Методика преподавания астрономии в средней школе (Набоков) 1947 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика преподавания астрономии в средней школе (Набоков) 1947

Назначение этой книги - помочь преподавателям в проведении курса астрономии в средней школе. Некоторые части её МОГУТ быть применимы в преподавании астрономии и в высших учебных заведениях, особенно в педагогических институтах: преподаватели их могут попутно с общим КУРСОМ вводить и короткие методические указания.

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1947 Утверждено Министром просвещения РСФСР к изданию 8 апреля 1947 г., протокол № 168.

Авторство: Проф. М. Е. Набоков

Формат: PDF, Размер файла: 17.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Задачи и Методы 

1 Астрономия как учебный предмет 5 

2. Задачи обучения астрономии в школе 14 

3. Особенности методов обучения астрономии 18 

4. Учебник и другие пособия 20 

5. Демонстрирование чертежей и картин 22 

6. Демонстрирование моделей 23 

7. Экскурсии на астрономическую обсерваторию 26 

8. Экскурсии в планетарий 27 

9. Практические работы и задачи 29 

10. Наблюдения вводные 33 

11. Наблюдения иллюстративные 39 

12. Наблюдения затмений, комет и метеоров 41 

13. Практические наблюдательные работы 42 

14. Организация наблюдений 45 

15. Сводки наблюдений 49 

См. оглавление полностью...

16. Подготовка преподавателя 50 

17. Составление плана занятий 59 

18. Школьные астрономические кружки 62 

 

Глава II. Оборудование 

19. Астрономическая площадка 65 

20. Астрономическая вышка 70 

21. Башня и купол 71 

22. Основные приборы для наблюдений 73 

23. Вспомогательные приборы для наблюдений 82 

24. Угломерные инструменты и часы 85 

25. Освещение 87 

26. Звёздные атласы и карты 88 

27. Астрономический зонт 

28. Астрономический отдел в физическом кабинете 93 

29. Учебные пособия по сферической астрономии 98 

30. Модели движения Земли и Луны 102 

31. Модели солнечной системы 105 

32. Астрофизические модели 110 

33. Картины и диапозитивы 112 

34. Общий список оборудования 113 

 

Глава III. Методика изложения 

35. Последовательность изложения 115 

36. Элементы сферической астрономии 

37. Небесные координаты и ориентировка по звёздам 125 

38. Форма Земли и зависимость вида неба от положения наблюдателя 130 

39. Видимое движение Солнца и истинное движение Земли 135 

40. Измерение времени и определение географических координат 139 

41. Календарь 146 

42. Параллаксы и определение расстояний 147 

43. Движение Луны и затмения 149 

44. Солнечная система 151 

45. Законы Кеплера 155 

46. Закон тяготения 156 

47. Понятие об астрофизике 158 

48. Солнце 160 

49. Планеты 162 

50. Кометы и метеоры 163 

51. Звёзды 165 

52. Космогонические гипотезы 169 

53. Указатель литературы 175 

 

Приложения: 

I. Графический астрономический календарь на 1948 г 184 

II. Полиграфический расчёт видимости планет 

III. Хронологический указатель по истории астрономии 187 

IV. Параллаксы главных звёзд созв. Б. Медведицы 190

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика преподавания астрономии в средней школе (Набоков) 1947 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 Моим ученикам и школам, 

      где я уча — учился, 

      посвящаю эту работу. 

      Автор 

     

      ОТ АВТОРА. 

      Назначение этой книги — помочь преподавателям в проведении курса астрономии в средней школе. Некоторые части её могут быть применимы в преподавании астрономии и в высших учебных заведениях, особенно в педагогических институтах: преподаватели их могут попутно с общим курсом вводить и короткие методические указания. 

      Содержание книги представляет собой расширенный и пополненный краткий курс методики, читавшийся мною в Московском государственном университете и в Московском городском педагогическом институте в 1933 г., и такой же, читавшийся мною на физическом факультете Московского государственного университета для учительских курсов в 1945 и 1946 гг. 

      Курс астрономии в средней школе включён в курс физики. Преподавание астрономии, таким образом, является обязанностью преподавателей физики, проходивших астрономию в педагогических институтах. Поэтому это изложение основ методики астрономии рассчитано именно на таких преподавателей, которые знают астрономию в объёме учебника для педагогических институтов. 

      Может быть книга, в некоторых её частях окажется полезной и преподавателям географии. Содержание и порядок изложения очень близко соответствуют существующей программе средней школы с учётом тех небольших вариаций, которые имели место и считаются допустимыми. 

      В этот курс методики включено и краткое изложение истории преподавания астрономии. Я считаю, что нашему советскому учителю знание истории своего предмета необходимо для его творческой педагогической работы. Знание истории своего предмета обогащает опытом, предохраняет от возможных ошибок, -даёт представление о развитии преподавания и намечает цели и пути совершенствования дела. 

      Курса методики астрономии, насколько мне известно, ни у нас, ни за границей никогда ещё не существовало; не имея предшественника в этой работе, я смотрю на неё, как на первую попытку дать в систематическом изложении элементы методики астрономии. 

      В книгу включены и результаты критического изучения опыта дореволюционной школы; из этого опыта (работы Баранова, Платонова, Красикова, Ройтмана) можно было использовать только методику школьных наблюдений, да и то с ограничениями, и описания некоторых учебных пособий, полезных и в советской школе. Таким образом через эту книгу преподаватели смогут отчасти ознакомиться и с опытом прогрессивного дореволюционного учительства. 

      Научным работникам в области методики астрономии для более подробного критического разбора опыта старой школы надо обращаться к литературе, указанной в библиографии. 

      Занимаясь уже много лет вопросами методики астрономии, я хорошо представляю себе, что есть ещё много вопросов (особенно в области преподавания астрофизики), которые требуют уточнения, проведения изучения в школе и более пристального исследования; я надеюсь, что опыт передового советского учительства через некоторое время даст возможность исправить и пополнить излагаемое в этой книге 

      Приношу сердечную благодарность товарищу многих лет П. И. Попову, давшему целый ряд весьма ценных советов, и многолетней помощнице — жене моей 3. А. Набоковой, много работавшей по просмотру рукописи и корректур, С. Н. Блажко ц П. П. Паренаго, с которыми я советовался по хронологии астрономии, а также К. Л. Баеву, С. В. Орлову, В. Т. Тер-Оганезову, В. А Шишакову, некоторыми соображениями которых я воспользовался при составлении книги. 

      М. Набоков. 

      

      

      Плох тот учитель, который не учится или учится мало. 

      М. Горький. 

      

      Глава I ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 

      

      1. Астрономия как учебный предмет 

      Задачей астрономии, как науки о природе, является изучение законов развития материи во вселенной и приложение имеющихся знаний о движении и природе небесных тел к улучшению и совершенствованию жизни общества. Служба времени, навигация, служба Солнца (долговременные прогнозы погоды)— лишь часть примеров обширного применения астрономии к практике. 

      Астрономия, как и всякая наука, непрерывно развивается, неограниченно приближаясь к объективной абсолютной истине; её достижения в каждый момент обусловлены требованиями общественного благосостояния и общим уровнем культуры. 

      Учебная дисциплина должна дать учащимся сведения о современном состоянии знаний, создать понимание применения теории и практики, сообщить элементарные навыки этого применения. 

      Эта передача сведений должна быть в известной системе, отражающей систему науки, но построенной соответственно возрасту и развитию учащихся, на основе тех требований, которые предъявляются школе. 

      Основным принципом отбора материала науки для передачи его в учебной дисциплине должно быть содержание науки на определённом этапе её развития; однако этот признак отбора содержания недостаточен. 

      Стремясь отобразить в обучении живую, постоянно растущую науку, мы должны излагать её развитие в историческом освещении. Надо, чтобы обучившийся основам астрономии понимал, как найдены законы, — только в этом случае такие выводы будут убедительны. Точно так же учащийся должен понимать, что совершенно законно и необходимо дальнейшее развитие науки, смена некоторых теорий новыми, более совершенными, или появление и совсем новых теорий. Для этого надо вводить в изложение основ науки описание научных методов наблюдений и исследований в доступной учащимся форме. 

      Учащийся должен иметь возможность понимать работу, производимую учёными, и пути развития науки. Поэтому в изложение основ науки обязательно должна быть включена в пределах понимания учащихся и методология науки. Эта методология, с одной стороны, будет служить для понимания генезиса современного этапа науки, с другой стороны, будет помогать пониманию дальнейшего движения науки. 

      Таким образом, необходимым условием, которому должно удовлетворять содержание учебной дисциплины, является изложение: 1) законченных современных выводов науки; 2) тех её данных, которые дают представление о направлении развития науки и её основных методах. 

      Имея такие предпосылки, мы можем проследить, как надо построить самые методы обучения, чтобы они облегчили усвоение основ науки и понимание её развития. 

      Сущность астрономии легче понять, если обратиться к истории развития астрономических знаний. Мысленно пробежав путь этого развития, мы сможем обнаружить, что астрономия развивала свои теории и методы в связи с практическими задачами, слезившимися перед нею и, в то же время, сближалась с другими естественными науками, более и ранее всего с математикой и физикой, на что указывают и классики марксизма. (Энгельс, Диалектика природы, 1936, стр. 39—40.) 

      Получив свое начало как умение ориентировки и наблюдения времени по небесным светилам, астрономия долгое время стремилась на основе геоцентрического мировоззрения наилучшим способом описать движения светил и найти способы пред-вычисления их положений. Таким образом, хотя современники этого периода астрономии мыслили эту систему мира как действительную, они на самом деле изучали только видимые движения. 

      Это изучение видимых движений небесных светил и методов предвычисления их видимых положений диктовалось потребностями , кораблевождения и счёта времени и, в то же время, общим повышением культурного уровня, запросами философского характера. Именно эти запросы и вызвали первые шаги критики геоцентрического мировоззрения и попытки построения гелиоцентрического миропредставления (Аристарх, Гераклит). Эпоха Возрождения предъявила к астрономии уже большие требования — как со стороны практической, так и со стороны философской. Этим требованиям удовлетворила теория Коперника, разрушившая обветшалую систему Птолемея, установившая гелиоцентрическую систему, доказавшая её правильность и практическую целесообразность. Начался новый период астрономии. 

      В этот период, закончившийся трудами Кеплера, выяснившего законы действительных движений планет, и Ныотона, нашедшего общий закон, лежащий в основе этих движений, астрономия, изучая, главным образом, механические перемещения, была, ив сущности, небесной динамикой. Но в это время астрономия, вместе с началом применения астрономических труб, стала создавать и методы астрофизики. Спектральный анализ, применение фотографии, фотометрия позволили раскрыть физические свойства небесных тел, обнаружить факты, весьма существенные для теории строения материи. Таким образом астрономия, создав предпосылки для развития математики и физики, сама использовала эти науки для своего развития. 

      Теория строения материи в настоящее время широко используется астрономией, причём захватываются все формы движения материи (механические перемещения, теплота, электричество, свет). Следует заметить, что, в свою очередь, некоторые факты, обнаруженные астрономией (например огромнейшая плотность карликовых звёзд), оказываются важными для физики. Астрономия, несмотря на такую близость с физикой и химией остаётся, однако, самостоятельной наукой, как по методам, так и по объектам исследования. 

      Астрономия и теперь удовлетворяет практическим задачам, но эти задачи стали более глубоки и обширны, требуют большей точности, захватывают новые области (например гравиметрия, почти уже выделившаяся в особую науку), требуют новых методов, использующих достижения современной физики и техники. 

      Астрономы не имеют возможности вести изучение небесных тел путём эксперимента, как это делают физики и другие естествоиспытатели, объектами изучения которых являются земные предметы и явления. Наблюдение является основным источником всех наших сведений о небесных телах. Необходимая при всяком наблюдении отметка момента наблюдения приобрела в астрономии особое значение и вызвала необходимость построения целого ряда специальных приборов для измерения времени с использованием пьезоэлектричества, фотоэлектричества. 

      Размеры небесных тел, расстояния между ними, огромное разнообразие физических явлений, на них происходящих, и условий, в которых они протекают (температуры, давления и т. д.), — всё это отличает астрономию от физики и даёт ей новые сведения, недостижимые для исследователей земных объектов. 

      Этот краткий обзор истории развития астрономии дан главным образом с целью обратить внимание на то, что астрономия, будучи наукой, изучающей небесные тела особыми методами, от задачи изучения лишь видимых их движений распространила свои задачи и на вопросы исследования общих свойств и движений материи и поэтому её часть, называемая астрофизикой, приобрела особо важное значение для развития диалектико-материалистического мировоззрения. 

      Чтобы оценить изменение во взгляде на астрономию как науку, можно взять два определения астрономии: одно, данное Деламбром в «Histoire de l’Astronomie ancienne» (1817),и другое, данное выдающимися современными астрономами. 

      В то время, как Деламбр определил астрономию как науку, объединявшую все наблюдаемые факты в теорию механического движения и определения расстояний и размеров небесных тел, — теперь мы имеем определение, большая часть которого относится к области астрофизики: природа небесных тел, их физическое состояние, взаимодействие притяжением и излучениём, их прошлая история и будущее развитие. Таким образом, к определению Деламбра прибавлены исключительно астрофизические признаки и к «взаимодействию тяготением» добавлено «взаимодействие излучением». Тем самым старое чисто механическое представление о содержании астрономии переведено в область общих движений материи. 

      Астрометрия, имеющая своей задачей точное определение положений светил, получила в современной астрономии новое значение. С одной стороны астрометрия даёт возможность разобраться в истинном распределении и движениях светил в пространстве Если древняя астрометрия охватывала лишь нашу солнечную систему, то современная астрометрия ставит и решает более широкие задачи изучения звёздной вселенной. 

      С другой стороны астрометрия даёт основы для практического применения астрономии. В настоящее время, благодаря успехам теоретической астрономии и достижениям современной техники, астрометрия достигла высокого совершенства. Из числа практических применений астрометрии наиболее важные: точное определение географических координат, служба точного времени, применения астрометрии к мореходству и аэронавигации. Без точного знания координат светил и применения методов, разработанных и теоретически, и практически астрометрией, все эти работы были бы немыслимы. 

      Таким образом, как теория астрономии, так и её практические приложения играют видную роль в современной культурной жизни. Она служит практическим потребностям строительства социализма и обороны страны и способствует укреплению-диалектико-материалистического мировоззрения. В силу этого астрономия, как учебный предмет, в советской школе совершенно необходима. 

      В. И. Ленин в своей речи «Задачи союзов молодёжи» говорит: «...Но всё-таки надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, надо уметь выбрать из неё то, что необходимо для коммунизма». И далее: «Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнётом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества» К Поэтому и для разработки вопроса об астрономии, как учебном предмете в советской школе, полезно учесть опыт русской дореволюционной и зарубежной буржуазной средней школы в области постановки обучения астрономии. 

      Преподавание начал астрономии в школах России имеет большую давность, оно изменялось и по форме, и по содержанию соответственно требованиям времени. Уже в XVII в. в России в «азбуковниках» сообщались начальные сведения по астрономии, называвшейся в то время «космографией». Это название элементарного курса астрономии, введённое ещё в древности аристотелианцами, сохранялось в царской России и до сих пор применяется в капиталистических странах.. В древней Руси начала космографии значительно отставали от уровня науки того времени, содержали элемент мистический и фантастический. 

      Реформы Петра I сказались и на преподавании астрономии. Пётр I, имея в виду практические потребности (главным образом навигацию), распорядился перевести «Космотёорию» X р. Гюйгенса. Перевод был сделан Я. В. Брюсом и вышел в 1717 г. под названием «Книга мировоззрения, или мнение о небесно земных глобусах». Эта книга была в сущности первым коперниканским учебником и была назначена для навигаторских школ, в которых преподавалась практическая астрономия. Однако вступление в этой книге носит характер примирительный. Пётр I, участвовавший в составлении этого предисловия, явно соблюдал максимальную осторожность, чтобы не отпугивать читателей В послепетровское время упадка просвещения в России теория Коперника, если и имела место в учебниках, то только формально. 

      Известно, как много труда должен был вложить Ломоносов в дело защиты теории Коперника. В 1815 г. в Москве была напечатана книга «Разрушение коперниковой системы» анонимного автора, а в 1876 г. в Петербурге переводная брошюра Шёпфера «Земля неподвижна». Всё это доказывает, что в школах, где проходились начала астрономии, им придавался узко практический характер. Задача была не в просвещении учащихся, не в описании истинного строения мира, а в обучении сферической астрономии («математической географии»), необходимой для практики. 

      В XIX и начале XX в. в русских школах космография (астрономия) преподавалась в мужских и женских гимназиях, реальных училищах, военных средних школах («кадетских корпусах»). В зависимости от характера школы находились и программа, и число часов, отводимых ка этот предмет. В реальных и военных училищах на космографию отводилось 72 часа в год, в гимназиях 36 часов. Большее число часов в реальных училищах и кадетских корпусах обусловлено несомненно тем, что именно эти училища были наиболее близки к требованиям жизни, в гимназиях же естествознание преподавалось в ограниченном объёме. 

      В сущности только в реальных и военных училищах космография проходилась нормально и учащиеся выносили, в пределах и направлении программ, надлежащие сведения. Программы дореволюционного Министерства народного просвещения по космографии достаточно полно охватывали сферическую астрономию (её практическую часть — для реальных училищ) и очень мало внимания уделяли описательной астрономии. Вопросы космогонии в программе отсутствовали совершенно. 

      Незадолго до революции в связи с движением вперёд педагогической мысли и в преподавании астрономии наметились сдвиги к оживлению, но они не смогли найти достаточного отражения в учебниках, за которыми следило царское Министерство народного просвещения. Движение ?вперёд сказалось в разработке методов преподавания главным образом сферической астрономии, в постановке практических занятий в этой области, в создании необходимого для этого оборудования и в более тщательном изложении её в учебнике. В некоторых учебниках описательной астрономии стало уделяться больше внимания.1) 

      1) Ознакомление с постановкой преподавания астрономии (космографии) в зарубежных школах показывает, что она имеется в программах школ всех стран. Наиболее полные материалы можно было получить о преподавании астрономии в школах Франции. 

      За период, предшествовавший Великой Октябрьской социалистической революции, передовые преподаватели астрономии в средних школах разработали довольно много эффективных и полезных приёмов в области сферической астрономии и этот опыт предреволюционной школы может и должен быть использован и в настоящее время. В области теоретической и, особенно, описательной астрономии не было да и не могло быть сделано ничего существенного, ибо внимание было обращено главным образом на сферическую астрономию. Для того чтобы заимствовать опыт предреволюционного передового учительства в области преподавания астрономии, приходится обращаться к некоторым книгам (Ройтмана, Платонова, Баранова), к журнальной. литературе (содержащей главным образом описания практических занятий и пособий), так как в официальных программах это движение вперёд нашло лишь слабое отражение. 

      Заключение об истинном содержании курса удалось установить главным образом путём ознакомления с французскими учебникам. Основные признаки программ — преимущественное внимание вопросам сферической астрономии, малая разработанность и краткость астрофизической части, своеобразное расположение материала в первой части, некоторая отсталости от на ки (например, излагается, а иногда и не излагается, одна только космогоническая гипотеза Лапласа). 

      (в форме объяснительных записок, списков учебных пособий, разработок первой части курса). 

      После Великой Октябрьской социалистической революции, в период отсутствия общегосударственных программ и господства комплексного метода; преподавание астрономии проводилось в школе как первой ступени, так и второй. Во второй ступени астрономия проходилась концентрами понемногу в трёх последовательных классах (V, VI и VII). Фактически астрономия проходилась только там, где имелись соответствующие условия в виде наличия преподавателя, учебных пособий и согласия на это заведующего школой. Программы этого периода носят в себе отпечаток предшествующего периода, в течение которого в дооктябрьской школе стали пробиваться некоторые передовые мысли. Лучшие педагоги предреволюционного периода, пользуясь данной им свободой, вложили в эти программы свой опыт, оживили программу - практическими занятиями, но больше этого они сделать не смогли Вопросы мировоззренческие в программы были включены в сущности лишь декларативно; сами авторы программ, имея самые лучшие в этом отношении намерения, не знали, как их проводить в преподавании астрономии. По этим причинам программы астрономии этого периода не представляют шага вперёд — они подытоживают неофициальный опыт дореволюционного передового учительства. 

      Со времени введения общегосударственных программ и до постановления ЦК ВКП(б) и GHK СССР о средней школе, указавших основные недостатки школьного дела и пути их устранения, астрономия в школе испытывала влияние многоразличных направлений, начиная от комплексности и кончая методом проектов. Ещё в 1931 г. астрономия как предмет существовала в V, VI и VII классах, программа же её была «комплексирования» с физикой («Проект новых программ ФЗС», вып. И). В программах ФЗС 1932 г. астрономия уже перенесена в VII год обучения, в программах же конца 1933 г. астрономия перенесена в X класс и на неё отведено 72 часа в год.1) 

      1) В предполагаемой новой программе (1947 г.) для X и XI классов астрономия распределяется так, что между двумя частями курса приходится каникулярный период. Такое распределение материала дает возможность преподавателю использовать начало лета и начало осени (наибольшее число ясных дней и ночей) для постановки как общих, так и самостоятельных школьных наблюдений. Так как в каникулярное время ученики выезжают в пионерские лагери и туристские экскурсии, вполне возможно дать им . небольшие, но содержательные задания по наблюдениям звёздного неба. В число этих заданий обязательно следует включить наблюдение передвижения планет и расположения небесных светил на иных широтах, чем местоположение школы В весенне-летний период конца учебного года следует провести некоторые практические работы (в частности — проведение полуденной линии). В начале учебного года десятого класса (осень) очень полезно провести пропедевтическое знакомство с звёздным небом. 

      Последовательный просмотр этих программ показывает что программа астрономии начинает в них более определяться со стороны диалектико-материалистической, главным образом со стороны разработки некоторых отдельных вопросов, связанных с историей борьбы науки с религией. Однако программы этого периода имеют значительные недостатки, выражавшиеся (в ранних программах) в отсутствии правильного представления о связи теории и практики, некотором нарушении систематичности (во всех программах астрономии — по свойствам самого содержания — эти недостатки были невелики) и неясном представлении диалектико-материалистического содержания предмета. Последняя программа 1935 г. представляет собой прежнюю программу 1933 г. с незначительными редакционными изменениями и указанием числа часов на каждый раздел. 

      Эта программа оставалась неизменной до 1938 г., когда она была пересмотрена, причём были сделаны перестановки материала. Этот пересмотр связан с тем обстоятельством, что, исключённая было из сетки часов, астрономия была восстановлена в 1937 г., но уже с меньшим числом часов — 36 часов в год. 

      Рассмотрение различных программ показывает, что в первой части их (сферическая астрономия) имеются два основных, достаточно ясно выраженных, течения: 

      1) исходя из понятия о шарообразной и вращающейся Земле, выводить необходимость наблюдаемых движений светил (некоторые программы, например, программа военных училищ, утверждённая в 1889 г., французские программы); 

      2) идя от фактов наблюдений небесных светил, приводить учащихся к выводу о шарообразности Земли и её вращения; так же поступать и при изложении сведений о солнечной системе (более поздние программы военных средних школ, советские программы). 

      Что касается второго типа программ, то в них сказывается главным образом стремление сначала изложить всю формальную сторону, а потом объяснение в виде учения о шарообразности и вращении Земли. 

      Это стремление, однако, ведёт к тому, что элементы сферической астрономии, на изложение которых уходит много времени, не оживлённые объяснением сущности дела, становятся очень тяжелыми для понимания и усвоения, отрываются от понимания их причин и обоснований. 

      Элементы теоретической астрономии и астрофизики («описательной» астрономии) во всех программах даются одинаково: теоретическая в историческом порядке, астрофизическая в порядке пространственного расширения сведений о вселенной (тоже в сущности историческом). Содержание последнего раздела, естественно, не одинаково в различных программах; наиболее подробно оно разработано в советских программах. 

      Старые дореволюционные программы преследовали узко практические цели обучения и замалчивали или извращали идеологическое значение астрономии; советские программы на первое место ставят идейно-политическое воспитание и больше уделяют внимания вопросам, относящимся к природе и развитию небесных тел, бесконечности и вечности вселенной. 

      Изучение опыта советской школы показывает, что преподавание астрономии у нас находится на более высоком уровне, чем в дореволюционной и капиталистической школе и со стороны программ, и со стороны восприятия школьниками научного, марксистского взгляда на вселенную. Имеются и многие недочёты: преподаватели, понимая в общем мировоззренческое значение астрономии, ещё не научились разъяснять его во всех частях курса, не применяют некоторых полезных методических приёмов и учебных пособий, школьные астрономические наблюдения ставят односторонне, а иногда и пренебрегают ими. Эти недочёты отчасти происходят от незнания советской методической литературы (статьи в журналах) и вследствие отсутствия до сих пор книги по методике астрономии. 

      Помня высказывания В. И. Ленина об обучении основам наук, о переработке опыта старой школы и И. В. Сталина о передовой науке, в частности — астрономии, как освободительнице человеческого мышления от обветшавших, бесплодных теорий, мы приходим к выводу, что астрономия, как входящая в круг «основ», должна быть в числе предметов советской средней школы. В методике астрономии следует использовать опыт старой школы в области сферической астрономии, переработав её изложение, в области же теоретической и астрофизической, мало и плохо разработанной старой школой, следует продолжать искание новых, улучшенных методов. 

      Преподавание астрономии в школе должно обеспечить учащимся усвоение основ передовой науки в диалектико-материалистическом освещении; оно должно быть живым и действенным — таким, чтобы учащийся выносил из него понимание связи теории и практики и элементарные практические навыки; это преподавание должно вполне соответствовать задачам советского строительства и обороны страны. 

      Фридрих Энгельс («Диалектика природы», «Основные формы движения»), рассматривая вопрос о движении небесных тел, вскрывает существенный недостаток прежней школьной астрономии — чисто, механическое толкование астрономических явлений, отрыв от изучения процесса развития небесных тел. Энгельс даёт здесь указание на необходимость изложения того, что мы теперь называем астрофизикой. Естественно, что в преподавании астрономии следует обратить особое внимание на изложение процессов развития небесных тел, строения и развития вселенной соответственно с современным состоянием вауки, особенно в истолковании советских учёных, разрабатывающих эти вопросы на базе диалектико-материалистического мышления. Однако изложение одной астрофизической части астрономии далеко не достаточно, так как, с одной стороны, она не может быть усвоена без знания основ астрометрии, с другой же стороны, как мы видим, именно астрометрия более всего нужна для практических применений. 

      Сферическая астрономия в курсе астрономии имеет значение не только как необходимый подготовительный отдел к пониманию- элементов теоретической астрономии и астрофизики. Сферическая астрономия необходима в курсе и своими практическими применениями. Она даёт будущим морякам, лётчикам, артиллеристам и инженерам те основы ориентировки по небесным светилам, знания сферических координат и т. п., которые могут пригодиться и непосредственно, и в качестве базы для их дальнейшего специального обучения. 

      Изолированное обучение какому-нибудь одному из отделов астрономии, разрывающее связь теории с практикой и лишающее преподавание его мировоззренческих выводов, явилось бы нарушением общих принципов обучения в советской школе. 

      Что касается формы обучения основам астрономии в советской школе, то постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. указывает, что систематически, последовательно излагая преподаваемую дисциплину, преподаватель обязан приучать детей к работе в лаборатории, широко применять демонстрирование опытов и приборов, приучать детей к самостоятельной работе. В применении к преподаванию астрономии это означает, что сведения по астрономии должны быть соединены с ознакомлением с небесными светилами путём наблюдений, демонстрированием картин и практическими работами по сферической астрономии, имеющими целью создать у учащихся основные навыки и умения в ориентировке, определении времени, пользовании астрономическими календарями. 

      

      2. Задачи обучения астрономии в школе 

      Основная задача преподавания астрономии в советской школе должна соответствовать общей задаче нашей школы: эго идейно политическое воспитание и образование юношества на основе учения Маркса — Ленина — Сталина, подготовка активных строителей социализма, ограждение молодёжи от вредных идеалистических течений. 

      В докладах тон. А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» и «29-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» мы находим указания на эти основные задачи. Тоз. А. А. Жданов говорит: «Необходимо оградить молодёжь от тлетворных чуждых влияний и организовать её воспитание и образование в духе большевистской идейности». При этом тов. А. А. Жданов указывает на то, что нужно «преодолевать и выкорчёвывать пережитки капитализма в сознании людей» и, указывая, что «империалистам всех мастей» не нравятся успехи нашего социалистического строительства, призывает «смело бичевать и нападать на буржуазную культуру, находящуюся в состоянии маразма и растления». 

