Skip to main content

Астрономия 10 класс (Воронцов-Вельяминов) 1983 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Астрономия 10 класс (Воронцов-Вельяминов) 1983

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА

© Издательство Просвещение Москва 1983

Авторство: Борис Александрович Воронцов-Вельяминов

Формат: DjVu, Размер файла: 3.61 MB

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет астрономии 3

2. Астрономические наблюдения и телескопы 4

1. Особенности астрономических наблюдений

2. Ваши наблюдения 6

3. Телескопы 7

3. Созвездия. Видимое движение звезд 9

1. Созвездия

2. Яркость и цвет звезд 10

3. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера

4. Определение географической широты 13

5. Суточное движение светил на различных широтах

6. Кульминации 14

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

4. Эклиптика и «блуждающие» светила — планеты

5. Звездные карты, небесные координаты и время 17

1. Карты и координаты

2. Высота светил в кульминации 18

3. Точное время 19

4. Счет времени. Определение географической долготы. Календарь 20

II. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

6. Состав Солнечной системы 22

7. Законы движения планет и искусственных небесных тел 24

1. Форма орбиты и скорость движения

2. Второй и третий законы Кеплера 25

8. Конфигурации и синодические периоды обращения планет 27

1. Конфигурации планет

2. Синодические периоды 28

9. Возмущения в движении планет. Понятие о приливах. Определение масс небесных тел 29

1. Возмущения в движении планет

2. Открытие Нептуна

3. Понятие о теории приливов 31

4. Определение масс небесных тел 32

10. Борьба за научное мировоззрение 34

11. Земля, ее размер, форма, масса, движение 36

1. Размер и форма Земли

2. Масса и плотность Земли 39

3. Доказательство суточного вращения Земли опытом Фуко

4. Доказательство обращения Земли вокруг Солнца 40

12. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1. Определение расстояний

2. Определение размеров светил 43

III. ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

13. Методы изучения физической природы небесных тел 45

1. Применение спектрального анализа

2. Оптические и радио наблюдения 48

3. Обсерватории 49

4. Исследования с помощью космической техники 50

14. Общие характеристики планет земной группы и Земли 51

1. Изучение физической природы планет

2. Характеристика планет земной группы 52

3. Земля. Атмосфера

4. Земля. Магнитное поле 53

15. Физические условия на Луне и ее рельеф 55

1. Физические условия на Луне

2. Рельеф Луны

16. Планеты Меркурий, Венера и Марс 60

1. Околосолнечные планеты

2. Марс 63

17. Планеты-гиганты 65

18. Движение Луны и спутников планет. Затмения 67

1. Спутники планет и Луна

2. Движение Луны

3. Лунные и солнечные затмения 69

19. Астероиды и метеориты 72

1. Астероиды

2. Болиды и метеориты

20. Кометы и метеоры 74

1. Открытие и движение комет

2. Физическая природа комет 75

3. Происхождение комет и их распад на метеорные потоки 77

IV. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

21. Солнце — ближайшая звезда

1. Энергия Солнца

2. Строение Солнца 82

3. Солнечная атмосфера и солнечная активность 84

22. Спектры, температуры, светимости звезд и расстояния до них 89

1. Спектры, цвет и температура звезд

2. Годичный параллакс и расстояния до звезд 90

3. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд 91

23. Двойные звезды. Массы звезд 93

1. Визуально-двойные звезды

2. Спектрально-двойные звезды 95

3. Затменно-двойные звезды — 96

24. Переменные и новые звезды 98

1. Переменные

2. Новые звезды 99

3. Сверхновые звезды 100

25. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности 102

1. Диаметры и плотности звезд

2. Важнейшие закономерности в мире звезд 105

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

26. Наша Галактика 107

1. Млечный Путь и Галактика

2. Звездные скопления и ассоциации 108

27. Диффузная материя 112

1. Межзвездная пыль и темные туманности

2. Светлые пылевые диффузные туманности 113

3. Диффузные газовые туманности

4. Нейтральный водород 114

5. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение 115

28. Движения звезд в Галактике

1. Собственные движения звезд

2. Компоненты пространственной скорости звезд

3. Движение Солнечной системы 116

4. Вращение Галактики 117

29. Звездные системы — галактики. Метагалактика

1. Нормальные галактики

2. Радиогалактики и квазары 122

3. Метагалактика и космология 124

30. Возраст небесных тел. Возникновение и развитие галактик и звезд 127

1. Возраст небесных тел

2. Возникновение галактик и звезд 128

3. Развитие звезд 129

31. Возникновение планетных систем и Земли 131

32. Материалистическая картина мироздания. Проблема внеземных цивилизаций 132

Приложения 134

Предметный указатель 139

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Астрономия 10 класс (Воронцов-Вельяминов) 1983 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ

Астрономия — наука, изучающая движение, строение, про-исхождение и развитие небесных тел и их систем. Накопленные ею знания применяются для практических нужд человечества.

Астрономия является одной из древнейших наук, она возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вместе с ними. Элементарные астрономические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.

И в наше время астрономия используется для определения точного времени и географических координат (в навигации, авиации, космонавтике, геодезии, картографии). Астрономия помогает исследованию и освоению космического пространства, развитию космонавтики и изучению нашей планеты из космоса. Но этим далеко не исчерпываются решаемые ею задачи.

Наша Земля является частью Вселенной. Луна и Солнце вызывают на ней приливы и отливы. Солнечное излучение и его изменения влияют на процессы в земной атмосфере и на жизнедеятельность организмов. Механизмы влияния различных космических тел на Землю также изучает астрономия.

Современная астрономия тесно связана с математикой и физикой, с биологией и химией, с географией, геологией и с космонавтикой. Используя достижения других наук, она в свою очередь обогащает их, стимулирует их развитие, выдвигая перед ними все новые задачи. Астрономия изучает в космосе вещество в таких состояниях и масштабах, какие неосуществимы в лабораториях, и этим расширяет физическую картину мира, наши представления о материи. Все это важно для развития диалектико-материалистического представления о природе. Научившись предвычислять наступление затмений Солнца и Луны, появление комет, астрономия положила начало борьбе с религиозными предрассудками. Показывая возможность естественнонаучного объяснения возникновения и изменения Земли и других небесных тел, астрономия способствует развитию марксистской философии.

Курс астрономии завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, получаемое вами в школе.

Изучая астрономию, необходимо обращать внимание на то, какие сведения являются достоверными фактами, а какие — научными предположениями, которые со временем могут измениться. Важно, что предела человеческому познанию нет. Вот один из примеров того, как это показывает жизнь.

В прошлом веке один философ-идеалист решился утверждать, что возможности человеческого познания ограничены. Он говорил, что, хотя люди и измерили расстояния до некоторых светил, химический состав звезд они никогда не смогут определить. Однако вскоре был открыт спектральный анализ, и астрономы не только установили химический состав атмосфер звезд, но и определили их температуру. Несостоятельными оказались и многие другие попытки указать границы человеческого познания. Так, ученые сначала теоретически оценили температуру на Луне, затем измерили ее с Земли при помощи термоэлемента и радиометодов, потом эти данные получили подтверждение от приборов автоматических станций, изготовленных и посланных людьми на Луну.

 

2. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ТЕЛЕСКОПЫ

1. Особенности астрономических наблюдений. В основе астрономии лежат наблюдения, производимые с Земли и лишь с 60-х годов нашего века выполняемые из космоса — с автоматических и других космических станций и даже с Луны. Аппараты сделали возможным получение проб лунного грунта, доставку разных приборов и даже высадку людей на Луну. Но так пока можно исследовать только ближайшие к Земле небесные светила. Играя такую же роль, как опыты в физике и химии, наблюдения в астрономии имеют ряд особенностей.

Первая особенность состоит в том, что астрономические наблюдения в большинстве случаев пассивны по отношению к изучаемым объектам. Мы не можем активно влиять на небесные тела, ставить опыты (за исключением редких случаев), как это делают в физике, биологии, химии. Лишь использование космических аппаратов дало в этом отношении некоторые возможности.

Кроме того, многие небесные явления протекают столь медленно, что наблюдения их требуют громадных сроков; так, например, изменение наклона земной оси к плоскости ее орбиты становится заметным лишь по истечении сотен лет. Поэтому для нас не потеряли своего значения некоторые наблюдения, производившиеся в Вавилоне и в Китае тысячи лет назад, хотя они и были, по современным понятиям, очень неточными.

Рис. 1. Угловые измерения на небе и высота Рис. 2. Теодолит, светила над горизонтом.

Вторая особенность астрономических наблюдений состоит в следующем. Мы наблюдаем положение небесных тел и их движение с Земли, которая сама находится в движении. Поэтому вид неба для земного наблюдателя зависит не только от того, в каком месте Земли он находится, но и от того, в какое время суток и года он наблюдает. Например, когда у нас зимний день, в Южной Америке летняя ночь, и наоборот. Есть звезды, видимые лишь летом или зимой.

Третья особенность астрономических наблюдений связана с тем, что все светила находятся от нас очень далеко, так далеко, что ни на глаз, ни в телескоп нельзя решить, какое из них ближе, какое дальше. Все они кажутся нам одинаково далекими. Поэтому при наблюдениях обычно выполняют угловые измерения и уже по ним часто делают выводы о линейных расстояниях и размерах тел.

Расстояние между объектами на небе (например, звездами) измеряют углом, образованным лучами, идущими к объектам из точки наблюдения. Такое расстояние называется угловым и выражается в градусах и его долях. При этом считается, что две звезды находятся недалеко друг от друга на небе, если близки друг другу направления, по которым мы их видим (рис. 1, звезды А и В). Возможно, что третья звезда С, на небе более далекая от А,в пространстве к А ближе, чем звезда В.

Угловое расстояние светила от горизонта называется высотой h (рис. 1) светила над горизонтом. Она выражается только в угловых единицах.

Измерения высоты, углового расстояния объекта от горизонта, выполняют специальными угломерными оптическими инструментами, например теодолитом. Теодолит — это инструмент, основной частью которого служит зрительная труба, вращающаяся около вертикальной и горизонтальной осей (рис. 2). С осями

Рис. 3. При суточном вращении неба звезды в восточной стороне неба перемещаются вправо и вверх.

скреплены круги, разделенные на градусы и минуты дуги. По этим кругам отсчитывают направление зрительной трубы. На кораблях и на самолетах угловые измерения выполняют прибором, называемым секстантом (секстаном).

Видимые размеры небесных объектов также можно выразить в угловых единицах. Диаметры Солнца и Луны в угловой мере примерно одинаковы — около 0,5°, а в линейных единицах Солнце больше Луны по диаметру примерно в 400 раз, но оно во столько же раз от Земли дальше. Поэтому их угловые диаметры для нас почти равны.

Как определяют линейные расстояния до небесных тел и их линейные размеры, будет рассказано в § 12 и 22.

2. Ваши наблюдения. Для лучшего усвоения астрономии вы должны как можно раньше приступить к наблюдениям небесных явлений и светил. Указания к наблюдениям невооруженным глазом даны в приложении VI. Нахождение созвездий, ориентировку на местности по Полярной звезде, знакомую вам из курса физической географии, и наблюдение суточного вращения неба (рис. 3 и 4) удобно выполнять с помощью подвижной карты звездного неба, приложенной к учебнику. Для приближенной оценки угловых расстояний на небе полезно знать, что угловое расстояние между двумя звездами «ковша» (а и р, рис. 4) Большой Медведицы равно примерно 5°.

Прежде всего надо ознакомиться с видом звездного неба, найти на нем планеты и убедиться в их перемещении относительно звезд или Солнца в течение 1—2 месяцев. (Об условиях видимости планет и некоторых небесных явлениях говорится в школьном астрономическом календаре на данный год.) Наряду с этим надо ознакомиться в телескоп с рельефом Луны, с солнечными пятнами, а затем уже и с другими светилами и явлениями, о которых сказано в приложении VI. Для этого ниже дается представление о телескопе.

Рис. 4. Изменение положения созвездий Большой и Малой Медведицы относительно горизонта при суточном вращении неба.

3. Телескопы. Основным астрономическим прибором является телескоп. Телескоп с объективом из вогнутого зеркала называется рефлектором (рис. 5), а телескоп с объективом из линз — рефрактором (рис. 6).

Назначение телескопа — собрать больше света от небесных источников и увеличить угол зрения, под которым виден небесный объект.

Количество света, которое попадает в телескоп от наблюдаемого объекта, пропорционально площади объектива. Чем больше размер объектива телескопа, тем более слабые светящиеся объекты в него можно увидеть.

Масштаб изображения, даваемого объективом телескопа, пропорционален фокусному расстоянию объектива, т. е. расстоянию от объектива, собирающего свет, до той плоскости, где получается изображение светила. Изображение небесного объекта можно фотографировать или рассматривать через окуляр (рис. 7).

Телескоп увеличивает видимые угловые размеры Солнца, Луны, планет и деталей на них, а также — угловые расстояния между звездами, но звезды даже в очень сильный телескоп из-за огромной удаленности видны лишь как светящиеся точки.

В рефракторе лучи, пройдя через объектив, преломляются, образуя изображение объекта в фокальной плоскости (рис. 7, а). В рефлекторе лучи от вогнутого зеркала отражаются и потом также собираются в фокальной плоскости (рис. 7, б). При изготовлении объектива телескопа стремятся свести к минимуму все искажения, которыми неизбежно обладает изображение объектов. Простая линза сильно искажает и окрашивает края изображения. Для уменьшения этих недостатков объектив изготовляют из нескольких линз с разной кривизной поверхностей и из разных сортов стекла. Поверхности вогнутого стеклянного зеркала, которая серебрится или алюминируется, придают для уменьшения искажений не сферическую форму, а несколько иную (параболическую).

Советский оптик Д. Д. Максутов разработал систему телескопа, называемую менисковой. Она соединяет в себе достоинства рефрактора и рефлектора. По этой системе устроена одна из моделей школьного телескопа. Тонкое выпукло-вогнутое стекло — мениск — исправляет искажения, даваемые большим сферическим зеркалом. Лучи, отразившиеся от зеркала, отражаются затем от посеребренной площадки на внутренней поверхности мениска и идут в окуляр (рис. 7, в), являющийся усовершенствованной лупой. Существуют и другие телескопические системы

В телескопе получается перевернутое изображение, но это не имеет никакого значения при наблюдении космических объектов.

При наблюдениях в телескоп редко используются увеличения свыше 500 раз. Причина этого — воздушные течения, вызывающие искажения изображения, которые тем заметнее, чем больше увеличение телескопа.

★Все➙ Учебники 10 класс 11 класс, Все - Для учащихся старших классов

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО АСТРОНОМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО АСТРОНОМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - АСТРОНОМИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО АСТРОНОМИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика