Гонения на церковь: сталинские или хрущёвские?

В наше время многие говорят о так называемых сталинских гонениях на православную церковь. Особенно стараются в этом священники и «православные активисты», перемежая громкие слова о притеснениях и репрессиях с другими громкими словами – предложениями Сталина… канонизировать. Логику в таких выступлениях искать бессмысленно, как, собственно, и в религии вообще. 

Гонения на церковь: сталинские или хрущёвские?

На самом деле в первые годы советской власти и при Сталине прямых гонений на церковь не было. Религиозность и посещение храма не одобрялись, попы и верующие высмеивались в газетных фельетонах и кинокомедиях, а в «идеологически правильных» произведениях литературы протагонист всегда выступал неверующим, уверенным в себе и преданным коммунистическому учению. Однако и традиционные конфессии, и различные ереси продолжали существовать и были достаточно популярны в народе – по большей части это сельские жители, малообразованные горожане. Православная церковь, не входящая в общегосударственную политико-экономическую систему, самостоятельно распоряжалась своим имуществом и была организацией достаточно богатой. 

 

Более того, во время войны государство как-то уж слишком «повернулось» к церкви. Сталинское правительство оценило авторитет религиозных организаций и их способность влиять на поведение людей. Церковь могла утешать в годы лишений и призывать к смирению перед властями – последнее чиновникам пришлось особенно по вкусу. Появились так называемые «красные попы» - священники, согласившиеся сотрудничать с советской властью и признавшие духовную легитимность («богоизбранность») этой власти. В связи с этим в церкви произошёл крупный раскол – более принципиальное крыло православного духовенства не захотело сотрудничать с «красными попами». 

 

Настоящие репрессии в отношении религии начались только при Хрущёве. И производились они прогрессивным в то время (да и в нынешнее) методом – не силовым, а экономическим. Попросту говоря, в 1958 году вышел знаменитый указ о религиозных организациях, по которому церковь была обязана платить налоги, продавать религиозный реквизит (свечи, иконы и т. д.) по установленной государством цене и отчитываться государству о своём имуществе. Метод оказался действенным – очень быстро в стране закрылось, по некоторым данным, половина всех храмов, многие из оставшихся пришли в удручающее состояние, и церковь в целом оказалась в полном упадке. Религиозному «чёрному» бизнесу в СССР пришёл конец.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ

Обновить Защитный код
0 Плохо0
Яндекс.Метрика