Алгебра и начала анализа для 10-11 классов (М.И. Башмаков) 1992 год - старые учебники
Скачать старый учебник
Назначение: Для 10-11 классов средней школе
Учебник разбит на шесть глав. Главы разделены на параграфы, а параграфы — на пункты. Каждая глава открывается вводной беседой, подготавливающей появление новых основных понятий. В конце каждой главы помещена заключительная беседа, которая включает в себя сведения, необязательные для изучения, но которые могут помочь пытливому человеку.
В конце каждого параграфа помещены контрольные вопросы. Как правило, они начинаются с напоминания об основных понятиях и обозначениях, появившихся в этом параграфе.
Каждая глава заканчивается задачами, которые расположены следующим образом. Сначала дается заголовок — новое понятие или новый алгоритм. Например, «Линейная функция» или «Исследование функции». К одному заголовку может относиться несколько задач. Для каждой главы задачи пронумерованы отдельно. Легкие стандартные задачи отмечены кружком, а трудные — звездочкой. К каждой главе предложено контрольное задание. Оно дается в трех вариантах: первый показывает обязательный уровень требований, второй ориентирован на хорошее усвоение материала в полном объеме, третий — на повышенный уровень, соответствующий примерно классам с математическим уклоном. Объем задания, как правило, велик и не рассчитан на какое-то определенное время.
В конце книги помещены лабораторные работы (по две на каждую главу), часто предполагающие вычисления на микрокалькуляторе.
Большую роль в книге играют иллюстрации. Кроме привычных чертежей и рисунков, каждая глава снабжена информационными схемами, которые наглядно изображают основное содержание главы. Они помещены в конце книги.
© "Просвещение" Москва 1992
Авторство: М.И. Башмаков
Формат: PDF Размер файла: 19.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Глава I. Функции и графики. 5
Вводная беседа —
- 1. Понятие функции 11
- 2. Чтение графика 15
$ 3. Линейная функция. 21
- 4. Преобразование графиков. 28
Заключительная беседа. 35
Задачи к главе I. 45
Глава II. Производная и ее применение 65
Вводная беседа —
- 1. Вычисление производной 73
- 2. Исследование функции с помощью производной 80
- 3. Приложения производной. 92
Заключительная беседа 104
Задачи к главе II. ПО
Глава III. Тригонометрические функции 128
Вводная беседа —
- 1. Определение и простейшие свойства тригонометрических функций 134
- 2. Исследование тригонометрических функций. 140
- 3. Тождественные преобразования 151
- 4. Тригонометрические уравнения. 156
Заключительная беседа 164
Задачи к главе III. 170
Глава IV. Показательная и логарифмическая функции^ 185
Вводная беседа —
- 1. Показательная функция 189
- 2. Логарифмическая функция 192
- 3. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства 200 Заключительная беседа. 207
Задачи к главе IV 217
Глава V. Интеграл и его применение 231
Вводная беседа —
- 1. Вычисление интеграла 238
- 2. Приложения интеграла. 244
Заключительная беседа 253
Задачи к главе V 260
Глава VI. Уравнения и неравенства. 270
Вводная беседа —
$ 1. Уравнения с одним неизвестным 283
- 2. Неравенства с одним неизвестным 289
- 3. Системы уравнений. 292
Заключительная беседа 297
Задачи к главе VI 303
Задачи на повторение свойств функций 313
Лабораторные работы 322
Справочный материал 329
Ответы 343
Скачать бесплатный учебник - Алгебра и начала анализа для 10-11 классов (М.И. Башмаков) 1992 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами учебник по математике.
Математика за 2500 лет своего существования накопила богатейший инструмент для исследования окружающего нас мира. Однако, как заметил выдающийся русский математик и кораблестроитель академик А. Н. Крылов, человек обращается к математике «не затем, чтобы любоваться неисчислимыми сокровищами. Ему прежде всего нужно ознакомиться со столетиями испытанными инструментами и научиться ими правильно и искусно владеть».
Учебник научит вас обращаться с такими математическими инструментами, как функции и их графики, производная и интеграл, уравнения и неравенства. Хотя первое ознакомление с большинством из этих понятий состоялось у вас раньше, книга представляет их вам заново. Это удобно для тех, кто забыл изучавшийся ранее материал, и полезно всем, так как даже в знакомых вещах обнаруживаются новые стороны и явления.
Аналогия математических понятий и результатов с рабочими инструментами не будет полной, если мы ничего не скажем о математических рассуждениях и доказательствах, которые играют роль инструкций и описаний. Не стоило бы так много усилий тратить на изучение математики, если бы ее применение сводилось бы к использованию справочника. Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создает общие приемы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть.
Так же как кисть художника, его краски и правила пользования ими еще далеко не определяют то многообразие живописных полотен, которые он может создать, так и математические формулы и теоремы вместе с их доказательствами не дают представления о множестве задач, которые можно с их помощью решить. Большинство задач, решаемых при изучении математики, носят тренировочный характер. Без тренировки в проведении простых операций невозможно совершенствование ни в каком серьезном деле. Тем большую радость доставит вам решение интересных и трудных задач, которые вы найдете в предлагаемом учебнике.
Сведения по истории математики, как правило, включены в заключительную беседу. Кроме того, в книге приведены высказывания знаменитых математиков и краткие справки об их жизни.
А для низкой жизни были числа, Как домашний подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает.
Н. Гумилев
Глава I
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
ВВОДНАЯ БЕСЕДА
1. Переменные
«Поворотным пунктом в математике была Декартова переменная величина. Благодаря этому в математику вошли движение и тем самым диалектика, и благодаря этому же стало немедленно необходимым дифференциальное и интегральное исчисление, которое тотчас и возникает и которое было в общем и целом завершено, а не изобретено Ньютоном и Лейбницем».
Эти слова, принадлежащие Ф. Энгельсу, ярко характеризуют новый этап в развитии математики, который связан с именами великих ученых XVII в.: Декарта, Ньютона и Лейбница. На основе их работ сформировалось понятие функции, были разработаны методы исследования функций, которые в течение трехсот лет остаются основным инструментом изучения окружающего мира с помощью математики.
Математика всегда была связана с вычислениями и формулами. Особенно много формул было получено при решении задач измерения — тысячелетия назад люди овладели формулами вычисления длин, площадей и объемов простейших фигур.
С помощью формул выражаются соотношения между различными величинами. Приведем примеры некоторых известных формул.
французский философ и математик. Одновременно с П. Ферма заложил основы аналитической геометрии и разработал теорию алгебраических уравнений. Историк математики Д. Я. Стройк написал о нем: «Заслуги Декарта прежде всего в том, что он применил хорошо развитую алгебру начала семнадцатого века к геометрическому анализу древних».
«И чем труднее доказательство, тем больше будет удовольствия тому, кто доказательство найдет».
Р. Декарт
При работе с формулами и при вычислениях по ним приходится совершать преобразования выражений. Эта сторона математики вам уже хорошо знакома. Она будет продолжена и в нашем курсе. В названии курса слово «алгебра» как раз и отражает выполнение различных преобразований, или, как говорят, операционную сторону математики.
Математический анализ, начала которого мы будем изучать в этом курсе, рассматривает формулу как соотношение между меняющимися, переменными величинами. Как изменится точность вычисления объема шара, если точность измерения его радиуса изменить на одну сотую? Это типичный вопрос математического анализа. Ответ на него можно получить с помощью преобразований, так как формула объема шара не слишком сложна. Однако ответ на аналогичный вопрос, связанный с формулой Герона, получить алгебраическими средствами трудно. Математический анализ создал методы, с помощью которых можно следить за характером изменения связанных между собой величин.
В первой из приведенных выше формул участвуют буквы V, R, л, где V — это объем шара, R — его радиус, л — отношение длины окружности к диаметру. Ясно, что величины V и R могут меняться, а л является постоянной. Приближенное значение константы л равно 3,14159 (с точностью до 0,00001). Во второй формуле встречаются буквы s, /, g, где s — это длина пути, t — время движения, a g — ускорение свободного падения. Величины s и t могут меняться, а величина g в этой формуле считается постоянной.
Переменная — это общий термин для обозначения различных меняющихся величин.
Например, рассматривая поведение газа в замкнутом объеме, можно измерить его температуру Т, его объем V, оказываемое им давление р.
Наблюдая за свободно падающим телом, можно измерить длину пути s, пройденного телом за время t, его скорость v в момент времени t, его кинетическую энергию Е в момент времени t и т. д.
В этих примерах участвуют различные переменные величины, или просто переменные.
2. Зависимость между переменными
Переменные, появляющиеся при описании какого-либо процесса, обычно бывают связаны между собой. Одной из основных задач экспериментальных наук является изучение этих связей. Например, закон Клапейрона — Менделеева утверждает, что давление р, объем V и температура Т идеального газа связаны соотношением.
Реальные процессы обычно связаны с большим количеством переменных и зависимостей между ними. В то же время можно отвлечься от каких-то частных деталей, сосредоточив свое внимание лишь на некоторых сторонах процесса, идеализировав условия, в которых он протекает. Тогда удается построить математическую модель процесса, состоящую в перечислении основных характеристик и тех связей, которые между ними имеются.
Например, физики, вводя понятие идеального газа, пренебрегают взаимодействием между молекулами газа и их размером и получают газовые законы в виде соотношений между переменными р, V и Г.
При изучении падения материального тела можно пренебречь сопротивлением воздуха, изменением силы тяжести и т. п. и считать, что движение происходит по прямой с постоянным ускорением g. Тогда положение тела в любой момент времени t можно найти, зная его начальное положение и начальную скорость.
Какие значения могут принимать переменные? Во всех приведенных выше примерах переменные величины были скалярными, т. е. их значения задаются числами. И в дальнейшем мы будем изучать в основном переменные, принимающие числовые значения.
Границы, в которых могут меняться числовые значения переменных, обычно определяются физическими условиями. Так, закон Клапейрона — Менделеева верен лишь при значениях р, V и Т, лежащих в определенных промежутках.
Изучение различных зависимостей между переменными является нашей главной задачей.
Алгебра - АНАЛИЗ - НАЧАЛА АНАЛИЗА
Алгебра - 10-11 КЛАССЫ
Автор-учебника - Башмаков М.И. , Математика - Алгебра - Анализ-Начала анализа, Алгебра - 10 класс 11 класс, Алгебра - Для учащихся старших классов