      Исходя из этих указаний, мы должны рассматривать задачи преподавания астрономии с двух сторон: 1) Изложение данных науки надо строить так, чтобы учащиеся получили твёрдые убеждения в вечности и бесконечности вселенной, вечном движении и развитии материи, её единстве и в возможности всё большего и большего познания вселенной. 2) Нужно бороться с теми идеалистическими влияниями, которые имеют своим истоком буржуазную философию. Эти влияния в области астрономии выражаются в утверждении и распространении взглядов на то, что вселенная непознаваема; а эти взгляды ведут в свою очередь к псевдонаучным «обоснованиям» якобы неизбежности творческого акта. 

      Тов. А. Д. Жданов говорит, что нужно «воспитать отважное племя строителей социализма» и указывает, что надо показать и «высокие качества советских людей» и «заглянуть в завтрашний день». 

      Имея эти указания, мы в области преподавания астрономии должны объяснить учащимся применение астрономии в работах текущей пятилетки и создать у них те элементарные навыки в астрономической ориентировке, которые им нужны как участникам строительства и обороны. 

      Следует рассказывать и об успехах и современных достижениях советской астрономии, как в области исследовательской, так и в организационной. Надо рассказать, как и в каком виде восстанавливаются разрушенные фашистами обсерватории и институты, каковы перспективы совсем новых построек, нашего советского приборостроения (например телескопы сталинского лауреата проф. Д. Д. Максутова), задачи исследований в текущей пятилетке. Следует также обратить внимание, что успехи советской астрономии признаны Международным Астрономическим союзом и советским астрономам принадлежит руководящая роль в организации некоторых интернациональных астрономических исследований (например в комиссии переменных звёзд и др.) 

      Наша советская школа должна воспитать человека, свободного от религиозных цепей, понимающего противоположность научного и фидеистического мировоззрений, могущего противопоставить ненаучным измышлениям о вселенной истинные данные науки о её строении и развитии. 

      Поэтому в изложении основ астрономии надо выявить истинность научного мировоззрения, борьбу науки с ложными взглядами на мироздание, защищавшимися религией, на исторических примерах показать героизм представителей передовой науки в борьбе за истину против фидеизма и суеверии. Наиболее яркими примерами этой борьбы являются учёные времени Возрождения: Коперник, Бруно и Галилей. Но не следует" забывать, что и в дальнейшей истории развития астрономии эта борьба, иногда в затушёванной, скрытой форме — продолжалась, продолжается и теперь, но только в ином виде. 

      Повествования религии о происхождении мира и его строении целым рядом явных противоречий науке производят отрицательное впечатление. Сторонники религии пытаются сгладить эти противоречия всяческими особыми истолкованиями («тысячи лет, как один день» и т. п.). 

      Гораздо серьёзнее и опаснее та форма борьбы идеализма против науки, которая, не отворачиваясь грубо от науки, наоборот, как будто принимая её методы и выводы, старается их связать с авторитетом религиозных первоисточников (библия, талмуд, коран и т. п.), и, главное, дискредитировать самую основу науки, выдвигая якобы непознаваемость мира. 

      Поэтому, как это было указано выше, особенно важно дать учащимся не только описание достижений астрономии, но и показать методы, которые привели к ним, и тем самым закрепить в сознании учащихся бесконечность развития научных знаний. В этом случае полезно напомнить высказывание Ленина: «Познание человека не есть (геБр, не идёт по) прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращён (односторонне превращён) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведёт тогда в болото, в поповщину (где её закрепляют классовый интерес господствующих классов)»1.) 

      Из этой цитаты видно, что изложение учащимся истории развития познаний о вселенной приобретает большое значение в борьбе против реакции, которая именно в эту-то сторону и бьёт, постоянно указывая на мнимые пределы научного познания, истолковывая все научные выводы так, что всегда остаётся нечто непознанное, и в этом непознанном находит базу для мистики, таинственного и непознаваемого божества. 

      Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся в курсе астрономии получили убедительнейшее подтверждение справедливости одной из исходных позиций диалектического материализма, изложенного в словах товарища И. В. Сталина: 

      «Марксистский философский материализм исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин, что нет в мире непознаваемых, вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики» 2). 

      1) Ленин, К вопросу о диалектике. Соч., т. XIII, 1931, стр. 30 

      2) История ВКП(б), Краткий курс, стр. 108. 

      Этим определяется вторая основная задача курса астрономии: не только показать процессы развития во вселенной, но и дать понятие о том, как развивалась и продолжает развиваться самая наука о вселенной, оберечь учащихся от превращения спирали, про которую говорит Ленин, в прямую линию. 

      Изложение основ астрономии обязательно надо связывать с её историческим развитием, а последнее сопоставлять (конечно, кратко) с известными учащимся из курса истории фактами. 

      Астрономия — наука наблюдательная. Единственный источник её знаний о небесных светилах — тот световой луч, который улавливается астрономическими инструментами. Этот световой луч, до тех пор, пока физика не подошла к нему, как к явлению материальному, рассматривался чисто геометрически — как прямая линия, направление которой определялось угломерными инструментами. Прогресс физики, а вместе с ним .развитие техники, дали возможность определить его состав, энергию, запечатлеть изображение светила фотографически. 

      Как опыт в физике, так и наблюдение в астрономии является основным методом. Факты, связь между ними, теория явлений могут быть объяснены только на основе знакомства с этим методом астрономии — наблюдением. В учебном предмете метод науки не может быть раскрыт для учащихся во всех деталях. Изложение основ науки должно быть, однако, связано с описанием основ метода самой науки и это требование особенно существенно при прохождении астрономии в школе. 

      В большинстве школьных учебных предметов (ботаника, зоология и т. п.) изучаются объекты, достаточно хорошо знакомые учащимся по их повседневным наблюдениям или доступные показу при помощи некоторого инструментария, посильного для школы (например, рассматривание микроорганизмов в микроскоп). Не совсем так обстоит дело с объектами астрономии, которые в своей большей части недостаточно знакомы учащимся и наблюдения которых для них часто недоступны. Показ всякого рода рисунков и фотографий и выводы, делаемые на его основе, не могут быть убедительными для учащихся, если они не будут иметь ясного понятия о самом методе, с помощью которого были получены эти рисунки и фотографии. Показывая результаты и не давая понятия о методах получения их, мы рискуем подорвать самые основы обучения, так как учащиеся вынуждены принимать на веру излагаемое преподавателем. 

      Отсюда вытекает третья задача изложения: дать понятие о главном, основном методе науки астрономии — наблюдении. 

      Выше уже было указано, что развитие астрономии протекало и идёт в тесной связи с родственными ей науками (физика, математика, техника) и с практическими требованиями. Все решённые и нерешённые проблемы астрономии проходят обычный путь: практика — теория — практика. 

      Все эти задачи не должны рассматриваться изолированная друг от друга, так как в действительности все они внутренне глубоко связаны между собой. 

      

      3. Особенности методов обучения астрономии 

      Обучение астрономии слагается из изложения курса, сопутствующих или предварительных наблюдений, чтения учебника или книг, решения задач и из практических работ. 

      Эти частные методы прохождения курса имеют общие черты с другими школьными дисциплинами, особенно с физико-математическими и с естествознанием. Нам надо рассмотреть особенности этих методов, вытекающие из содержания и метода астрономии, как школьной дисциплины. 

      Приведённые выше задачи идейно-политического воспитания должны быть учтены во всех частных методах обучения астрономии и, прежде всего, в изложении, которое должно быть построено так, чтобы оно было всё проникнуто марксистско-ленинской теорией и укрепляло её в умах учащихся. Преподаватели нередко делают ошибки в этом отношении, рассматривая одни части курса, как мировоззренческие, а другие как, так сказать, нейтральные. 

      Особенно тщательно должно быть подготовлено изложение исторических отделов астрономии, в которых следует не столько обращать внимание на мелкие детали жизненного пути того или иного учёного, сколько на указание связи достижений его с состоянием и требованиями эпохи, когда он жил, и описанием, в меру доступности школьникам, методов, которые привели его к открытию нового. 

      В теоретической и астрофизической части курса главное — расположить и провести изложение так, чтобы получить ясный и точный вывод закона, указав наблюдательные средства, давшие материал для вывода. Когда закон вполне убедительно доказан, из него следует вывести следствия и обобщения, показывающие движение и развитие небесных тел. 

      Наблюдения, как было указано выше, имеют большое значение для восприятия и понимания тех сведений, которые даются в курсе. Школьные астрономические наблюдения имеют в курсе такое же значение, как демонстрации и лабораторные работы в физике. Однако постановка этих наблюдений имеет свои, отличительные от физического эксперимента, черты. Наблюдения не могут быть поставлены во время урока (за некоторыми исключениями), как по причине времени суток и расположения небесных светил, так и вследствие погоды, — это вносит трудности организационного характера. Помимо этого затруднения имеется и другое: преподаватель при изложении курса вынужден использовать память учащихся, те, иногда кратковременные, восприятия, которые получены учащимися во время наблюдений. Эти обстоятельства не только требуют особенно внимательного отношения к организации и проведению наблюдений, но и к восстановлению в памяти учащихся результатов этих наблюдений. 

      Преподаватель должен найти наиболее подходящие в каждом случае формы обзора проведённых наблюдений с выделением из них того основного, что является существенным для данного урока. Основной формой такого обзора, естественно, является опрос учащихся.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "АСТРОНОМИЯ И АРХЕОЛОГИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "АСТРОНОМИЯ И АРХЕОЛОГИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика