Skip to main content

Т-35 - советская тяжелая пятерка

Советские танковые войска на рубеже 1920-х и 1930-х годов имели очень плохое оружие. В связи с этим было принято решение о строительстве новых танков в многоступенчатой конфигурации, популярной в настоящее время. Введены в эксплуатацию два типа машин - средние танки Т-28 с тремя башнями и огромные тяжелые танки Т-35, оснащенные целых 5-ти башнями.

 35.jpg

Советские танковые войска были первоначально вооружены смесью захваченной техники. Самыми многочисленными были танки FT-17, которые в середине 1920-х годов были полностью устаревшими. В связи с этим советское командование поручило заводам молодых вооружений разрабатывать новые танки с учетом опыта зарубежных строителей.

 Рено FT (фр. Renault FT, Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917) — первый серийный лёгкий танк.Рено FT (фр. Renault FT, Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917) — первый серийный лёгкий танк.

Одним из первых танков, разработанных в Советском Союзе, был маленький МС-1 . На практике это была разработка легких танков FT-17, что сделало его плохо оснащенным и более подходящим для поддержки пехоты, чем для борьбы с другими танками. В связи с этим советское командование бронетанковыми войсками признало необходимость разработки новых боевых машин для заполнения пробелов в вооруженных силах.

 Т-18 (МС-1 — малый сопровождения) — советский лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов.Т-18 (МС-1 — малый сопровождения) — советский лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов.

На рубеже 1920-х и 1930-х годов в Европе идея строительства многобашенных танков стала набирать популярность. Эти машины должны были быть тяжелыми танками, вооруженными одной или несколькими пушками, и пулеметами, размещенными в отдельных башнях. Такое решение позволило увеличить поле обстрела, а значит, значительно повысить эффективность танков при прорыве линии фронта.

Многоярусные танки начали строить в Великобритании, Германии и СССР. В то время как британские машины были уже довольно крупными конструкциями (одним из самых важных британских многопрофильных машин была А1Е1 Независимый , русские решили построить один из самых больших танков в мире в те дни.

Танк А1Е1 в танковом музее в Бовингтоне.Танк А1Е1 в танковом музее в Бовингтоне.

 

Пятиконечный монстр

 

Работы над новым танком начались в 1929 году. Танк получил обозначение TG (Tank Grote) от имени немецкого инженера, внесшего значительный вклад в проект - Э. Гроте. У машины была одна башня, но в корпусе была установлена дополнительная пушка, а в расширенной надстройке - несколько пулеметов. Испытания танка начались в 1931 году, но они прошли не очень хорошо. Проблемы с двигателем,  отсутствие идей для доработки конструкции танка означали, что в ноябре 1931 года было принято решение закрыть этот проект и снова начать работу над другим танком

 Танк ТГ во дворе ВАММ РККА им. Сталина, 1940 Танк ТГ во дворе ВАММ РККА им. Сталина, 1940

На основании полученного опыта в конце 1931 г. была создана строительная бригада во главе с Э. Гроте и Н. В. Барыковым. Они получили передовое задание по разработке новой боевой машины до 1 августа 1932 года. В ходе работы они использовали весь опыт, накопленный при строительстве ТГ, но созданный ими танк выглядел совершенно иначе. В отличие от TG, новый танк получил целых пять башен - основная с пушкой калибра 77,2 мм и две с пушкой калибра 45 мм и две с пулеметами. Не известно, использовали ли русские во время работ британские планы или опыт, но у их танка была похожая система строительства.

 

Попытки прототипов продолжались до середины 1933 года. В ходе этого структура танка систематически изменялась, устранялись дефекты и повышался его боевой потенциал. С самого начала проблема заключалась в значительной высоте резервуара, которая никогда не уменьшалась, и слабой броне, вызванной требованием удерживать массу резервуара около 50 тонн. Другой важной проблемой, с которой столкнулись строители, была координация действий с участием 10 членов экипажа.

 Первый серийный танк Т-35Первый серийный танк Т-35

Первый серийный танк Т-35, такое обозначение наконец получил новый танк, был завершен незадолго до ноябрьского парада по случаю годовщины Октябрьской революции. Серийный танк  был представлен в Харькове, а два прототипа - в Москве. Вскоре после поставки первого серийного танк  стали появляться новые дефекты конструкции, тот факт, что заводы в таких сложных и больших машин были неопытными, а также неверие в смысл проекта, например, со стороны директора завода.

Лишь 20 августа 1934 года был закончен первый танк, который не был обеспокоен техническими проблемами. Это не означало, что Т-35 был тогда усовершенствованной конструкцией. Проблема заключалась в слабой броне, сложности в координации действий пяти башен и слабом двигателе, что делало невозможным подъем даже на небольшие холмы.

СУ-14 - в 1933 году были изготовлены два опытных образца самоходной пушки СУ-14 с использованием танкового шасси Т-35. Во время испытаний считалось, что машины не годятся для эксплуатации, хотя идея переоборудования старых Т-35 в самоходные орудия возвращалась несколько раз.

В 1935 году на одном из военных кораблей была установлена система управления центральной башней, но она не была внедрена в оборудование из-за необходимости специальной подготовки по его эксплуатации. Еще одной проблемой стал дальномер, установленный на башне, что еще больше увеличило высоту всего танк .

 

В 1936 году танки Т-35, которые находились в эксплуатации два года, снова стали вызывать проблемы.В механическом отношении оказалось, что танки очень ненадежны, они постоянно изнашиваются, а двигатели не обеспечивают адекватных характеристик. Поэтому было решено обновить все компоненты и заменить их новыми. В то же время заводы в Харькове получили два независимых заказа на разработку танка Т-35 с более толстой броней и танк  с коническими опорами, обеспечивающими большую защиту от ракет.

серийный танк Т-35

Идея танковой брони Т-35 была невозможна без существенного увеличения веса вагонов, о чем не могло быть и речи из-за несущей способности мостов и мощности двигателей. Однако в производство был введен новый вариант танка, в котором использовались конические башни и слегка утолщенная броня. Однако эти изменения носили косметический характер и не смогли защитить Т-35 до конца производства. Производственные затраты также были значительными - танк Т-35 стоил около 525 тысяч. рублей или 9 легких танков БТ-5, вооруженных пушкой калибра 45 мм.

8 июня 1939 года было принято решение остановить производство танков Т-35. Всего в 1932-1939 годах было построено 61 серийный танк  и два прототипа. Отдельные танки отличались друг от друга деталями конструкции, однако, различные версии танков не были формально различены, за исключением разделения из-за формы башен.

Тактико-технические данные

Танк Т-35 имел длину 9,7 м, ширину 3,2 м и высоту 3,4 м (3,7 м в случае тележек с конической башней), длину и массу 50–54 тонны в зависимости от серийного производства. Привод представлял собой 12-цилиндровый дизельный двигатель М-17 мощностью 500 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 28,9 км / ч на дороге и 14 км / ч в районе с диапазоном 100–120 км и 80–90 км соответственно. Броня танка имела толщину около 50 мм спереди, 20 по бокам и 20 мм по башне. Бронированный вариант имел толщину 70 мм, 25 мм и 25 мм соответственно. Оружие состояло из короткой 76-мм пушки калибра КТ-28 в центральной башне, двух орудий 20К. Калибр 1934 г. 45 мм в дополнительных башнях и 5 пулеметов DT калибра 7,62 мм, две из которых находились в отдельных башнях.

Тактико-технические данные

Короткая и болезненная операция

С началом Второй мировой войны танки Т-35 получили возможность проявить себя в бою. В сентябре 1939 года, во время вторжения в Польшу, эти танки были в резерве, если возникла необходимость использовать их во время боевых действий. Ситуация была аналогичной во время Зимней войны с Финляндией (хотя некоторые источники ошибочно утверждают, что в бою принимали участие танки Т-35 - на практике в Финляндии сражались только три танка Т-28 и опытные танки Т-100 и СМК).

Только в июне 1941 года, когда Германия напала на СССР, танки Т-35 были отправлены в бой. Эффект был катастрофическим. Большинство танков были потеряны, прежде чем они достигли фронта из-за отказа. Если танки принимали участие в боевых действиях, они не могли наладить равный бой с немецким PzKpfw IV и быстро становились жертвами артиллерии. Вероятно, более дюжины фургонов пережили первые сражения и приняли участие в обороне Москвы, но это был последний эпизод битвы в их истории (одна машина, захваченная немцами, якобы принимала участие в обороне Берлина в 1945 году). До наших дней сохранился только один Т-35, который сейчас находится в музее Кубинки.

Практически с самого начала Т-35 был обречен на провал. Этот танк был слишком большим, слишком сложным и плохо вооруженным. В конечном итоге все многоконтурные танки оказались в тупике - и британские, и советские.

 

Яндекс.Метрика