Советское телевидение – с чего все начиналось

Советский голубой экран

«Катись-катись, яблочко, по тарелочке, покажи мне и небес высоту, и гор красоту» - приговаривали сказочные герои и перед ними на блюде или подносе проступали волшебные картины. Для наших предков возможность увидеть то, что где-то далеко происходит с другими людьми, была волшебной сказкой. Сегодня мы приходим домой, нажимаем кнопку пульта – и оживает экран телевизора. Мы слушаем новости и перебираем каналы, говоря – «Опять смотреть нечего!», сопереживаем героям сериалов и спорим с человеком на экране… И нам, людям XXI века, сложно понять, как телевизор может быть предметом роскоши, как телевизионных каналов может быть только один, как экран телевизора может быть чуть больше по размеру, чем обычная книжка. А ведь это было…

Про историю советского телевидения можно рассказать по-разному. Можно о развитии и совершенствовании его технической стороны. Тогда эта история будет выглядеть так. 29 апреля и 2 мая 1931 года радиостанция Всесоюзного электротехнического института в Москве произвела передачу «дальновидения» по радио. С 1938 года в Москве и Ленинграде начинают работать первые экспериментальные телецентры, с марта 1939 года начинаются регулярные трансляции Московского телецентра на Шаболовке. С середины 50-х годов начался рост количества передающих и принимающих устройств. В 1964 году  была построена Останкинская телебашня. С момента ее запуска стала возможной трансляция телепередач с учетом часовых поясов, повысилось качество передаваемого сигнала, стали транслироваться записи программ. С 1965 года СССР первым в мире стал использовать космические спутники для ретрансляции телесигнала. К 50-летнему юбилею Октябрьской революции – в 1967 году – был приурочен первый выпуск телепередачи в цвете.

Но история телевидения больше, чем история техники. Прежде всего, потому, что телевидение делали и смотрели люди. Во-вторых, телевидение с самого момента своего рождения стало больше, чем просто картинкой, передаваемой на расстоянии – телевидение было и остается одним из самых действенных способов воздействия на массовое сознание, на поведение и настроения общества. С 1939 года в СССР действовал «План телефикации СССР», в соответствии с которым телевидение должно было стать доступным для большей части населения СССР благодаря кабельным сетям. С того момента как телевидение стало технически доступным видом средств массовой информации, одной из основных его задач стало «разъяснение политики партии» и повседневное «политическое, культурное и эстетическое воспитание населения». Достаточно жесткий партийный и государственный контроль проявлялся как в кадровой политике в сфере телевидения – председатель Гостелерадио назначался Политбюро ЦК КПСС, так и в отслеживании сетки вещания и содержания программ, особенно информационно-новостных, публицистических и образовательных. Особое внимание уделялось новостным передачам, среди которых первое место по значимости в глазах партийных структур и по количеству зрителей занимала программа «Время», вышедшая на экраны страны в 1968 году. Дикторы-ведущие этой программы – Игорь Кириллов, Анна Шатилова – были не только лицом этой программы, но и зачастую «официальными» голосами важнейших государственных и партийных мероприятий. Стать диктором этой программы было возможно, только пройдя жесточайший профессиональный отбор – как на внешность, так и на знание правил русского языка, чистоту дикции и умение владеть своим голосом.

Большое внимание советское телевидение уделяло просветительским и образовательным передачам. Многие из них, родившиеся в 60-70-х годах, до сих пор остаются популярными. Это и «В мире животных» (с 1968 года, вели ее в разное время Александр Згуриди, Василий Песков, Николай Дроздов), и «Клуб кинопутешественников» (с 1960 по 2003 год, вели Владимир Шнейдеров и Юрий Сенкевич), и «Очевидное-невероятное» (с 1973 года, создатель и ведущий передачи Сергей Капица)… Эти передачи пользовались любовью зрителей в том числе и потому, что советские люди, имевшие ограниченный доступ к поездкам за границу, часто проводившие свою жизнь в границах одного города или деревни, получали возможность в прямом смысле слова «повидать мир»…

Отдельную нишу в телеэфире занимали развлекательные и юмористические передачи. Их было немного, что объяснимо – смех плохо сочетался с пропагандистско-воспитательными задачами, но зрители ждали и всей семьей смотрели (а потом еще долго обсуждали) и «Кабачок «13 стульев»» (1966 - 1980), и «Клуб веселых и находчивых» (с 1961 года) и «Вокруг смеха» (1978 – 1990, ведущий – поэт-пародист Александр Иванов)…

И благодаря этим, да и многим другим передачам – «Кинопанораме» и «Утренней почте», «Песне года» и «А ну-ка, девушки», «Ритмы планеты» и «Здоровье», «АБВГДэйка» и «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» и «Что? Где? Когда?» - телевидение не воспринималось как агитатор и пропагандист. Это было окно в мир, не очень доступный многим жителям СССР, ведущие воспринимались как близкие друзья или далекие родственники.

Во многом популярность телепередач определялась личностями ведущих – не только «теле»-профессионалов, но и талантливых ученых, режиссеров, путешественников, литераторов, актеров.

90-е годы, ставшие переломными для всей страны, не могли не изменить и облик телевидения. Увеличилось число каналов, появились авторские политические и публицистические программы, зрители увидели первые «мыльные оперы» и рекламные ролики… Телевидение новой России начинало ориентироваться на «мировые стандарты». Но даже спустя много лет, став взрослыми и перестав удивляться тому, «до чего техника дошла», люди, рожденные в СССР, с удовольствием и ностальгией смотрят старые передачи…


Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика