Самодельный секстант и работа с ним (Лисина) 1966 - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
Описание: В помощь учителю астрономии
В настоящей брошюре дается описание простого, но современного, и вполне доступного школьникам графического метода определения сразу обеих координат—широты и долготы, применяемого в мореплавании. Этот метод, метод прямых равных высот, находит в настоящее время себе применение и на суше. В несколько видоизмененном и приспособленном к специфическим условиям виде он применяется космонавтами при астрономической ориентировке. Школьников с этим методом можно познакомить на уроках астрономии, посвященных ее практическому применению.
Учащиеся в соответствии с существующей программой производят измерение высот светил с помощью школьного теодолита. Результаты этих наблюдений могут быть использованы для нахождения места положения школы методом прямых равных высот.
© МАРИЙСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЙОШКАР-ОЛА 1966
Авторство: Наталья Владимировна Лисина
Формат: PDF Размер файла: 3.38 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 3
Круги равных высот. Определение положения наблюдателя 5
Схематическое описание секстанта. 8
Схема и основные детали самодельного секстанта 10
Изготовление лимба и алидады 13
Сборка самодельного секстанта 17
Регулировка секстанта 18
Наблюдение с помощью секстанта 20
Заключение
Приложение. 42
Литература.
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Самодельный секстант и работа с ним (Лисина) 1966 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Астрономия, самая древняя из наук, имеет большое научно-теоретическое и мировоззренческое значение. С другой стороны она имеет непосредственное применение в практической жизни общества (определение географических координат, ориентировка, определение времени). Поэтому весьма полезно познакомить учащихся в школе с основными задачами практической астрономии — определением широты и долготы места.
Чтобы преподавание астрономии в школе в какой-то мере поставить в соответствие с современными требованиями, следует применять для определения широты и долготы современные, но вместе с тем простые методы. Имеющиеся в литературе описания простейших методов и инструментов для определения широты и долготы, рекомендуемые для школьников, являются слишком примитивными и вряд ли могут серьезно заинтересовать учащихся старших классов.
Полезно познакомить с этим методом учащихся младших классов на кружке астрономии, чтобы они могли пользоваться им в туристских походах и пионерских лагерях.
Однако в полевых и походных условиях применение теодолита неудобно. В этом случае более удобным инструментом является секстант, который не требует предварительной установки и легок в транспортировке. В данной брошюре предлагается модель секстанта, который можно изготовить в школьных учебных мастерских. Точность его вполне удовлетворяет учебным целям.
В конце брошюры прилагаются таблицы для обработки наблюдений, являющиеся несколько упрощенными и видоизмененными таблицами высот и азимутов Солнца, применявшихся в авиации.
Надеемся, что предлагаемая брошюра заинтересует учителей и учащихся старших классов и' будет полезна им при проведении уроков астрономии, в туристских походах, в кружковой работе. Просим присылать свои замечания и пожелания по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, 94, МГПИ им. Н. К. Крупской, кафедра физики.
Многие методы определения географических координат основываются на измерении высот h (или их разности) светил в некоторый момент времени Т. Между координатами светила — прямым восхождением а, склонением д, высотой h и азимутом А с одной стороны и географическими координатами — широтой ф и долготой А,, с другой существует зависимость, в которую входят одновременно широта и долгота. Поэтому из наблюдений одного светила обычно определяется либо широта ф при известной долготе, либо долгота А, при известной широте. При раздельном определении широты и долготы необходимо соблюдать определенные условия при выборе светил (наблюдения светила производят либо в меридиане или вблизи него, либо близ первого вертикала). Эти условия часто ограничивают выбор светил для наблюдений и, что самое важное, время наблюдений.
Излагаемый дальше графический метод совместного определения широты и долготы, помимо простоты и наглядности Обладает большой универсальностью, так как при его применении выбор светил и время наблюдений менее ограничены. Наглядность метода прямыхравных высот заключается в том, что место наблюдателя находится сразу на карте. Он основан на своеобразном применении кругов равных высот, с рассмотрения которых и начинается наше изложение.
КРУГИ РАВНЫХ ВЫСОТ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Представим себе линию, соединяющую центр Земли с каким-либо светилом. Она пересечет земную поверхность в точке G (рис. 1), из которой это светило будет наблюдаться в зените, т. е. высота его будет равна 90°, а зенитное расстояние — 0.
Точка, в зените которой находится данное светило, называется географическим местом этого светила (ГМС).