Алгебра для семилетней школы I ЧАСТЬ для VI класса (Гончаров) 1949 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебный материал для опытной проверки для VI класса
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР ИНСТИТУТ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
© ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР Москва 1949
Авторство: Гончаров В.Л.
Формат: PDF Размер файла: 8.36 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Гл. /. Буквенные выражения
- 1. Употребление букв. Составление формул. 3
- 2. Подстановка числовых значений в формулы 9
- 3. Составление таблиц по формуле 12
- 4. Словесное чтение формул и запись их под диктовку 15
- 5. Коэффициент. Одночлены и многочлены 17
- 6. Уравнения 20
- 7. Решение задач при помощи уравнений. 23
- 8. Степени. 25
- 9. Корни 27
Гл. //. Простейшие графические представления. Прямая и обратная пропорциональность
- 10. Изображение величин отрезками. 29
- 11. Отношение чисел . 32
- 12. Прямая пропорциональность 34
- 13. Обратная пропорциональность. : 36
- 14. Графическое изображение прямой и обратной пропорциональности 39
- 15. Различные примеры. 41
- 16. Изображение величин плоскими и пространственными фигурами 43
- 17. Пропорциональное деление. Секторные диаграммы. 45
Гл. III. Свойства арифметических действий. Равенства и неравенства
- 18. Сложение 48
- 19. Вычитание 50
- 20. Умножение •. 52
- 21. Деление 55
- 22. Все действия. 58
- 23. Равенства и неравенства . 50
- 24. Основные свойства равенств и неравенств. 64
- 25. Числовый луч. 66
- 26. Координатный угол. 69
Гл. IV. Положительные и отрицательные числа
- 27. Числовая прямая (ось) 73
- 28. Сложение положительных и отрицательных чисел. 77
- 29. Вычитание положительных и отрицательных чисел. 80
- 30 Упражнения в сложении и вычитании 85
- 31. Умножение положительных и отрицательных чисел. 88
- 32. Деление положительных и отрицательных чисел 93
- 33. Упражнения во всех действиях. Буквенные подстановки . 95
- 34. Координатная плоскость. 99
Гл. V. Решение линейных уравнений § 35. Дальнейшие свойства равенств. 102
- 36. Основные приемы решения уравнений 103
- 37. Решение текстовых задач посредством уравнений 114
- 38. Особенные случаи решения уравнений 120
Гл. VI. Тождественные преобразования целых алгебраич. выражений § 39. Общее понятие о преобразованиях 122
- 40. Умножение одночленов и многочленов на одночлен. Вынесение множителя за скобку 125
- 41. Умножение многочленов на многочлены 127
- 42. Основные формулы умножения 1о0
Скачать бесплатный учебник СССР - Алгебра для семилетней школы I ЧАСТЬ для VI класса (Гончаров) 1949 года
СКАЧАТЬ PDF
ГЛАВА I
БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
- 1. Употребление букв. Составление формул
Когда хотят сказать о человеке, не называя его имени или фамилии, говорят иногда «кто-то», «кто-нибудь», «некто» или пользуются другими выражениями, показывающими, что неизвестно или безразлично, о ком именно идет речь.
Когда хотят сказать о числе, не указывая, о каком именно, то обозначают его буквой. Так делают по разным причинам: например, потому, что упоминаемое число неизвестно или потому, что безразлично, чему именно оно равняется.
При решении задач приходится встречаться с различными величинами, определяемыми условиями задачи. Каждая величина может иметь то или иное числовое значение, т. е. выражаться тем или иным числом. Очень часто, обозначив величину буквой, в случае надобности, вместо буквы подставляют числа.
Предположим, например, что величина, которую мы рассматриваем, есть числа уроков в классе: обозначим эту величину буквой а. Если сегодня было, допустим, пять уроков, то а равно 5; если завтра будет четыре урока, то можно будет написать: а = 4; в воскресенье совсем нет уроков и потому а = 0.
Различные величины, чтобы избежать смешения, обозначают различными буквами. Так, если одной буквой обозначено число уроков сегодня в классе, то полученную отметку за письменную работу (число баллов) нужно обозначить другой буквой, хотя числовые значения этих величин могут оказаться и равными между собой.
Выражения «кто-то», «кто-нибудь», «некто», любое место- имение — употребляются вместо имени человека. Буквы в математике употребляются вместо чисел: они заменяют числа и, напротив, число в любой момент может быть подставлено вместо буквы.
Поэтому с буквами обращаются, как с числами: их можно сравнивать по величине, а также складывать, вычитать, умножать и делить. Нередко числа и буквы встречаются одновременно.
Знаки действий с буквами — те же, что и с числами. Нужно только обратить внимание на две особенности:
1) В качестве знака умножения принята точка, а не косой крест; но ради краткости точка большею частью вовсе опускается.
2) Двоеточие как знак деления мало употребительно: результат деления обыкновенно записывается в виде дроби.
Таким образом сумма, разность, произведение и частное (отношение, величин, обозначенных буквами а и Ь, записываются следующим образом:
а-j-ft, а—Ь, а-b или ab, ~ (реже а:Ь).
Необходимо ясно понимать, что если, например, величине а придается значение 5, а величине b — значение 3 (т. е. а = 5, 6 = 3), то сумма а 4- b имеет уже не иное значение как5-|-3, так что а b = 8; точно так же в этом случае а — Ь — Ч, ab = \b, -r = -q-. U О
Записи, составленные из математических знаков, чисел, букв и знаков действий, а также знаков равенств или неравенств, носят название формул.
Формулы, составленные из чисел, букв и знаков действий, называются также алгебраическими (буквенными) выражениями. Вот примеры алгебраических выражений:
II о I г- Р и — V
х-ку-Рг, За4-5, —, —i—,
I л • > 1> rst u + v'
Если в данном выражении нет вовсе букв, то его называют также арифметическим (числовым); таковы выражения:
1+2 + 3 7 ,1 iq 0.27
3 ’ 1,19 —1,12-
Арифметика учит обращаться с числами, алгебра — с буквами и формулами.
Упражнение 1.
1. Карандаш стоит 10 коп., а перочинный нож 75 коп. Скажите, сколько копеек стоят: 1) карандаш и нож, 2) три карандаша, 3) два ножа, 4) три карандаша и два ножа, 5) двенадцать карандашей и один нож, 6) десять карандашей, 7) пятьдесят карандашей, 8) т карандашей, 9) пять ножей, 10) семь ножей, 11) п ножей, 12) т карандашей и л ножей.
Обозначая через z стоимость т карандашей и л ножей, напишите, чему равняется z. По этой формуле, посредством числовых подстановок, вычислите стоимость: 1) трех карандашей и двух ножей, 2) двенадцати карандашей и одного ножа, 3) ста карандашей и четырех ножей. Можно ли по этой же формуле вычислить стоимость: 1) десяти карандашей? 2) семи ножей?
2. Куплено 15 карандашей. Скажите, сколько нужно заплатить за покупку, если карандаш стоит: 1) 10 коп., 2) 12 коп., 3) 20 коп., 4) р коп.
Куплено 4 перочинных ножа. Скажите, сколько нужно заплатить за покупку, если один нож стоит: 1) 75 коп., 2) 9) коп., 3) q коп.
Куплено 15 карандашей и 4 перочинных ножа. Сколько придется заплатить за покупку, если карандаш стоит 12 коп., а нож 75 коп.? Если карандаш стоцт р коп., а нож q коп.?
Обозначая через z стоимость покупки 15 карандашей и 4 перочинных ножей и предполагая, что карандаш стоит р коп., а нож q коп., составьте формулу для х. По этой формуле подсчитайте, какова будет стоимость покупки, если: 1) карандаш стоит 10 коп., а нож — 75 коп., 2) карандаш стоит 5 коп., а нож — 95 коп. Можно ли в этой же формуле положить р = 0, и что это будет обозначать?
3. Карандаш стоит р коп., а перочинный нож а коп. Установите, сколько стоят: 1) карандаш и нож, 2) три карандаша, 3) два ножа, 4) три карандаша и два ножа, 5) двенадцать карандашей и один нож, 6) десять карандашей, 7) пятьдесят карандашей, 8) т карандашей, 9) пять ножей, 10) семь ножей, 11) л ножей, 12) т карандашей.
Напишите формулу для х, где х — стоимость т карандашей и п ножей, если известно, что карандаш стоит р коп., а нож q коп. Вычислите ио этой формуле стоимость покупки при следующих данных:
1) т = 15, п = 4, р = 10, q = 75,
2) т — 25, п = 3, р = 12, q = 103.
Скажите условия тех арифметических задач, которые вы только что решили.
Упражнение 2.
1. Я продвигаюсь со скоростью 12 км в час верхом и со скоростью 5 км в час пешком. Какой путь я сделаю, если: 1) проеду один час верхом и затем пройду один час пешком, 2) проеду верхом три часа, 3) пройду пешком два часа, 4) проеду верхом три часа и затем пройду пешком два часа, 5) проеду верхом 8 часов, 6) проеду верхом Л часов, 7) пройду пешком 7 часов, 8) пройду пешком k часов, 9) проеду верхом А часов и затем пройду пешком k часов?
Обозначая через $ весь сделанный путь (в километрах), напишите формулу для s, предполагая, что я буду ехать верхом Л часов и затем итти пешком k часов. По этой формуле посредством числовой подстановки вычислите длину пути, сделанного после: 1) трех часов верховой езды и двух часов пешей ходьбы, 2) восьми часов верховой езды и семи часов пешей ходьбы, можно ли по этой формуле вычислить путь, сделанный после: 1) пяти часов езды, 2) пяти с половиной часов езды, 3) 4 часов ходьбы, 4) 4’/3 часов ходьбы?
2. Я буду ехать верхом 3 часа и затем итти пешком 2 часа. Какой путь я сделаю при условии, что 1) скорость верховой езды равна 15 км в час, а скорость ходьбы — 4 км в час, 2) скорость езды равна и км в час, а скорость ходьбы — v км в час? Обозначив через $ сделанный путь, через и и v — скорости езды и ходьбы, напишите формулу для s. Вычислите по этой формуле значение 5 при данных:!) «=12, v = 5, 2) и = 15, 0 = 4, 3) « = 2и, г> = 6. Можно ли в этой формуле положить: 1) «=50, 2) 0 = 2, 3) « = 0 и что это будет обозначать? Можно ли положить ц=10,5; 0 = 5,3?
Напишите формулу для сделанного пути s после Л часов верховой езды и k часов ходьбы, если известна скорость езды и км в час и скорость ходьбы — 0 км в час. Вычислите по этой формуле длину пути s при данных.
Алгебра - Для УЧИТЕЛЕЙ
Алгебра - 6 КЛАСС
Автор-учебника - Гончаров В Л., Алгебра - 6 класс, Алгебра - Для Учителей, Алгебра - для средних классов