнено надежд, а те, кого потом назвали шестидесятниками, стали воплощением духа идеализма, вольности, пробуждения. Романтический подъём охватил все виды искусства: поэзию, живопись, театр. Кинематограф, несмотря на то, что по-прежнему оставался в рамках социалистического, «государственного реализма», тоже обратился к изображению подлинной жизни. Кино 1960-х стало самым доступным и самым распространённым видом искусства

, активно влияющим на сознание зрителей. То десятилетие было временем счастливых дебютов Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе и других. Шестидесятники продолжат снимать и в следующее десятилетие, но состояние умов в обществе 1970-х заметно изменится. В творчестве мастеров появятся тревожные интонации, а «оттепельные» надежды и открытый, вольнолюбивый дух постепенно уступят место скрытому трагизму.В 1970-е особую популярность приобретают фильмы о детстве и юности, о сложностях взаимоотношений детей и взрослых - соприкосновении сложных, подчас диаметрально противоположных миров. «Подранки» Николая Губенко показывают упрямую живучесть юных душ - несмотря на те раны, которые жизнь наносит им.
Рассказ о сиротах потому и убедителен, что вызван к жизни подлинностью драмы, - режиссёр сам пережил тяжёлое военное детство. О душевном мире иной, мирной юности в ясной поэтической форме рассказывают фильмы Сергея Соловьева - значительной фигуры советского и постсоветского кино. Его фильм стилизован под холсты русских импрессионистов в попытке передать дремлющую в каждом молодом человеке тягу к прекрасному. Нельзя не упомянуть и о замечательных детских картинах, появившихся на советском экране в 1960 - 70-е. Режиссёр и актёр Ролан Быков снял такие необычные фильмы, как «Айболит-66». Леонид Нечаев создал «Приключения Буратино» и «Красную Шапочку», прекрасную музыку к которым написал Алексей Рыбников. На экраны вышла снятая совместно с румынскими и французскими кинематографистами музыкальная сказка «Мама». В эпоху «физиков и лириков» принято было и кинематограф делить на «поэзию» и «прозу». Классиком поэтического кино, наиболее элитарным режиссёром советских лет считается Андрей Тарковский, каждый фильм которого становился событием. Картина «Иваново детство» принесла ему главный приз Венецианского кинофестиваля. Трагическая история мальчика, чей внутренний мир был изуродован войной, вызвала огромный международный резонанс.
Однако фильм «Андрей Рублёв» в СССР не показывали с 1966 по 1971 годы, в то время как его смотрел весь остальной мир. Лента воссоздаёт духовный мир Андрея Рублёва, монаха монастыря и великого живописца 15 века, автора знаменитой иконы «Троица». Однако фильм этот не биографический: под личиной исторической ленты Тарковский изображает внутреннюю напряжённость своего времени, а главный её герой наблюдает всю радость и грязь окружающей жизни, размышляет о судьбах России, о миссии таких, как он. В «Солярисе», снятом по роману польского писателя-фантаста Станислава Лема, Тарковский раскрывает перед зрителем другую проблему: насколько сочетаемы технический прогресс и человечность, наука и мораль? По сути, это фильм о попытке преодоления одиночества, вызванного нашей суетностью. Самая личная картина Андрея Тарковского - «Зеркало». Она построена по законам поэзии и являет зрителю изнанку человеческой души. В начале 1970-х Тарковский разрабатывал драму индивида, теряющего почву под ногами. В аллегорическом «Сталкере», снятом по сценарию братьев Стругацких, действие происходит в закрытой, невесть как образовавшейся странной Зоне. Шестидесятые и, в меньшей мере семидесятые стали временем, когда появляются яркие национальные стили в кинематографии республик. Крупнейшие мастера отдали дань поэтическому кино: в Украине - Сергей Параджанов, в Грузии - Отар Иоселиани; Тенгиз Абуладзе и другие.
Плодотворной темой кино 1960-х была личность на войне. Настоящий переворот в этой области совершили фильмы, показавшие войну просто и человечно, без ложного пафоса: «Судьба человека», «Летят журавли». Глубокий психологизм и возвышенные философские размышления, прозвучавшие в картине Ларисы Шепитько «Восхождение», возвели фильм до уровня притчи. Здесь присутствует сложный жанрово-родовой сплав: художественное обобщение, присущее эпосу, соединяется с напряжением морального противопоставления двух главных героев, Сотникова и Рыбака, по-разному проявивших себя в условиях жесточайших военных испытаний. Сотников избирает смерть, оставшись верным присяге и собственной совести, а Рыбак продается оккупантам. Решение конфликта трактуется с позиций духовного максимализма; высокая смерть честного человека и позорная духовная гибель предателя противопоставлены с резкостью и назидательностью истинной трагедии. Пиком наивысшего накала стал «Гамлет» режиссёра Григория Козинцева. Актёр Иннокентий Смоктуновский великолепно сыграл философа, избравшего своим оружием мысль. Однако на рубеже 1960-70-х зазвучали новые мотивы - на экране появилась жёсткая, суровая классика. Последнее творение Козинцева - постановка шекспировского «Короля Лира» проникнуто горечью и скорбью. Действительно, советские экранизации классики позволяют отчетливо уловить различие десятилетий. Шестидесятые и семидесятые «звучат» по-разному - как мажор и минор. С конца 1960-х многие фильмы начинают запрещать, сценаристов и режиссёров вынуждают работать по указке цензоров. Если для эпохи «оттепели» был характерен коллективистский пафос, то в 1970-е возрастает личностное начало: наступило время для того, чтобы разобраться в себе, время самоопределения.


На каждой странице новый анекдот!