Skip to main content

Астрономия

Самодельный секстант и работа с ним (Лисина) 1966 - Скачать старые книги

Советская нехудожественная литература бесплатно

Самодельный секстант и работа с ним (Лисина) 1966

Описание: В помощь учителю астрономии

В настоящей брошюре дается описание простого, но современного, и вполне доступного школьникам графического метода определения сразу обеих координат—широты и долготы, применяемого в мореплавании. Этот метод, метод прямых равных высот, находит в настоящее время себе применение и на суше. В несколько видоизмененном и приспособленном к специфическим условиям виде он применяется космонавтами при астрономической ориентировке. Школьников с этим методом можно познакомить на уроках астрономии, посвященных ее практическому применению.
Учащиеся в соответствии с существующей программой производят измерение высот светил с помощью школьного теодолита. Результаты этих наблюдений могут быть использованы для нахождения места положения школы методом прямых равных высот.

© МАРИЙСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЙОШКАР-ОЛА 1966

Авторство: Наталья Владимировна Лисина

Формат: PDF Размер файла: 3.38 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 3

Круги равных высот. Определение положения наблюдателя 5

Схематическое описание секстанта. 8

Схема и основные детали самодельного секстанта 10

Изготовление лимба и алидады 13

Сборка самодельного секстанта 17

Регулировка секстанта 18

Наблюдение с помощью секстанта 20

Заключение

Приложение. 42

Литература.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатную книгу времен СССР - Самодельный секстант и работа с ним (Лисина) 1966 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Астрономия, самая древняя из наук, имеет большое научно-теоретическое и мировоззренческое значение. С другой стороны она имеет непосредственное применение в практической жизни общества (определение географических координат, ориентировка, определение времени). Поэтому весьма полезно познакомить учащихся в школе с основными задачами практической астрономии — определением широты и долготы места.

Чтобы преподавание астрономии в школе в какой-то мере поставить в соответствие с современными требованиями, следует применять для определения широты и долготы современные, но вместе с тем простые методы. Имеющиеся в литературе описания простейших методов и инструментов для определения широты и долготы, рекомендуемые для школьников, являются слишком примитивными и вряд ли могут серьезно заинтересовать учащихся старших классов.

Полезно познакомить с этим методом учащихся младших классов на кружке астрономии, чтобы они могли пользоваться им в туристских походах и пионерских лагерях.

Однако в полевых и походных условиях применение теодолита неудобно. В этом случае более удобным инструментом является секстант, который не требует предварительной установки и легок в транспортировке. В данной брошюре предлагается модель секстанта, который можно изготовить в школьных учебных мастерских. Точность его вполне удовлетворяет учебным целям.

В конце брошюры прилагаются таблицы для обработки наблюдений, являющиеся несколько упрощенными и видоизмененными таблицами высот и азимутов Солнца, применявшихся в авиации.

Надеемся, что предлагаемая брошюра заинтересует учителей и учащихся старших классов и' будет полезна им при проведении уроков астрономии, в туристских походах, в кружковой работе. Просим присылать свои замечания и пожелания по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, 94, МГПИ им. Н. К. Крупской, кафедра физики.

Многие методы определения географических координат основываются на измерении высот h (или их разности) светил в некоторый момент времени Т. Между координатами светила — прямым восхождением а, склонением д, высотой h и азимутом А с одной стороны и географическими координатами — широтой ф и долготой А,, с другой существует зависимость, в которую входят одновременно широта и долгота. Поэтому из наблюдений одного светила обычно определяется либо широта ф при известной долготе, либо долгота А, при известной широте. При раздельном определении широты и долготы необходимо соблюдать определенные условия при выборе светил (наблюдения светила производят либо в меридиане или вблизи него, либо близ первого вертикала). Эти условия часто ограничивают выбор светил для наблюдений и, что самое важное, время наблюдений.

Излагаемый дальше графический метод совместного определения широты и долготы, помимо простоты и наглядности Обладает большой универсальностью, так как при его применении выбор светил и время наблюдений менее ограничены. Наглядность метода прямыхравных высот заключается в том, что место наблюдателя находится сразу на карте. Он основан на своеобразном применении кругов равных высот, с рассмотрения которых и начинается наше изложение.

КРУГИ РАВНЫХ ВЫСОТ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Представим себе линию, соединяющую центр Земли с каким-либо светилом. Она пересечет земную поверхность в точке G (рис. 1), из которой это светило будет наблюдаться в зените, т. е. высота его будет равна 90°, а зенитное расстояние — 0.

Точка, в зените которой находится данное светило, называется географическим местом этого светила (ГМС).

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор - Лисина Н.В.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО АСТРОНОМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО АСТРОНОМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - АСТРОНОМИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО АСТРОНОМИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика