В помощь учителю астрономии (Шишаков) 1952 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 В помощь учителю астрономии (Шишаков) 1952

Назначение: Пособие для учителей

© УЧПЕДГИЗ РСФСР МОСКВА 1952

Авторство: В. А. Шишаков

Формат: DjVu, Размер файла: 2.62 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3 

Задачи курса астрономии в средней школе 5 

О подготовке учителя к преподаванию астрономии 10 

О наглядности курса 12 

Об «астрономическом активе» 19 

О самостоятельных докладах учащихся 20 

О домашних работах и сочинениях учащихся 22 

Об учебнике астрономии 25 

Предварительные мероприятия 27 

Построение курса 29 

Первый урок 35 

Второй урок 40 

Угловые измерения 43 

Следующие пять уроков 46 

Смена времён года 51 

См. оглавление полностью...

0 контрольной работе 57 

Измерение времени 62 

Движение и фазы Луны Затмения 68 

Календарь 75 

Системы мира 92 

Законы движения планет 97 

Всемирное тяготение 99 

Итоговые работы учащихся во второй четверти 104 

Определение расстояний до небесных светил 106 

Методы астрофизики 108 

Луна 111 

Мир планет 112 

Кометы и метеоры 119 

Солнце 122 

Строение вселенной 126 

Контрольная работа в третьей четверти 131 

Вопросы космогонии 132 

Приложения 

1 Аннотированный список литературы 140 

2 Наблюдения планет и Луны 149 

3 Видимость планет в ближайшие годы 

4 Программа курса астрономии 150

Скачать бесплатный учебник  СССР - В помощь учителю астрономии (Шишаков) 1952 года

Скачать

Скачать...

См. Отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ 

      По вопросам преподавания астрономии в средней школе публиковалось немало материалов (в приложении 1 приведён выборочный их список). В 1947 г. появилась первая на русском языке «Методика преподавания астрономии в средней школе» проф. М. Е. Набокова. К. сожалению, в этой книге, так же как и во многих методических статьях на эту тему, зачастую рассказывается только о том, как можно было бы вообще пройти курс астрономии или отдельные его вопросы, если бы для этого имелись вполне благоприятные условия. Эти условия предполагают наличие достаточного количества времени, необходимых средств, возможностей школы и т. п. В некоторых случаях такие работы не находились даже в согласии с программой школьного курса астрономии. Авторы методических работ не во всех случаях учитывали действительные нужды и возможности преподавания астрономии в средней школе в существующих условиях. Упускалось из виду главное: как на практике провести достаточно удовлетворительным образом весь курс астрономии в X классе, имея в виду сложность его насыщенной материалом программы, объёмистый учебник, — всё это при предельно скромном числе учебных часов, при большой нагрузке учащихся X класса и в большом числе случаев при недостатке у учителей теоретической и практической подготовки для преподавания астрономии. 

      Программа курса астрономии X класса и в том виде, какой она получила в 1948 г. после сокращения и упрощения, довольно трудна для прохождения её в отведённое для неё время. Учитывая возможные пропуски некоторых уроков (праздники, болезнь учителя и т. п.) и тем более пропуски отдельных уроков учащимися, можно сказать, что в этом курсе — с максимально возможным числом часов около и даже менее 30 — дорога буквально каждая минута. 

      А так как многие учителя астрономии подготовку в этой области имеют недостаточную, — больше чем в каком-либо ином предмете возникает острая надобность в методическом пособии по астрономии, которое говорило бы о том, как пройти курс с результатами, удовлетворяющими не только вышестоящие инстанции (например, все учащиеся аттестованы, имеют хорошие и отличные отметки по астрономии), но и отвечающими требовательности учителя к себе, к порученному ему большому делу, а также удовлетворяющими запросы и нужды учащихся. 

      Автор данного пособия ставит перед собой цель поделиться своим опытом в практическом построении курса астрономии в X классе на основе ныне действующей программы и учебника проф. Б. А. Воронцова-Вельяминова. 

      Разумеется, автор не претендует ни на обязательность своих суждений и советов, ни на полноту охвата и разбора вопросов, интересующих учителей астрономии. Это именно и только советы. В ряде случаев, будучи стеснён объёмом книги, автор полагал возможным ограничиться ссылками на уже имеющиеся методические пособия или же просто оставлял без рассмотрения отдельные вопросы, например вопросы, выходящие за пределы практических нужд учителей. Надо полагать, что неустанно работающая творческая мысль преданных своему делу учителей скоро исправит недостатки преподавания астрономии, и их инициатива и опыт помогут поднять на надлежащий уровень преподавание этого предмета в средней школе. 

      

      ЗАДАЧИ КУРСА АСТРОНОМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 

      В обоснование необходимости преподавания астрономии в средней школе писалось и говорилось много. Приведём здесь лишь краткое резюме таких высказываний. 

      Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание у учащихся основанного на науке сознательного отношения к природе и обществу, ко всему окружающему и происходящему. Справедливо заметил академик А. Н. Крылов, что средняя школа должна «учить учиться». Школа должна учить своих питомцев самостоятельно мыслить и уметь в дальнейшем самим приобретать дополнительные знания. 

      Для диалектического мышления и материалистического объяснения окружающего нас мира астрономия имеет огромнее значение. Научнее мировоззрение немыслимо без правильных представлений о строении вселенной и о процессах, в ней происходящих. Действительная причинность любых явлений природы и общественных событий, их естественный ход и строгая закономерность могут быть хорошо поняты на основе правильного представления о строении мира. 

      Астрономия непоколебимо убеждает в силе науки, расширяет общеобразовательный кругозор учащихся, пробуждает и повышает культурные запросы, возбуждает интерес к разным отраслям науки и техники, в первую очередь к математике и физике, способствует их лучшему усвоению. Она приносит огромное удовлетворение сообщаемыми ею знаниями, развивает духовные силы, творческие способности, любознательную пытливость, способствует выявлению наклонностей и дарований, даёт много возможностей к самостоятельной работе над собой. Она вскрывает перед молодёжью разнообразные пути к применению получаемых знаний на практике, ведёт к лучшему использованию досуга учащимися, к хорошей самодеятельной организации культурного отдыха и развлечений, поскольку направляет молодёжь на путь серьёзного чтения, любительских астрономических наблюдений и объединения в кружках, привлекает к участию в работе астрономических учреждений и организаций (например, на обсерваториях, в астрономическом обществе). Этим она в свою очередь способствует развитию общественно-политической активности и вовлечению в общественную жизнь, особенно ещё и потому, что даёт много материала для борьбы с суевериями и предрассудками в окружающей среде и нередко побуждает к общественно-полезным выступлениям, в том числе (говоря о наиболее серьёзных учащихся) с докладами и беседами. Астрономия способствует и эстетическому воспитанию, коль скоро привлекает внимание к прекрасному в природе и пробуждает высшие эмоции. Наконец, всем этим она, несомненно, способствует бодрости духа, усиливает жизнерадостность и содействует увеличению работоспособности. 

      Передовое научное мировоззрение, а таким является мировоззрение диалектико-материалистическое, обеспечивается в первую очередь ясным пониманием законов природы и развития человеческого общества. Знание этих законов является основным признаком образованности. Эти законы надо знать прежде всего для того и в такой мере, чтобы проникнуться сознанием материального единства мира и естественности всего существующего и происходящего. 

      Но знать законы природы — это не значит их просто заучить. Нужно прежде всего их ясно понять и переработать в сознании. Надо, чтобы результатом изучения отдельных законов явилось понимание сущности всевозможных форм движения и развития материи, уменье видеть в любом из них проявление общих закономерностей, связывающих мир в единое целое. А это значит, что в процессе обучения учащиеся должны усваивать материал сознательно, проникая в суть фактов и явлений, понимая причинные связи и взаимоотношения вещей и явлений. Настойчиво и во всём прививать учащимся уменье мыслить, перерабатывать в своём сознании получаемые знания — такова задача обучения вообще. 

      В. И. Ленин не раз обращал внимание на эту сторону образования. В своём широко известном выступлении на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 г., излагая основные задачи Коммунистического Союза молодёжи, он говорил об обязанности нашей школы давать молодёжи «уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды». О той же, в сущности, задаче — задаче выработки уменья мыслить — В. И. Ленин говорил в лекции «О государстве», читанной в Коммунистическом университете им. Свердлова (1919). 

      «...если вы научитесь самостоятельно разбираться по этому вопросу, — только тогда вы можете считать себя достаточно твёрдыми в своих убеждениях...». 

      Сознательная и активная познавательная деятельность есть вообще необходимая предпосылка к прочному и основательному усвоению любого научного материала, а тем более такого, который играет решающую роль в выработке мировоззрения. 

      Всё это в значительной степени имеет отношение к преподаванию астрономии в советской средней школе. Но как пробудить активность учащихся? 

      Величайшей двигательной силой в осуществлении этой задачи является интерес к преподаваемому предмету. Надо ли долго говорить о том, что астрономия уже сама по себе — своим материалом, методами научного исследования, историей развития — привлекает именно всеобщий интерес. Задача заключается лишь в том, чтобы этот интерес сохранить во время всего процесса обучения, сколь возможно развить, с тем чтобы этот интерес не угас и в будущем. Здесь очень уместно вспомнить одно из замечаний В. И. Ленина, сделанное им в рецензии на «Краткий курс экономической науки» Богданова: 

      «Вся задача состоит в том, чтобы человек, усвоивший себе начальное руководство, имел в руках надёжную путеводную нить для дальнейшего изучения этого предмета, чтобы он получил интерес к такому изучению...». 

      Несомненно, что решение этой задачи в огромной степени зависит от качества преподавания, от того, насколько преподаватель сумеет своей педагогической работой достичь основной цели обучения. Ни один предмет обучения не терпит формального преподавания, тем более, если обучаются дети, и в ещё большей степени, если этот предмет изобилует фактами и доводами, полными глубокого значения для выработки мировоззрения, научного мышления. 

      Формализм создаёт именно то положение, которое вскрывали и бичевали представители передовой педагогической мысли, описывая старую школу, положение, при котором, как говорил Ян Амос Коменский, «большая часть научных занятий только протекает через ум, но не остаётся в нём». 

      В силу этого и развивается, как говорил К. Д. Ушинский, «привычка ничего не усваивать прочно и забывать быстро». 

      Формализм в преподавании астрономии — науки, изобилующей живой практикой, — грозит полным провалом этого предмета в курсе средней школы. 

      Одна из важнейших сторон курса астрономии заключается в том, чтобы в нём были представлены вопросы истории этой науки. Покойный президент Академии наук СССР С. И. Вавилов писал: «Давно пришла пора отдать должное достижениям нашей науки, наших отечественных учёных, правильно и по достоинству оценить многие их великие открытия...», «...на различных участках научного исследования наша страна выдвигала замечательных деятелей, творцов новых областей и направлений, опередивших во многом развитие отечественной и мировой науки». 

      Как можно не использовать максимально те интереснейшие страницы истории борьбы за научное мировоззрение, истории развития знаний и величайших достижений человеческого ума, которыми полна история астрономии? И сами по себе эти страницы увлекательно интересны, и результаты упорной трудолюбивой работы учёных в области астрономии глубоко поучительны в воспитательном смысле. 

      «В теории познания, — писал В. И. Ленин, — "как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным»1. 

      Не только и не столько внешние стороны тех или иных событий должны найти место в курсе (именно упоминанием эпизодов, может быть, и интересных, но случайных, подчас не имеющих существенного значения, нередко ограничиваются преподаватели). Надо обязательно насытить курс материалами, показывающими, какими путями наука пришла к установлению тех или иных фактов, в чём заключалась работа того или иного учёного, как он энергично преодолевал бесчисленные трудности часто именно упорным трудолюбием и героической смелостью, не взирая ни на какие препятствия. Особенно замечательны здесь героические дела М. В. Ломоносова — страстного поборника за передовое научное мировоззрение. Само собой разумеется, что на протяжении всего курса должна выпукло показываться крупнейшая роль в развитии астрономии наших славных соотечественников и замечательные успехи и достижения советской астрономии. 

      В курсе астрономии большое место принадлежит освещению методов научного познания мира: учащиеся должны получить представление об астрономических инструментах, об обсерваториях, о работе этих учреждений, о способах изучения физики и химии небесных тел (методы астрофизики), о плодотворнейшем применении в изучении вселенной и её законов математики, физики и механики. 

      Огромнейшее значение имеет уяснение важности астрономии для удовлетворения практических нужд: без астрономии немыслимо мореплавание, аэронавигация, составление точных карт, работа экспедиций, определение и счисление времени по часам и календарю; астрономия дополняет физику в ряде вопросов и т. п. Помимо разъяснения этого, учащимся надо преподать и некоторые нужные навыки и уменья, которые могут им пригодиться в жизни (угловые измерения, ориентировка по небесным светилам и др.). 

      На основании всего сказанного можно так охарактеризовать задачи и основное содержание курса астрономии в средней школе: 

      1. Курс астрономии должен раскрыть картину бесконечной и вечной вселенной, включающей в себя неисчислимое множество миров, движущихся и развивающихся на основе единых непреложных законов материального мира. Он должен служить преодолению заблуждений, предрассудков и суеверий, созданию у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения. 

      2. Курс астрономии должен показать пути и способы научного познания, исторический ход развития знаний о строении и развитии вселенной, с непременным показом роли русских и советских учёных. 

      Вопрос заключается только в том, в каком объёме могут быть предложены учащимся те или иные вопросы программы, чтобы изучение их не явилось бездумной «гимнастикой ума». Было бы величайшим злом сообщать детям то, что до их сознания не дойдёт. Против этого направлено одно из указаний постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 25 августа 1932 г., указание на перегрузку программ школы учебным материалом, «приводящую к тому, что ряд дисциплин проходится в школе наспех, а знания и навыки детьми твёрдо не усваиваются и не закрепляются». 

      Хорошо сказал Н. Г. Чернышевский: «...годы, посвящённые человеческому ученью — драгоценные годы. Жаль тратить их на мученье ребёнка или юноши над бесполезными для него тонкостями, которых не может он и постичь вполне». 

      

      о ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ к ПРЕПОДАВАНИЮ АСТРОНОМИИ 

      Стоит ли уделять здесь место этому тривиальному вопросу? Каждому ясно, что успешно преподавать можно только тот предмет, по которому у учителя имеются обстоятельные знания. И так как на учителей физики возложена обязанность вести курс астрономии в X классе, они должны непременно изучить этот предмет в нужном объёме. 

      Назрела необходимость организовать курсы подготовки и переподготовки учителей астрономии. Нужно организовывать для учителей лекции и методические совещания по вопросам преподавания астрономии. Велика потребность в литературе до астрономии как для преподавателей, так и для учащихся. Учителям надо много работать над повышением своей квалификации. Всё это верно и как будто не нуждается в обсуждении в данном методическом пособий. 

      Но верно также и то, что до сих пор слишком мало делается или вообще ничего не делается в этом направлении. О курсах, семинарах, методических совещаниях учителей астрономии что-то не слышно, подходящей для прохождения курса литературы недостаточно. Учителя в вопросах астрономии предоставлены самим себе и, что греха таить, очень часто избегают преподавать астрономию иди преподают её без должного успеха. Когда же где-нибудь организуются лекции или семинары для учителей астрономии, им преподносятся прежде всего и главным образом новости астрономии, как средство, якобы достаточное для повышения квалификации учителей, преподающих астрономию. 

      Бесспорно, учитель должен быть в курсе новых достижений в науке, которую он преподаёт. Но, право же, нужды учителей астрономии заключаются отнюдь не в том, чтобы узнать, например, что у Урана открыт ещё один спутник — пятый, что у Нептуна открыт второй спутник, что на спутнике Сатурна Титане обнаружена атмосфера и т. п. Ведь эти и подобные новости отнюдь не решают и не способствуют решению главного вопроса — как провести курс с должным успехом. И напрасно иногда упрекают учителей астрономии, что они-де ведут преподавание не на высоком уровне. Очевидно, не будет большой беды от того, что учитель назовёт устаревшие числа, выражающие скорость движения Солнца в Галактике, или число звёзд в ней или её размеры и т. п. А вот если он по окончании курса астрономии оставит в сердцах учащихся холодное равнодушие к астрономии или, что ещё тяжелее, неприязнь к ней как к досадному привеску в учёбе, если сообщённые им новейшие данные тут же беззаботно забудутся учащимися, ничего не получившими от пройденного курса, — дело будет обстоять плохо. 

      Поэтому прежде всего и, конечно, наряду с пополнением теоретических знаний, нужно вести преподавание астрономии так, чтобы учащиеся полюбили эту науку, чтобы они получили на основе пройденного курса твёрдую уверенность в единственно правильном дйалектико-материалистическом понимании мира. Вооружить их и по этой линии на непреклонную борьбу за коммунизм, против растленного мира классового гнёта и реакционного мракобесия — такова задача. 

      Конечно,курс астрономии в X классе — это не просто описания и рассуждения, хотя бы и самые увлекательные. В школе требуется усвоение основ данной науки. Но не следует забывать и о том, что так прекрасно сформулировано мыслителями в прошлом: «Ум ребёнка не сосуд, который надо наполнить; это огонь, который надо разжечь» (Плутарх). И еще: «Топливо, заваливающее очаг, горит плохо» (Д. И. Менделеев). 

      Дело заключается, естественно, не в полноте знаний и не в их внешней безукоризненности, а в том, чтобы дать учащимся такие знания, которые действительно явились бы прочным фундаментом передового научного мировоззрения. Подготовкой себя в этом отношении и надо заниматься учителю. 

      

      О НАГЛЯДНОСТИ КУРСА 

      В преподавании астрономии наглядность, этот, по словам В. Г. Белинского, «самый необходимый и могущественный помощник при учении», «основание детского развития» («Рецензия на грамматику Половцева»), нередко приобретает решающее значение. Ведя учащихся диалектическим путём познания «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», мы должны широко понимать наглядность как могущественный педагогический способ раскрытия закономерностей изучаемых явлений и фактов, стимулирующий познавательную активность учащихся. Используя в преподавании астрономии наблюдения небесных светил и явлений, пользуясь картинами, в том числе световыми (с проекционным фонарём), таблицами, чертежами и моделями, учитель должен всеми доступными ему способами создавать у учащихся ясные и живые образы и картины. 

      Учащиеся во всех возможных случаях должны привлекаться к самостоятельной работе для составления таблиц, вычерчивания схем, зарисовок наблюдаемого, создания объёмных моделей. Нужно широко использовать возможности наблюдения небесных светил и явлений, проводить всякие астрономические наблюдения, продумывая их методику. Весьма неудачным кажется нам применение телескопа без надлежащего продумывания цели и задач данного наблюдения. Широко распространено представление о телескопических наблюдениях как об универсальном убедительнейшем способе осуществить максимальную наглядность в обучении астрономии. 

      Но, во-первых, существует очень много астрономических наблюдений, проводимых без применения телескопа. Ряд весьма важных наблюдений, а на их основе и открытия были сделаны ещё до изобретения телескопа. Надо, конечно, практиковать наблюдения и невооружённым глазом. Сюда следует отнести в первую очередь наблюдения точек восхода и захода Солнца и его полуденной высоты в различные времена года, наблюдения движения Луны и смены её фаз, ознакомление со звёздным небом, наблюдения его видимых изменений в различные месяцы и видимого движения планет. 

      Во-вторых, массовое пользование телескопом сильно умаляет эффект от его применения: надо следить за тем, чтобы наблюдаемый объект не уходил из поля зрения, т. е. всё время точно направлять телескоп; надо считаться с необходимостью изменять фокусировку телескопа для отдельных учащихся. Крупное увеличение, о котором часто неосновательно мечтают, ещё больше усугубляет подобные неудобства наблюдений. И если не пробудить у учащихся значительную настойчивость и внимательность, можно заметить существенный холодок недоверия и разочарования у тех, кто не увидел в телескоп ожидаемой картины. А картины эти представляются неосведомлённым людям нередко просто преувеличенными, Отсюда требование большой предварительной подготовки к таким наблюдениям: заранее сказать учащимся о.приёмах наблюдения в телескоп и о том, что и как они должны увидеть. 

      И третье замечание касается избираемых для наблюдения объектов. Само собой разумеется, что эти наблюдения должны преследовать определённые, заранее обдуманные цели. Нельзя показывать, например, Солнце в телескоп, если на нём в данный день нет достаточно заметных пятен. Что же может дать в этом случае обозрение чистого диска или части диска Солнца? Или, на- 

      пример, что могут дать наблюдения планеты Марса в небольшую астрономическую трубу? После неосмотрительно предложенных наблюдений такого рода учащиеся испытают прямо разочарование и почувствуют некоторое недоверие к картинам й фактам, о которых так много говорится в книжках по астрономии. 

      Ограничившись этими общими замечаниями по вопросу о методах наблюдений, остановимся на вопросе конкретизации наблюдений и закрепления в памяти виденных картин. Надо с самого начала подобных занятий — коллективных и индивидуальных — приучать учащихся делать всё более точные зарисовки с применением астрономических понятий, терминов и определений (например, сферических координат, угловых расстояний и т. п.) и вести записи наблюдений с соблюдением основных требований точности, аккуратности и осмысленности. Такие и подобные материалы могут служить для выведения отметок по астрономии. 

      Учитывая исключительное значение самостоятельности учащихся в работе над изучаемым материалом, следует всячески поощрять чтение ими доступной астрономической литературы, ведение записей прослушиваемых лекций, составление конспектов прочитанного и прослушанного, рекомендовать им делать выписки цитат и записи фактического материала.

 

ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "АСТРОНОМИЯ И АРХЕОЛОГИЯ"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "АСТРОНОМИЯ И АРХЕОЛОГИЯ"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика